Каждый отправится в ад |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-07-26 11:38 "Фильмы "13 грехов", "Пила", Люди в чёрном" и даже такие нашумевшие сериалы, как "Сверхъестественное" и "Игра в кальмара", используют в своих сюжетах "проблему вагонетки". Для тех, кто не в курсе, это мысленный эксперимент в этике, придуманный в 1967 году английским философом Филиппой Фут. И хотя "проблема вагонетки" выходит за рамки простых философских вопросов, она играет важную роль в когнитивистике и нейроэтике. Ведь она показывает, что идеальных решений не существует, и после определённого выбора каждый из нас оказывается в своём личном аду. Да, в реальной жизни гораздо больше вводных и обстоятельств, чем в любом мысленном эксперименте. И мы никогда не сможем с уверенностью сказать, был ли наш выбор правильным в тот роковой момент. А это значит, что мы всегда потенциально виновны, потому что не сможем до конца себя оправдать. Представьте: разъярённая толпа требует от судьи немедленно найти виновного в преступлении, угрожая убить пятерых подозреваемых. Истинный преступник неизвестен, но судья уверен, что предотвратить трагедию можно, лишь подставив невиновного и казнив его. Или другой пример: пилот терпящего крушение самолёта должен решить, куда направить падающую машину – в густонаселённый город или в лесную глушь, где живут всего пять человек. Чтобы ещё упростить задачу, представим, что он управляет не самолётом, а стрелкой на рельсах, по которым вагонетка несётся на полной скорости по одному из двух путей: на одном привязаны пять человек, на другом – один. Вагонетка переедет всех, кто окажется на выбранном пути. В любом случае человек выступает в роли судьи, которому предстоит решить чужие судьбы. Во всех примерах выбор сводится к одному: спасти пять жизней ценой одной, или спасти миллионы ценой пяти жизней. Поскольку правильного ответа на этот вопрос не существует, можно хотя бы попробовать разобраться, как подходить к такой дилемме, чтобы хоть немного смягчить негативные последствия сложного выбора. Например, с точки зрения утилитаризма, смерть одного в любом случае лучше смерти пятерых. Ведь моральность действия определяется его способностью принести наибольшее счастье наибольшему количеству людей. Напротив, деонтологический подход утверждает, что некоторые действия морально неприемлемы в принципе, независимо от их последствий. Придерживаясь этой логики, философ может утверждать, что убийство одного человека – это нарушение базовых норм и запретов. И переключение стрелки трамвая недопустимо, даже если это спасёт больше жизней. Однако многие философы считают, что нравственная ценность действий должна оцениваться исключительно по их последствиям. Например, многим кажется, что бездействие, приводящее к гибели всех людей, гораздо хуже любого действия. Другие же считают, что бездействие – это естественный порядок вещей, который, если нарушить, однажды приведёт к мировому коллапсу. Словно наступишь на бабочку в прошлом, и в будущем человечество перестанет существовать. То есть, с точки зрения некоторых философов, бездействие естественно и не заслуживает осуждения. Есть и те, кто считает, что и действие, и бездействие в равной степени могут быть плохими решениями. И выбор между ними, в конечном счёте, определяется обстоятельствами и личными мотивами, в том числе и двойственными, т.е. свойственными любому животному, обладающему развитым интеллектом, включая человека. Количество обстоятельств, повлиявших на становление личности, как и количество совершённых поступков, формируют наш моральный компас. Рано или поздно его можно будет оценить с точки зрения процессуального кодекса уголовного права, где прописаны общепринятые законы морали и этики цивилизованных стран. А если решение окажется слишком сложным, то виновность может определить суд присяжных. Но в любом случае, что действие, что бездействие, даже при таком подходе, да и вообще при любом философском подходе, попадает под осуждение, будь то со стороны одного субъективного меньшинства, себя самого, или субъективного множества, почему-то решившего, что его мнение – объективная истина. При любом раскладе и с любой системой ценностей, как я уже говорил, сегодня, правильного ответа не существует. А потому... ...каждый отправится в ад. Источник: vk.com Комментарии: |
|