Как нейробиологические изменения влияют на рискованное поведение подростков?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-07-29 15:00

работа мозга

Почему люди рискуют?

Порой неосознанное рискованное поведение ассоциируют с половым отбором. Якобы, безбашенные особи воспринимаются как наиболее привлекательные для продолжения рода. Логика следующая: тот, кто не боится рисковать — не струсит в борьбе за ресурсы.

Но это ошибка. Рискованное поведение, как правило, связано не с желанием заполучить ресурсы и кого-то обеспечить, а с индивидуальной и довольно сиюминутной выгодой — переживанием эйфории, возникающей из-за выброса дофамина — нейромедиатора, воздействующего на центры удовольствия в мозге.

Кстати, работает и обратный механизм — есть исследования, которые показывают, что при медикаментозном повышении уровня дофамина в организме, люди начинают вести себя рискованно.

Конечно, безбашенные ребята часто проявляют себя на публике, и кому-то могут показаться жутко привлекательными половыми партнёрами. Но это, скорее, побочный эффект рискованности. В масштабах эволюционной выгоды это правило не работает.

Как говорит известный нейробиолог Роберт Сапольски: «Все живые организмы стремятся к тому, чтобы оставить потомство и сделать как можно больше копий своих генов. Но в подростковом возрасте, когда тяга к рискованному поведению наиболее сильна, у организма больше шансов свернуть себе шею, нежели позволить себе размножиться»

В общем, рискованное поведение — это, скорее, баг. Люди научаются себя контролировать — обдумывать последствия чересчур смелых действий и не переходить черту безопасности. Но, в период полового созревания контролировать биохимию своего мозга сложнее всего.

Что происходит с мозгом в процессе взросления?

Все наши действия, вновь приобретённые навыки и выученные правила отпечатываются в виде связей между клетками мозга — нейронами (их называют синаптическими контактами).

Когда человек только появляется на свет, количество клеток в его мозге растёт — каждую секунду образуется около 1 млн новых нейронных связей.

Такой активный рост нейронов и контактов между ними продолжается в среднем до 11 – 12 лет. А дальше начинается сокращение нейронных связей. Но это вовсе не означает, что человек становится глупее. Напротив, происходит процесс оптимизации нейронных связей — своего рода, наведение порядка в голове.

Грубо говоря, если мозг трёхлетнего ребёнка, чтобы нарисовать линию карандашом, задействует тысячи связей между нейронами, мозг взрослого человека делает это, напрягая в два, а то и в три раза меньше синаптических контактов.

Опыт помогает настроить мозг так, что при заурядных задачах он будет использовать короткий путь и минимальное количество связей, а не перебирать в растерянности все возможные варианты.

Казалось бы, если в подростковый период происходит оптимизация работы мозга, человек должен эффективней просчитывать последствия рискованных действий. Однако учёные утверждают обратное.

Как нейробиологические изменения влияют на рискованность?

Согласно ряду исследований, в подростковом возрасте происходит неравномерное развитие разных частей мозга и возникает временная пропасть в установлении нейронных связей между ними. Зоны мозга, ответственные за социально-эмоциональную сферу (оценка привлекательности, оценка себя и других, социальное мышление) бурно развиваются с самого начала полового созревания.

А вот структуры мозга, участвующие в когнитивном контроле (планировании, целенаправленном включении внимания, принятии решений и осмыслении выбора), становятся мощнее лишь к концу подросткового возраста.

Нейронные связи между этими частями мозга устанавливаются в буквальном смысле методом проб и ошибок. Мозг человека в период полового созревания можно сравнить с автомобилем, которым управляет водитель без опыта вождения.Кроме того, в этом же возрасте увеличивается число нейронных контактов между лимбической системой (структуры мозга, формирующие чувство удовольствия — именно на них воздействует нейромедиатор «радости» дофамин) и уже упомянутыми зонами, отвечающими за обработку социально-эмоциональной информации.

Не удивительно, что людей в этот период жизни так тянет к приключениям и удовольствиям, желательно, в компании со сверстникам. И иногда это оказывается опасным для жизни, ведь зона контроля и адекватной оценки ситуации пока не допущена к пульту управления молодым растущим организмом.

Самоконтроль совсем отключается во время переходного возраста?

Неэффективно работающая система контроля в мозге во время полового созревания вовсе не означает, что человек находится в состоянии всеразрушающего зомби, который гонится только за удовольствиями.

Естественно, люди в этом возрасте хорошо понимают разницу между вредными поступками и нормальным поведением.

Как пишет Джеймс МакКью, преподаватель психологии и криминологии в австралийском Университете Эдит Коуэн: «Подростки могут всё знать о негативных последствиях употребления алкоголя и наркотиков, но в определённые моменты всё равно их пробовать».

В этом возрасте человека словно бросает то в жар, то в холод. МакКью так и описывает это: «Есть “холодные ситуации” — это выбор, сделанный во время слабого эмоционального возбуждения, тогда и принимаются обоснованные и рациональные решения. А есть “горячие моменты” — когда зоны мозга, управляющие социально-эмоциональной сферой чрезвычайно активны». Именно тогда человек рискует, не замечая границ безопасности.

Уравновешенное состояние «холодных» и «горячих» реакций называется психосоциальной зрелостью.

А психосоциальную НЕзрелость учёные описывают несколькими характерными чертами. Рискованное поведение — одна из ключевых.

Вместе с ним выделяют:

  • тревожность
  • желание сиюминутной прибыли
  • импульсивность в принятии решений
  • неспособность отказаться от удовольствия
  • повышенную чувствительность к давлению со стороны окружающих
  • неумение просчитывать последствия своего выбора

Исследования показывают, что люди в возрасте от 12 до 17 лет менее зрелы психосоциально, чем в 18–23 года. А те, в свою очередь, не так зрелы, как люди старше 24 лет.

Иногда, чтобы разглядеть границы безопасности, нужны помощники

Некоторые люди в переходном возрасте, отказываются слушать советы близких — как себя вести, чтобы потом не пожалеть.

Такую реакцию вполне можно назвать естественной, если старшие облекают советы в формат нравоучений и гиперконтроля, ведь в период полового созревания чувствительность к давлению со стороны окружающих очень повышена и провоцирует протестную реакцию.

Тем не менее, иногда подсказки старших могут стать неплохим шаблоном для принятия верных решений в моменты опасности, или в условиях сложного выбора, когда эмоции перекрывают голос разума.

Но самое главное правило — в любой будоражащей чувства ситуации, при появлении первых признаков желания пуститься во все тяжкие, стоит выдержать небольшую паузу и позволить зонам мозга, отвечающим за контроль, всё-таки достучаться до сознания.

Когда последствия будут хоть в какой-то степени рационализированы — с большой вероятностью приключения не будут угрожать жизни и принесут лишь удовольствие и хорошие впечатления. Будет, что рассказать внукам.

Впрочем, ошибаться тоже нужно — личный опыт, удачи и провалы — так же, как и правильные установки от взрослых, помогают мозгу эффективно оптимизировать нейронные связи между зонами контроля и эмоций.


Источник: ology.sh

Комментарии: