Платформенная экономика: новый вектор правового регулирования цифровой среды |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-07-23 12:19 Законопроекты: № 959244-8, № 959248-8 В условиях стремительной цифровизации торговли и услуг российский законодатель предпринял системную попытку урегулировать ключевые аспекты деятельности цифровых платформ, закрепив в правовом поле понятие «платформенной экономики». 22 июля 2025 года Государственная Дума приняла в третьем чтении пакет законопроектов, направленных на формирование правового режима функционирования посреднических цифровых платформ, маркетплейсов, агрегаторов такси, доставки и иных онлайн-сервисов. Федеральный закон №?959244-8 «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» представляет собой фундаментальный акт, направленный на обеспечение правовой определенности в сфере цифровой посреднической деятельности. Закон закрепляет: • правовые основы функционирования платформенной экономики (ст. 1), • единый понятийный аппарат, включая такие категории, как «посредническая цифровая платформа», «оператор», «партнер», «пункт выдачи заказов» и др. (ст. 2), • принципы регулирования, включающие добросовестность, автономию воли, защиту потребителя, баланс интересов участников (ст. 3). Документ не распространяется на финансовые, государственные и специализированные электронные платформы, включая системы госзакупок, аудиовизуальные сервисы и инвестиционные платформы. Новые обязательства операторов платформ Впервые на законодательном уровне операторы цифровых платформ наделяются широким кругом обязанностей, включая: • обязательную проверку информации о партнерах (через ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕСИА), • обязанность раскрытия условий взаимодействия с партнерами и пользователей, включая порядок санкций, ценообразование, изменение договоров (ст. 5–6), • обеспечение прозрачности поисковой выдачи, раскрытие принципов формирования рейтингов и позиционирования карточек товаров (ст. 10), • недопустимость дискриминации и навязывания условий (ст. 4). Впервые на законодательном уровне закрепляется требование размещения договора между оператором и партнёром в личном кабинете, а также срок предварительного уведомления о существенных изменениях условий (45 дней). Расширение защиты прав потребителей Принятие корреспондирующего закона №?959248-8 позволило синхронизировать положения нового закона с действующим законодательством, в первую очередь — с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Среди ключевых изменений: • оператор приравнивается к владельцу агрегатора и несёт ответственность за убытки потребителей, вызванные нарушениями требований к размещению информации (ст. 13, 15 Закона о защите прав потребителей); • вводится обязанность обеспечивать техническую возможность подачи претензий потребителем к продавцу или исполнителю через платформу, а также возврата денежных средств и товара (ст. 18, 29); • устанавливаются требования к предложениям о продаже товаров, включая запрет на размещение информации о товарах, подлежащих обязательной регистрации, сертификации, маркировке, если эти требования не соблюдены (новая ст. 111 ФЗ №?381-ФЗ). Защита предпринимателей: новая архитектура договорных отношений Закон закрепляет требования к содержанию договоров между оператором и партнерами, включая: • прозрачность и предсказуемость комиссионной политики; • обязательное раскрытие алгоритмов формирования рейтингов и позиций товаров в поисковой выдаче; • возможность партнеров ограничить снижение цен за свой счёт и установить минимальную цену (ст. 9); • закрепление сроков изменения договоров, а также права регресса к оператору при возмещении вреда потребителям (ст. 12). Эти положения направлены на снижение рисков для малого и среднего бизнеса, создавая баланс интересов между оператором и предпринимателем. Информационный обмен и надзор Закон предусматривает обязательный информационный обмен операторов платформ с налоговыми органами и создание механизма государственного контроля в сфере платформенной экономики. Это открывает путь к более системному налоговому администрированию электронной торговли и услуг. Принятый законопроектный пакет представляет собой важный шаг в сторону формирования целостной нормативной базы цифрового рынка. Он направлен как на защиту потребителей и малых предпринимателей, так и на систематизацию правовых рамок деятельности цифровых посредников. Несомненно, в условиях бурного развития платформенных бизнес-моделей этот закон станет опорной точкой для будущего правового регулирования, включая вопросы алгоритмической ответственности, big data, модели рейтингов и искусственного интеллекта. Важно, чтобы последующая правоприменительная практика, включая подзаконное регулирование, сохраняла баланс интересов и не приводила к избыточному административному давлению на цифровую экономику Источник: sozd.duma.gov.ru Комментарии: |
|