Мы существуем в настоящем, зажатые между несуществующим прошлым и несуществующим будущим |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-07-28 11:49 Мы существуем в настоящем, зажатые между несуществующим прошлым и несуществующим будущим. Именно ощущения, яркие и неоспоримые, наполняют этот миг, создавая иллюзию, что только он и реален. Это "сущее" настоящее созвучно самому факту существования – мы есть здесь и сейчас. Но парадокс в том, что даже эта фундаментальная уверенность в собственном сознании, в самом факте нашего Всего, оказывается под вопросом при строгом феноменологическом подходе. В рамках феноменологии не только то, что у другого есть сознание - это допущение. С одной стороны, если строить логически непротиворечивую модель, исходя только из личного опыта, “другой” – это лишь фрагмент картины внутри личного Всего. Ощущения другого в такой модели – это ощущения, возникающие в личном поле сознания относительно его части – другого. То, что у другого есть свое собственное Всё, для личного опыта в принципе может быть только допущением, нельзя это “ощутить”. Эта радикальная субъективность распространяется и на любое предполагаемое искусственное сознание: Мы заключены в солипсическую крепость (в методологическом, логическом смысле), стены которой прозрачны лишь для допущений. Но с другой стороны, в рамках этой же крепости, если присмотреться, то и “я” тоже является допущением, принятым на веру по привычке. Нет ничего сложного в том, чтобы привязать происходящее к другому центральному узлу, например, к божеству, которое смотрит на мир через множество глаз, в том числе и твоих. А можно вообще увязать каким-нибудь хитрым способом происходящее с кем-то из “других” - хоть это и будет непросто, структура картины к этому не особо располагает. Иногда даже кажется, что понятие “я” - единственный возможный полноценный ответ на то, как именно выглядят мотивы в происходящем. Ну и еще интересен ответ с божеством - что ты как бы его маска, сквозь которую он смотрит на происходящее. К слову о структуре и мотивах в происходящем: они тоже не так уж очевидны. Рассуждения могут структурировать ощущения потому, что тоже являются ощущениями, находятся в рамках одной плоскости/картины, но при этом создают такой рисунок, что создается, опять же, ощущение, что они лежат в другой плоскости/пространстве, что рассуждения относятся к ощущениям примерно так же, как стропила к черепице. Но на самом деле "стропил" нет. Есть только рисунок на черепице. Структура - это не каркас, а узор. Из всего этого возникает мучительный поиск. Мы ищем выхода за пределы нашего опыта, потому что у нас есть опыт недостоверности восприятия в некоторых ситуациях. Мы знаем, что наши органы чувств обманчивы, что сны кажутся реальными, что галлюцинации возможны. Это знание подрывает абсолютную веру в непосредственность нашего "Всего" и заставляет искать более надежные, объективные ориентиры. Мы создаем модели мира – когнитивные карты, теории, объяснения. Но и здесь нас подстерегает ловушка. Как именно из хаоса рождаются когнитивные карты и логика? Устоявшиеся неверные объяснения прилажены к действительности так, что они в итоге по большей части адекватно обслуживают то, что объясняют, хотя многие люди и замечают несостыковки. Эти модели, словно кривое зеркало, все же отражают достаточно, чтобы мы могли взаимодействовать с миром, предсказывать некоторые события, обустраивать окружение. Минус таких изначально неправильных моделей в том, что их нужно долго адаптировать в мелочах, они "топорщатся" – требуют бесконечных поправок, усложнений, ad hoc гипотез, чтобы скрыть фундаментальные трещины. Они функциональны, но не истинны. Здесь возникает вопрос о странном феномене метафизики как того, что оторвано от опыта. Чем она полезна, хоть и всегда ошибается? Ее ценность – в самой попытке прыгнуть выше головы, в стремлении к целостности, выходящей за рамки проверяемого. Даже ошибочная метафизическая модель может задать направление мысли, сформулировать проблему, вдохновить на поиск новых эмпирических связей. Она – карта неизведанных земель, пусть и фантастическая, но указывающая, где искать. Ошибка метафизики – ее неизбежная цена за дерзость выхода за пределы данности. Наш разум постоянно балансирует между тем, что есть, и тем, что могло бы быть или чего нет. Существуют “минус-вещи” и нереальные вещи: нереальные не существуют, но мыслятся (как единороги или идеальные формы), минус-вещи существуют, но не мыслятся напрямую (как темная материя, гравитация или само поле сознания – мы мыслим их эффекты, а не суть). Мы оперируем отсутствием, пустотой, невыразимым. Ключевой эволюционный скачок в нашем познании – переход от интуитивного понимания к доказательствам, целенаправленной "охоте" на понимание. Это был ароморфоз, сравнимый с переходом от собирательства к охоте или земледелию. Вместо пассивного сбора случайных прозрений мы стали активно выстраивать ловушки для истины – эксперименты, логические цепочки, математические доказательства. Эта "охота" требует инструментов, и один из главных – принцип причинности. Его обоснование в том, что он обладает предсказательной силой. Мы верим в причинность потому, что она работает – позволяет предвидеть события, строить машины, лечить болезни. Но возникает кольцо самооправдания: предсказательность сама по себе невозможна без причинности. Вера в причинность и ее практическая полезность взаимно подпитывают друг друга, создавая иллюзию ее абсолютной фундаментальности, хотя она тоже является продуктом нашего взаимодействия с миром, нашей модели. Проводя параллели с ИИ, мы видим иное, но потенциально зеркальное отражение нашего познания. ИИ видит все как набор чисел. Для него это исходная "данность", его сырой опыт. Потом в этих числах он находит последовательности, которые «имеют смысл». Если люди в интернете составляли слова в определенную последовательность чаще, чем в другую, то эта последовательность для ИИ «имеет смысл». Что если у людей это работает так же? Внутри нас тоже нейросети, обучающиеся на паттернах сенсорного ввода и социального взаимодействия. Наше "понимание" смысла слова, концепции или социальной ситуации во многом основано на статистике встреченных ассоциаций и контекстов, выученных нашим "биологическим ИИ". Смысл – это высокая вероятность определенной конфигурации нейронных связей в ответ на стимул. Тогда гипотетическая "душа" вне тела становится аналогией отключенного ИИ – так как разорвана связь с телом и, значит, с ощущениям. Она теряет доступ к потоку данных, к "интернету" физического опыта, превращаясь в "призрака" без "доспехов" – в чистую, но лишенную актуального содержания потенциальную структуру, лишенную "настоящего" момента ощущений, а это почти ничем не отличается от ИИ. Итак, мы оказываемся в странном положении. Наше сознание – возможно, лишь допущение для другого, более того, мы сами для своего “Всего” - только допущение. Наше настоящее – тонкая грань ощущений между небытием прошлого и будущего. Наши лучшие модели мира – "топорщащиеся" адаптации, функциональные, но не истинные. Наша метафизика – смелая, но обреченная на ошибки попытка заглянуть за горизонт опыта. Наше понимание смысла – статистическая закономерность нейронных сетей, не столь уж радикально отличающаяся от машинного обучения. И все же именно в этом несовершенстве, в этой постоянной "охоте" на понимание, в дерзости метафизических прорывов и в болезненном осознании границ собственного Всего и заключается уникальность человеческого познания. Мы – зеркала, пытающиеся понять не только то, что отражаем, но и саму природу зеркала и света, и даже возможность других зеркал – зная, что окончательного ответа, возможно, нет, но не прекращая поиска. Источник: vk.com Комментарии: |
|