Человекоподобный робот с джетпаком совершил первый полет

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Итальянские инженеры успешно провели первые летные испытания летающего человекоподобного робота iRonCub 3. Он оснащен четырьмя компактными турбореактивными двигателями, два из которых встроены в руки вместо предплечий, а два закреплены на спине. В ходе эксперимента робот оторвался от земли и на несколько секунд завис в воздухе на высоте 50 сантиметров. Полетом управляет многоуровневая система, она оценивает положение робота в пространстве, контролирует тягу двигателей и движения суставов. Описание робота и системы управления доступно в препринте на arXiv.org и опубликовано в Communications Engineering.

Возможности современных человекоподобных роботов уже не ограничиваются только простой ходьбой. За последние несколько лет, благодаря прогрессу в области нейросетевых моделей и обучению с подкреплением, они осваивают все больше и больше новых движений и акробатических трюков, участвуют в забегах, учатся водить автомобиль, распознают команды на естественном языке и выполняют сложные многоступенчатые манипуляции с разнообразными предметами. Теперь ко всему этому разнообразию навыков добавился еще один – способность летать.

Разработкой летающего человекоподобного робота уже несколько лет занимаются инженеры из Итальянского технологического института в Генуе. Недавно эта команда под руководством Даниэле Пуччи (Daniele Pucci) представила третье поколение летающего андроида — iRonCub-Mk3. За основу взят созданный в этом же институте небольшой человекоподобный робот iCub3. На 70-килограммового робота установили четыре миниатюрных турбореактивных двигателя JetCat P250 Pro, два из которых находятся на кронштейнах за спиной и отвечают за основную подъемную силу. Еще два закреплены вместо предплечий и используются для стабилизации и маневрирования. Суммарно двигатели создают тягу более 1000 ньютонов. Чтобы выдержать такие нагрузки и температуру реактивной струи, достигающую 800 градусов Цельсия, инженеры заменили позвоночник робота на титановый и покрыли ноги термостойким аэрогелем.

Для управления полетом разработан многоуровневый алгоритм. Его ядром служат три модуля: оценка тяги, оценка положения тела и контроллер полета. Оценка тяги реализована с помощью фильтра Калмана. Он обрабатывает данные с датчиков силы, установленных на руках и ранце, и сопоставляет их с динамической моделью реактивных двигателей. Для определения положения робота в пространстве используются показания с IMU-сенсора и камеры глубины. Наконец, контроллер полета на базе метода модельно-прогнозирующего управления (Model Predictive Control) с частотой 200 герц рассчитывает оптимальные команды для тяги двигателей и положения суставов, чтобы робот следовал заданной траектории.

Помимо базовой системы управления инженеры провели исследование аэродинамики робота, поскольку его человекоподобная форма крайне неэффективна в воздушном потоке. Для этого они провели серию экспериментов в аэродинамической трубе, а также создали цифровую модель робота. Полученный массив данных использовали для обучения нейросети, способной в реальном времени предсказывать аэродинамические силы, действующие на робота. Встраивание этой модели в систему управления позволит роботу в дальнейшем предугадывать воздействие воздушного потока и заранее корректировать тягу двигателей и положение суставов, обеспечивая стабильность полета.

Первое летное испытание состоялось на открытой площадке на крыше здания института, где удаленно управляемого робота подвесили на двухметровом кране для страховки. В процессе взлета система управления начала плавно увеличивать тягу двигателей. На тридцатой секунде робот оторвался от поверхности и оставался в воздухе около трех секунд, после чего кратковременно коснулся земли и снова взлетел. Через некоторое время из-за ошибки в ориентации, превысившей заданный порог, система безопасности автоматически заглушила двигатели. Несмотря на горизонтальное смещение, робот некоторое время поддерживал стабильную ориентацию в полете и оторвался от земли на высоту около полуметра, продержавшись в воздухе несколько секунд.

В будущем инженеры планируют улучшить систему оценки состояния, сделав ее более устойчивой к вибрациям, уточнить используемую математическую модель реактивных двигателей и доработать контроллер, чтобы он помимо взлета и посадки мог выполнять и другие маневры в реальных условиях. Также инженеры планируют перейти к свободным полетам уже без страховочных тросов и отработать полные циклы взлета и посадки на новой площадке, предоставленной аэропортом Генуи.

Хотя iRonCub — первый человекоподобный робот на реактивной тяге, существуют и другие двуногие модели роботов, способные летать. Наиболее известный из них – робот LEONARDO, который представляет собой гибрид квадрокоптера и ходячего робота с двумя ногами. Благодаря пропеллерам он может как перелетать через препятствия, так и поддерживать вертикальное положение при ходьбе.


Источник: nplus1.ru

Комментарии: