Платформенная экономика: новый вектор правового регулирования цифровой среды

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Законопроекты: № 959244-8, № 959248-8

В условиях стремительной цифровизации торговли и услуг российский законодатель предпринял системную попытку урегулировать ключевые аспекты деятельности цифровых платформ, закрепив в правовом поле понятие «платформенной экономики».

22 июля 2025 года Государственная Дума приняла в третьем чтении пакет законопроектов, направленных на формирование правового режима функционирования посреднических цифровых платформ, маркетплейсов, агрегаторов такси, доставки и иных онлайн-сервисов.

Федеральный закон №?959244-8 «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» представляет собой фундаментальный акт, направленный на обеспечение правовой определенности в сфере цифровой посреднической деятельности.

Закон закрепляет:

•    правовые основы функционирования платформенной экономики (ст. 1),

•    единый понятийный аппарат, включая такие категории, как «посредническая цифровая платформа», «оператор», «партнер», «пункт выдачи заказов» и др. (ст. 2),

•    принципы регулирования, включающие добросовестность, автономию воли, защиту потребителя, баланс интересов участников (ст. 3).

Документ не распространяется на финансовые, государственные и специализированные электронные платформы, включая системы госзакупок, аудиовизуальные сервисы и инвестиционные платформы.

Новые обязательства операторов платформ

Впервые на законодательном уровне операторы цифровых платформ наделяются широким кругом обязанностей, включая:

•    обязательную проверку информации о партнерах (через ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕСИА),

•    обязанность раскрытия условий взаимодействия с партнерами и пользователей, включая порядок санкций, ценообразование, изменение договоров (ст. 5–6),

•    обеспечение прозрачности поисковой выдачи, раскрытие принципов формирования рейтингов и позиционирования карточек товаров (ст. 10),

•    недопустимость дискриминации и навязывания условий (ст. 4).

Впервые на законодательном уровне закрепляется требование размещения договора между оператором и партнёром в личном кабинете, а также срок предварительного уведомления о существенных изменениях условий (45 дней).

Расширение защиты прав потребителей

Принятие корреспондирующего закона №?959248-8 позволило синхронизировать положения нового закона с действующим законодательством, в первую очередь — с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».

Среди ключевых изменений:

•    оператор приравнивается к владельцу агрегатора и несёт ответственность за убытки потребителей, вызванные нарушениями требований к размещению информации (ст. 13, 15 Закона о защите прав потребителей);

•    вводится обязанность обеспечивать техническую возможность подачи претензий потребителем к продавцу или исполнителю через платформу, а также возврата денежных средств и товара (ст. 18, 29);

•    устанавливаются требования к предложениям о продаже товаров, включая запрет на размещение информации о товарах, подлежащих обязательной регистрации, сертификации, маркировке, если эти требования не соблюдены (новая ст. 111 ФЗ №?381-ФЗ).

Защита предпринимателей: новая архитектура договорных отношений

Закон закрепляет требования к содержанию договоров между оператором и партнерами, включая:

•    прозрачность и предсказуемость комиссионной политики;

•    обязательное раскрытие алгоритмов формирования рейтингов и позиций товаров в поисковой выдаче;

•    возможность партнеров ограничить снижение цен за свой счёт и установить минимальную цену (ст. 9);

•    закрепление сроков изменения договоров, а также права регресса к оператору при возмещении вреда потребителям (ст. 12).

Эти положения направлены на снижение рисков для малого и среднего бизнеса, создавая баланс интересов между оператором и предпринимателем.

Информационный обмен и надзор

Закон предусматривает обязательный информационный обмен операторов платформ с налоговыми органами и создание механизма государственного контроля в сфере платформенной экономики.

Это открывает путь к более системному налоговому администрированию электронной торговли и услуг.

Принятый законопроектный пакет представляет собой важный шаг в сторону формирования целостной нормативной базы цифрового рынка.

Он направлен как на защиту потребителей и малых предпринимателей, так и на систематизацию правовых рамок деятельности цифровых посредников.

Несомненно, в условиях бурного развития платформенных бизнес-моделей этот закон станет опорной точкой для будущего правового регулирования, включая вопросы алгоритмической ответственности, big data, модели рейтингов и искусственного интеллекта.

Важно, чтобы последующая правоприменительная практика, включая подзаконное регулирование, сохраняла баланс интересов и не приводила к избыточному административному давлению на цифровую экономику


Источник: sozd.duma.gov.ru

Комментарии: