![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-07-05 15:24 ![]() Инвестиции в технологии и инвестиции в человеческий капитал должны в системе школьного образования сочетаться друг с другом. Фото с сайта www.chernogorsk-shkola19.ru Западные аналитики предупредили о надвигающемся глобальном дефиците школьных учителей. Причина – отток педагогов из сферы образования из-за стресса, сверхнагрузок и неадекватной этим нагрузкам оплаты труда. С теми же проблемами сталкиваются учителя и в России, нехватка которых по некоторым специальностям стала, по экспертным оценкам, настолько критической, что это угрожает технологическому суверенитету. По данным ЮНЕСКО, для обеспечения всеобщего начального и среднего образования к 2030 году во всем мире потребуется дополнительно 44 млн школьных учителей. Такая внушительная цифра обусловлена в том числе уже начавшимся оттоком специалистов из отрасли: сейчас учителя покидают сферу образования не только из-за возраста, но и по ряду других причин. Как уточняется в материалах Всемирного экономического форума (ВЭФ), учителя уходят из профессии из-за высокого уровня стресса, эмоционального выгорания, большой нагрузки, сложных условий труда, а также из-за финансовых трудностей, которые усугубляются на фоне неадекватной нагрузкам оплаты труда. Ситуация настолько острая, что, по мнению западных аналитиков, уже можно говорить о рисках надвигающегося глобального дефицита школьных учителей, негативные последствия которого будут ощущаться «в течение многих лет». Причем ощущаться они будут всеми: учениками (классы будут разрастаться и уплотняться, от этого пострадает качество образования), оставшимися в отрасли учителями (нагрузка на них возрастет еще больше), школьными администрациями (им придется существенно увеличить расходы на привлечение новых учителей и на удержание в штате оставшихся специалистов). Примечательно, однако, что к изучению этой проблемы сейчас активно подключились не столько управленцы и ведомства, от которых зависят условия труда учителей, сколько представители финтех-бизнеса. Они предложили учителям свои цифровые продукты – инструменты, которые якобы помогут минимизировать финансовые риски, повысят эффективность семейных расходов и тем самым остановят отток из отрасли специалистов, недовольных своими доходами. Это различные приложения для контроля личных финансов и семейного бюджета, для инвестиций и сбережений, для планирования выхода на пенсию. Такое решение описывается в опубликованной на сайте ВЭФ статье гендиректора американской технологической компании DailyPay Стейси Грейнер (публикация выражает мнение автора, но не ВЭФ). Решение выглядит скорее как издевка (недоволен зарплатой – научись правильно ей распоряжаться) и явно попадает в список даже не второстепенных, а третьестепенных мер. Важнее другое. Изыскания западных аналитиков на площадке ВЭФ выявили, что нехватка школьных учителей – это уже глобальная тенденция, которой нужно будет в ближайшее время противостоять. И такая тенденция с определенными поправками на российские предпосылки и реалии актуальна и для нашей страны. Минпросвещения РФ выделило 19 основных проблем, которые есть сейчас в отечественной системе образования. Речь идет, в частности, о финансовых проблемах, кадровом голоде, низком уровне оплаты труда, перегруженности педагогов бюрократической работой, росте возрастного и ценностного разрыва между учителями и учениками, увеличении числа зданий, требующих капитального ремонта, росте учебной нагрузки на детей, проблеме объективности оценок и т.д. Об этом сообщила замминистра просвещения Ирина Шварцман. При этом, как уточнила Шварцман, «хотя общий дефицит педагогов составляет всего около 2%, по отдельным предметам и регионам ситуация немного сложнее». Судя же по другим – экспертным – оценкам, уместнее было бы сказать, что по некоторым направлениям ситуация уже не просто сложнее, а близка к критической. «В каждой четвертой российской школе нет учителей физики, в четырех из десяти школ нет учителей химии», – сообщила ранее депутат Госдумы Оксана Дмитриева. По ее данным, за последние 20 лет учителей физики в России стало в два раза меньше. При этом, как отметила депутат, доля лиц пенсионного возраста среди учителей физики наряду с учителями математики и химии самая высокая – сегодня она превышает 30% (см. «НГ» от 05.05.25). Кстати, проблема того, что в стране сокращается численность учителей по математике, физике и информатике, еще полтора года назад обсуждалась на встрече президента Владимира Путина с министром просвещения Сергеем Кравцовым. Последствия могут быть очень тяжелыми. Губернатор Красноярского края Михаил Котюков, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, пояснил, что потребность в учителях в российских регионах тесно связана с созданием новых технологий в будущем. И если сейчас не закрыть эту потребность, то в будущем страна может остаться, например, без инженеров. По данным, которые ранее приводил глава Минтруда Антон Котяков, каждый четвертый студент педагогической специальности в принципе не заканчивает обучение, работают преподавателями менее 42% от общего количества обучившихся. В свою очередь, опрошенные «НГ» эксперты, обсуждая профессиональные трудности, с которыми сейчас сталкиваются российские школьные учителя, сошлись в таком парадоксальным выводе, что цифровизация, на которую возлагалось много надежд, по факту не устраняет дисбалансы и не смягчает, а наоборот, усугубляет все существующие проблемы. Доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец сослалась на увеличение нагрузки – и не только учебной, но и административной – как раз после внедрения информационных технологий, когда учителя оказались вовлечены в рабочий процесс практически 24/7. «Учителя должны в жесткие периоды заполнять электронные журналы, планы, отчеты. Они быстрее сталкиваются с профессиональным выгоранием, давлением со стороны администрации и родителей, и при этом они вынуждены мириться с низкой заработной платой», – перечислила Иванова-Швец. «Одна из ключевых проблем, связанных со школьными педагогами, – это бюрократизация процесса обучения, которая выражается в увеличении нагрузки на учителей. Заполнение всевозможных отчетов, справок, программ, – согласился член ученого совета Академии социальных технологий Игорь Ниесов. – Из работы школьного учителя (да и не только школьного, вузовские преподаватели страдают не меньше) уходит ее живая составляющая – непосредственная работа с учеником, его воспитание и развитие». По мнению экспертов, можно выделить два подхода к сокращению дефицита учителей, как уже случившегося по отдельным направлениям, так и предстоящего. Это замена некоторых учебных процессов более продуманной цифровизацией, включая внедрение решений на базе искусственного интеллекта (ИИ). И это пересмотр самих условий труда, включая как снижение лишней, явно не профильной нагрузки на учителей, так и повышение вознаграждения. По мнению директора Ассоциации инновационных регионов России Александра Смекалина, требуется системная перестройка, в которой ключевую роль будет играть фундаментальное изменение содержания и инструментария педагогического труда. Как пояснил эксперт, ключ к успеху не в замене учителя искусственным интеллектом, а в усилении учителя такими технологиями. Главное здесь – не впадать в крайности: не стремиться к тотальной замене живого учителя «цифрой». «Конечно, без цифровизации невозможно сейчас организовать учебный процесс, но главным должен быть учитель с нормальной учебной нагрузкой и заработной платой», – уточнила также Иванова-Швец. «ИИ может взять на себя рутину (проверку заданий, базовый контроль усвоения, персонализацию траекторий), освобождая драгоценное время педагога для главного: саморазвития, повышения своей квалификации, глубокого взаимодействия с учениками, развития у них критического мышления и soft-skills (гибких навыков, надпрофессиональных компетенций)», – перечислил Смекалин. И задача по современному оснащению школ – не единственный шаг. Инвестиции в технологии и инвестиции в человеческий капитал должны коррелировать. Так что это все вовсе не снимает с повестки вопроса о достойной оплате труда. Источник: www.ng.ru Комментарии: |
|