Терапия превращается в псевдонауку? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-07-09 12:43 Распознавание предупреждающих знаков Джонатан Стеа и Райан Хаус PN, март/апрель 2025 года «Не засовывай кофе себе в задницу» — не та отцовская мудрость, которой, как я думал, мне нужно поделиться со своими детьми, но, будучи цифровыми аборигенами, которые ориентируются в Instagram и TikTok лучше, чем я в собственном дворе, мои дети неизбежно столкнутся с сообщениями о пользе засовывания кофе себе в задницу — наряду с бесчисленными другими диковинными рекомендациями — от специалистов по здоровому образу жизни. Я, как их родитель (который по совместительству является психологом), беру на себя обязанность помочь им отличить полезные советы по здоровому образу жизни от мошенничества. Разве мы не должны делать то же самое для наших клиентов? По словам Джонатана Н. Сти, клинического психолога и адъюнкт-профессора в Университете Калгари, ответ на этот вопрос однозначен: да. Как автор книги «Обрати внимание на науку: как сохранить психическое здоровье в условиях индустрии благополучия», Сти призывает психотерапевтов отделять зёрна от плевел в лечении психических расстройств, чтобы предоставлять нашим клиентам обоснованные и эффективные методы лечения. Помимо кофейных клизм, Сти выступает против того, что, по его словам, является преувеличенными научными заявлениями об акупунктуре, психоделиках, рэйки, хиропрактике, медитации осознанности, программах «12 шагов», энергетической терапии и даже некоторых популярных терапевтических методиках. Если вас расстраивает мысль о том, что он, возможно, пытается убить одну из ваших священных коров, то вы не одиноки: он ежедневно получает шквал гневных писем, многие из которых адресованы его знаменитому пучку. В одном из постов в социальной сети кто-то пренебрежительно прокомментировал: «И это говорит парень с пучком на голове». Стиа парировала: «Это до тошноты раздражает апологетов лженауки». Но он не бросает вызов популярным терапевтическим техникам и методам, чтобы вызвать резонанс. Его задача — помочь людям отличить лженауку от настоящей науки в культуре, где это бывает непросто. Недавно я беседовал с ним о лженауке, психотерапии и профессиональной этике за чашкой кофе. Которую я выпил. Своими губами. Райан Хоуз: Вы известны тем, что разоблачаете все формы лженауки. Допустим, гипотетически я хотел бы разбогатеть и стать влиятельным, создав лженаучный продукт. Дайте мне стартовый набор. Джонатан Сти: Вам нужно начать с хорошего названия и описать свой метод лечения, продукт или услугу наукообразными словами. Квантовый — отличное название, потому что оно малоизвестное. Затем вам нужно создать веб-сайт, на котором будут представлены ваши наукообразные слова, а также неофициальные данные и отзывы о вашем продукте или услуге. Заявления, которые вы делаете, будут полностью противоречить научной литературе. Допустим, у вас есть гомеопатический препарат, в котором активный ингредиент разведен до такой степени, что его невозможно обнаружить, но вы утверждаете, что вода может помнить активный ингредиент, который когда-то в ней содержался, — квантовая физика, верно? Или, может быть, вы предлагаете услуги энергетического исцеления, утверждая, что можно управлять энергетическими полями человека и балансировать их без физического контакта. Вы говорите, что специалист может просто водить руками над телом другого человека и каким-то образом устранять энергетические блоки, которые якобы являются «первопричиной» его депрессии, тревожности или посттравматического стрессового расстройства. Если на вас нападают критики, вы перекладываете бремя доказывания на них. «Почему бы вам не объяснить мне, почему этот метод лечения не эффективен, вместо того чтобы предоставлять доказательства его эффективности?» Другие признаки псевдонауки — это стереотипы, которые сеют недоверие к традиционной медицине. В своей книге я описываю девять таких стереотипов. Один из них звучит так: «Традиционные методы лечения психических расстройств, такие как медикаментозное лечение и психотерапия, лишь маскируют симптомы вашей тревожности и депрессии: мы устраняем первопричину». Если копнуть глубже, то окажется, что первопричина сама по себе является псевдонаучной, например, это дефицит питательных веществ, о котором вы даже не подозревали. Сторонники альтернативной медицины также любят говорить, что их методы лечения естественны, безопасны и используются уже тысячи лет. РХ: Как психотерапевты, мы часто отвечаем клиентам, которые хотят быстро решить свои проблемы: «Мы можем помочь, но процесс может быть долгим и запутанным». Продукты и методы, о которых вы говорите, обещают: «Вот первопричина. Вот всё, что вам нужно сделать, чтобы устранить её. Это просто». Если бы нам пришлось выбирать между сложным и простым, большинство из нас выбрали бы простое. Стеа: Это маркетинг. Такие вещи становятся вирусными: упрощённый, эмоциональный язык в противовес тонкому, вероятностному, сложному языку психологов, занимающихся психотерапией, или учёных из академических кругов. Псевдонаука всё упрощает. РХ: Почему людей так возмущает то, что вы хотите сказать? Стеа: Я много думала об этом. И я считаю, что трайбализм играет огромную роль. Всё чаще наша политическая принадлежность переплетается с научными убеждениями, и люди могут сильно разгорячиться из-за этого. Мы настолько глубоко укореняем убеждения, в том числе псевдонаучные, в своей идентичности, что любое сомнение в них угрожает нашему мировоззрению, что может вызвать тревогу и привести к агрессии. Кроме того, наши самые тёмные порывы проявляются в интернете, где мы можем дать волю негативным эмоциям гораздо проще, чем при личной встрече с живым, дышащим человеком. Я получаю около 100 сообщений с ненавистью в день, поэтому мне пришлось научиться справляться с ними, но на это ушло время. Теперь я стараюсь превратить злобу в юмор и по возможности извлечь из этого образовательную пользу. РХ: Кажется, в наши дни все используют термин «доказательная медицина» применительно к своему терапевтическому подходу. Не слишком ли это пафосно? Стеа: Я поддерживаю суть и смысл этого термина. Людям действительно нужно обращать внимание на научные данные о психическом здоровье и использовать научно обоснованные методы лечения. Проблема в том, что, как вы и предполагаете, терминами можно злоупотреблять. Недостоверные научные данные часто публикуются в псевдонаучных журналах, которые посвящены псевдонаучным темам или используют сомнительные методы исследования. В своей книге я предупреждаю читателей об опасностях, связанных с рандомизированными контролируемыми исследованиями, потому что такие методы, как терапия мыслеобразами или энергетическое исцеление, могут легко пройти рандомизированное исследование, а затем претендовать на статус научно обоснованного метода лечения. Но что помогло: энергетическое исцеление или установление взаимопонимания между практикующими специалистами и участниками исследования? Вот почему в сообществе скептиков раздаются призывы к научно обоснованной медицине, а не к медицине, основанной на доказательствах. Научно обоснованная медицина призывает нас обращать внимание на научную достоверность при проведении рандомизированных контролируемых исследований. РХ: Что мы как профессионалы можем сделать, чтобы донести научную обоснованность? Стеа: Давайте учиться. Несколько лет назад профессор и сторонник доказательной медицины Скотт Лилиенфельд и его коллеги подсчитали, что существует по меньшей мере 600 видов психотерапии. Большинству из нас было бы трудно назвать 30 или даже 20 из них. Большинство из них не прошли проверку. Возможно, они работают, но мы просто не знаем. Я подозреваю, что многие из них основаны на переработанных научно обоснованных принципах из нашего основного арсенала научно обоснованных методов лечения, таких как когнитивно-поведенческая терапия и психодинамическая терапия. РХ: У психодинамической терапии плохая репутация среди многих преподавателей бакалавриата, но вы включаете её в число эффективных методов лечения. Сти: Безусловно. Психолог и исследователь Джонатан Шедлер проделал огромную работу по популяризации научных основ психодинамической терапии. Когда я учился в аспирантуре, когнитивно-поведенческая терапия противостояла психодинамической, но, выйдя в реальный мир, я понял, что, несмотря на различия в терминологии, принципы, основанные на фактах, у них довольно похожи. РХ: Каким образом организации, занимающиеся вопросами психического здоровья, связаны с проблемой лженауки? Стеа: Лично я бы хотела, чтобы наши лицензирующие и регулирующие органы отказались от использования в терапии однозначно псевдонаучных методов. Энергетическое исцеление, регрессионная терапия прошлых жизней — всё это однозначно псевдонаучно. Однако я признаю, что существует огромная серая зона. Поэтому ответственность за этичную и компетентную практику в конечном счёте лежит на отдельных специалистах. Если бы я был психологом и использовал Рейки или энергетическое исцеление в работе с клиентами, то с точки зрения этики был бы обязан сообщить им в процессе получения информированного согласия: «Согласно имеющимся данным, этот метод лечения не работает, если не считать эффекта плацебо, и есть другие научно обоснованные методы лечения, которые с большей вероятностью помогут». Если я не хочу говорить об этом с клиентами, то моя обязанность — прекратить предлагать им такое лечение и сосредоточиться на общих факторах терапии, таких как формирование терапевтического альянса и применение базовых навыков консультирования или проверенных методов лечения, таких как психодинамическая терапия, диалектическая поведенческая терапия и терапия принятия и ответственности. РХ: Если обычный врач хочет убедиться, что он придерживается научных принципов, что ему следует сделать в первую очередь? Стеа: Наш этический долг — читать научную литературу и следить за тем, чтобы наша практика была этичной и компетентной. Источник: vk.com Комментарии: |
|