Загадки сознания и Кант

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-07-28 11:48

Работа разума

Линия исследования сознания через само сознание в европейской философии представлена учениями, построенными как ответ на вопрос: «Что в моем сознании от самого сознания, а не от мира?». Имена Декарта, Канта и Гуссерля обозначают наиболее значимые моменты развития этой линии. Эта линия противостоит линии «чистой доски», представленной сегодня многими направлениями аналитической философии, семиотики, нейрофилософией и нейронаукой. Первая линия предпочтительна постольку, поскольку сознание исследует само себя, а значит, некорректно игнорировать тот факт, что сознание предпосылает себя собственному исследованию в виде как минимум инструментов исследования (базовых категорий и логических законов).

Значение кантовского априоризма заключается в том, что он представляет собой самую серьезную в истории попытку вычленить тот круг предпосылаемого инструментария, который неизбежно присутствует, в снятом виде или непосредственно, в любом дискурсе о сознании. Самый существенный недостаток кантовского подхода заключается в том, что он носит содержательный характер: принципы познания a priori сформулированы как набор содержательных тезисов.

Такой подход не застрахован от того, что его результаты могут оказаться неполными, а главное, что за априорное будет принято то, что на деле является апостериорным и заимствовано из когнитивного опыта лишь одной из больших культур человечества, а значит, не носит всеобщего и строго обязательного характера, т.е. не является в кантовском понимании принципом познания a priori. Именно об этом свидетельствует развитие науки после Канта: неевклидовы системы геометрии, квантовая механика и теория относительности показали вариативность того, что Кант считал инвариантными принципами a priori, обосновывающими математику и естествознание, а историко-философское востоковедение открыло вариативность принципов познания a priori, выработанных большими культурами человечества.

Перспектива развития кантовского проекта выстраивается как:

1) различение всеобщего-вообще (инвариант априорной познавательной способности человеческого сознания, не зависящей от мира, – способности к связности) и всеобщего в рамках больших культур (варианты реализации этой способности, задающие основания разворачивания больших культур, априорные в их пределах);

2) трактовка всеобщего-вообще не как содержательных тезисов, а как способности к связности – ключевой априорной способности;

3) исследование смыслополагания как реализации способности к связности во всех узлах эпистемной цепочки: чувственное восприятие, язык, рассудочное мышление.


Источник: vk.com

Комментарии: