ЧТО ТАКОЕ ТРОПЫ И ПОЧЕМУ АНАЛИЗ НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТОЛЬКО ИХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ? ??

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-07-19 12:35

лингвистика

"Автор. использует эпитеты (вставьте нужное), чтобы ярче представить картину" - вот так вот звучит формулировка, которой грешат многие новички, и от которой где-то седеет один проверяющий...

Но ведь тропы зачем-то нужны? Как без них-то?

А давайте разбираться.

Тропы (от греч. tropos — "поворот") — это семантические преобразования слова, при которых его значение расширяется или изменяется. В отличие от фигур речи (синтаксических конструкций), тропы работают на лексико-семантическом уровне, создавая образность и работая зачастую именно на ассоциации.

Классификация Г.Г. Хазагерова:

По мнению автора, в основе могут лежать четыре типа отношений: тождество явлений, их сходство, смежность или контраст. На основании данных отношений им выделяются

и основные виды тропов:

перифраза (тождество),

метонимия (смежность),

метафора (сходство),

антифразис (контраст).

На самом деле, подхода к разграничению тропов огромное множество, но суть в том, что все тропы принадлежат к разным видовым отношениям между непосредственным предметом изображения и тем, как он изображается.

Кризис поверхностного анализа: почему перечисление тропов бесполезно

Та самая типичная ошибка:

«В стихотворении есть эпитеты (“золотые облака”), метафора (“река времени”), сравнение (“как птица печали”)»

Обычно грешна тем, что игнорирует

- Системность тропеической структуры (как тропы взаимодействуют друг с другом);

- Их связь с идиостилем автора (например, тяготение Блока к цветовым развернутым метафорам), Именно говорящий, автор, рассчитывая на коммуникативный эффект, обеспечивает отбор необходимых языковых явлений и средств;

- Контекстную нагрузку (один и тот же троп в романтизме и реализме работает по-разному, воспринимаетс по-разному и перерабатывается по-разному).

Методология глубинного анализа: 4 ключевых аспекта.

Если уж сильно хочется ввернуть что-то про тропы (а ведь это правда важно) стоит обратить внимание на следующее:

Функциональная роль тропа

Когнитивная (как троп организует восприятие: метафора «жизнь — театр» задаёт модель мира);

Эмотивная (сравнение «как раб на галере» у Лермонтова усиливает трагизм);

Структурообразующая (эллипсис в описании Маркса у Булгакова: «Я мгновенно полюбил хозяина, его кузена и нашел, что Зинаида Ивановна, несмотря на свои 38 лет, еще очень и очень недурна, и борода Карла Маркса, помещавшегося прямо против меня рядом с картой железных дорог на стене, вовсе не так уж огромна, как это принято думать. История появления арла Маркса в квартире поверенного, ненавидящего его всей душой, - такова»).

Диахронический аспект

Архаичные тропы (библейские параллели у Достоевского) vs. новаторские (футуристические метафоры Маяковского или Хлебникова);

Эволюция тропов в творчестве одного автора (например, переход от романтических гипербол к психологическим метафорам у позднего Пушкина).

Интертекстуальные связи

Цитирование/переосмысление чужих тропов: (символ памятника от Горация до Бродского)

Полемическое использование (пародийные эпитеты у Саши Чёрного, деконструирующие классические образы).

Связь с поэтикой жанра

В лирике: тропы часто становятся автономными смысловыми центрами, сам поэтический образ - уже троп, средство художественного языка.

В эпосе: обслуживают характер, не остраняют, скорее, наоборот, помогают лучше понять через знакомые ассоциации.

В драме: работают на подтекст

На практике: алгоритм анализа тропа:

Идентификация (что за троп) ? Классификация (для чего использован) ? Контекстуализация (почему такой и с чем связан) ? Интерпретация (а это значит...)

Типичные ошибки:

Универсализация термина и игнорирование контекста: «автор использует метафору» (без объяснения её уникальности);

Игнорирование динамики (незамеченные повторы/трансформации образов);

Подмена анализа пересказом («метафора показывает, что герой грустит»). Ну грустит и грустит, чего бубнить-то... а вот что это значит и в чем здесь эстетическая ценность?

Успешных вам анализов и свежих мыслей!!


Источник: vk.com

Комментарии: