Вообще любой взгляд на природу человека можно свести к двум позициям: либо человек - это субъект, либо человек - это объект

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-07-20 12:06

Философия ИИ

В случае "субъектности" человека мы признаем, что он суть личность, что он что-то чувствует, в чём-то нуждается и что наше отношение влияет на то, как он себя при этом чувствует.

В случае "объектности" человека мы признаем, что он суть органическая система, вегетативно организованная, и что то, что мы называем чувствами, влечениями, представлениями есть не более чем набор метаболических комбинаций.

Этот случай уместно было бы иллюстрировать инфографикой, описывающей, как повысить уровень серотонина, эндорфина, дофамина и окситоцина в мозге.

Забавно, что в такой инфографике ничего не говорится о том, как понизить уровень глутомата в центральной и латеральной миндалине, а также минимизировать ингибитор связывания диазепама, кортикорелин, холецистокинин и нейропептид Y.

Обратите внимание, что из этой формулировки совершенно не понятно, о чём идет речь. И даже самому ярому адепту вегитатизации человека потребуется пояснение: понижение этих элементов является снижением активности системы FEAR — это страх.

И вот здесь нам потребуется интенциональность, которая плохо вписывается в объективизацию человека: субъективная направленность на объект.

Как избавиться от состояния страха? Удовлетворить потребность в безопасности. Патология этой потребности возникает там, где человек по каким-то причинам не может добиться безопасности.

Вам не весь этот "суп" надо понижать, а удаляться от объекта, который представляет для вас опасность. Весь этот "суп" нужен для внутренней кухни конкретной функциональной системы, которая, к слову, склонна включать в свой состав преспециализированные нейроны.

Что это значит? Мы учимся бояться конкретных вещей и явлений, а также удовлетворять страх, то есть автоматизировать способы, которыми мы достигаем безопасности. Всё.

Кстати, обратите внимание, что химический состав одной аффективной системы — это реально список ингредиентов, которые задействуются в определенных пропорциях. То есть это далеко не один нейромедиатор, гормон или нейропептид.

Вы же слышали из всех науч-поп утюгов про дофамин? Психическая система, работа которой опосредуется дофамином, называется системой SEEKING, или ПОИСК. Это — любопытство, интерес, удивление, иногда даже в патологических состояниях одержимость или мания, а при депрессии — апатия (эта система угнетается при хронической активации системы привязанности).

Это состояние "я хочу" еще без уточнения, чего именно я хочу. Именно эта система шарашит изо всех своих сил, когда нам снятся сновидения и когда мы испытываем галлюцинации. Антипсихотические препараты как раз тормозят активность этой системы, а обширное повреждение этой системы полностью прекращает сновидения, галлюцинации и... делает человека абуличным (безвольным).

При этом дофамин не связан с удовольствием, возникающим при достижении цели. Он важен при предвосхищении достижения цели, а не после нее. При этом, что характерно, дофамин вообще ничего не знает касательно того, что именно вы делаете: у нейромедиаторов нет памяти, увы.

Так вот, в этой системе помимо дофамина еще важную роль играет глутамат, опиоиды, нейротензин, орексин и холецистокинин. То есть дофамин здесь лишь часть сложного процесса.

Когда у вас возникает потребность, система ПОИСК становится активной и дает иннервацию в базальные ганглии, очень сильно связанные с недекларативной памятью, или, проще говоря, навыками, какие есть.

И вот здесь мы вновь приходим к разнице между формой и содержанием: хотя одно не отделяется от другого, но мы не знаем ничего о том, что именно снится человеку, когда система ПОИСК активна во время сна. Единственное, что мы можем сказать: он желает и галлюцинирует в этот момент (видит сон).

Объективацию человеческого субъекта можно сравнить вот с чем. Представьте, что некий человек смотрит на текст и утверждает, что здесь нет содержания: только буквы. С фонологической точки зрения он, конечно же, прав. Но, скорее всего, он просто не умеет читать :)


Источник: vk.com

Комментарии: