Как нейробиологические изменения влияют на рискованное поведение подростков? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-07-29 15:00 Почему люди рискуют? ![]() Порой неосознанное рискованное поведение ассоциируют с половым отбором. Якобы, безбашенные особи воспринимаются как наиболее привлекательные для продолжения рода. Логика следующая: тот, кто не боится рисковать — не струсит в борьбе за ресурсы. Кстати, работает и обратный механизм — есть исследования, которые показывают, что при медикаментозном повышении уровня дофамина в организме, люди начинают вести себя рискованно. Конечно, безбашенные ребята часто проявляют себя на публике, и кому-то могут показаться жутко привлекательными половыми партнёрами. Но это, скорее, побочный эффект рискованности. В масштабах эволюционной выгоды это правило не работает. В общем, рискованное поведение — это, скорее, баг. Люди научаются себя контролировать — обдумывать последствия чересчур смелых действий и не переходить черту безопасности. Но, в период полового созревания контролировать биохимию своего мозга сложнее всего. Что происходит с мозгом в процессе взросления? ![]() Все наши действия, вновь приобретённые навыки и выученные правила отпечатываются в виде связей между клетками мозга — нейронами (их называют синаптическими контактами). Такой активный рост нейронов и контактов между ними продолжается в среднем до 11 – 12 лет. А дальше начинается сокращение нейронных связей. Но это вовсе не означает, что человек становится глупее. Напротив, происходит процесс оптимизации нейронных связей — своего рода, наведение порядка в голове. Грубо говоря, если мозг трёхлетнего ребёнка, чтобы нарисовать линию карандашом, задействует тысячи связей между нейронами, мозг взрослого человека делает это, напрягая в два, а то и в три раза меньше синаптических контактов. Опыт помогает настроить мозг так, что при заурядных задачах он будет использовать короткий путь и минимальное количество связей, а не перебирать в растерянности все возможные варианты. Как нейробиологические изменения влияют на рискованность? ![]() Согласно ряду исследований, в подростковом возрасте происходит неравномерное развитие разных частей мозга и возникает временная пропасть в установлении нейронных связей между ними. Зоны мозга, ответственные за социально-эмоциональную сферу (оценка привлекательности, оценка себя и других, социальное мышление) бурно развиваются с самого начала полового созревания. А вот структуры мозга, участвующие в когнитивном контроле (планировании, целенаправленном включении внимания, принятии решений и осмыслении выбора), становятся мощнее лишь к концу подросткового возраста. Не удивительно, что людей в этот период жизни так тянет к приключениям и удовольствиям, желательно, в компании со сверстникам. И иногда это оказывается опасным для жизни, ведь зона контроля и адекватной оценки ситуации пока не допущена к пульту управления молодым растущим организмом. Самоконтроль совсем отключается во время переходного возраста? ![]() Неэффективно работающая система контроля в мозге во время полового созревания вовсе не означает, что человек находится в состоянии всеразрушающего зомби, который гонится только за удовольствиями. Естественно, люди в этом возрасте хорошо понимают разницу между вредными поступками и нормальным поведением. Как пишет Джеймс МакКью, преподаватель психологии и криминологии в австралийском Университете Эдит Коуэн: «Подростки могут всё знать о негативных последствиях употребления алкоголя и наркотиков, но в определённые моменты всё равно их пробовать». В этом возрасте человека словно бросает то в жар, то в холод. МакКью так и описывает это: «Есть “холодные ситуации” — это выбор, сделанный во время слабого эмоционального возбуждения, тогда и принимаются обоснованные и рациональные решения. А есть “горячие моменты” — когда зоны мозга, управляющие социально-эмоциональной сферой чрезвычайно активны». Именно тогда человек рискует, не замечая границ безопасности. Уравновешенное состояние «холодных» и «горячих» реакций называется психосоциальной зрелостью. А психосоциальную НЕзрелость учёные описывают несколькими характерными чертами. Рискованное поведение — одна из ключевых. Вместе с ним выделяют:
Исследования показывают, что люди в возрасте от 12 до 17 лет менее зрелы психосоциально, чем в 18–23 года. А те, в свою очередь, не так зрелы, как люди старше 24 лет. Иногда, чтобы разглядеть границы безопасности, нужны помощники ![]() Некоторые люди в переходном возрасте, отказываются слушать советы близких — как себя вести, чтобы потом не пожалеть. Такую реакцию вполне можно назвать естественной, если старшие облекают советы в формат нравоучений и гиперконтроля, ведь в период полового созревания чувствительность к давлению со стороны окружающих очень повышена и провоцирует протестную реакцию. Тем не менее, иногда подсказки старших могут стать неплохим шаблоном для принятия верных решений в моменты опасности, или в условиях сложного выбора, когда эмоции перекрывают голос разума. Но самое главное правило — в любой будоражащей чувства ситуации, при появлении первых признаков желания пуститься во все тяжкие, стоит выдержать небольшую паузу и позволить зонам мозга, отвечающим за контроль, всё-таки достучаться до сознания. Когда последствия будут хоть в какой-то степени рационализированы — с большой вероятностью приключения не будут угрожать жизни и принесут лишь удовольствие и хорошие впечатления. Будет, что рассказать внукам. Впрочем, ошибаться тоже нужно — личный опыт, удачи и провалы — так же, как и правильные установки от взрослых, помогают мозгу эффективно оптимизировать нейронные связи между зонами контроля и эмоций. Источник: ology.sh Комментарии: |
|