Бритва Оккама и методология науки

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Как отделить истинное знание от ложного? Как проверить подлинность того или иного опыта? Познаваем ли мир в принципе? А если да – то насколько и с помощью чего? Эти и многие другие вопросы задавали себе мыслители на протяжении всей истории человеческой цивилизации, всего того периода, когда люди научились простейшему абстрагированию. Сократу приписывают такие высказывания, как: «Единственная истинная мудрость – в осознании, что мы по сути ничего не знаем»; «Основное познание должно быть направлено на себя, на деятельность своей души по поиску истины и смысла жизни»; «Мудрость — это знать, насколько мало мы знаем» и т.д. Соответственно, для философии эти вопросы также являются краеугольными.

Академический скепсис – в какой-то мере – можно преодолеть, если следовать четким научным алгоритмам, действовать в рамках хорошо разработанного научного инструментария. В деле выработки принципов научной рациональности важнейшей отправной точкой стала античность. Именно в этот период впервые европейское сознание выработало принципы, на которых и сегодня зиждется научное знание. В первую очередь здесь мы должны говорить о таких мыслителях, как Сократ, Платон, Аристотель. Последний вообще некоторыми исследователями считается отцом-основателем современной науки (по крайней мере, европейской). Считается, что Аристотелева логика – краеугольный камень современного научного знания, точка отсчета современной научной рациональности.

В Новое время важнейшей вехой в становлении науки стало появление позитивизма, который поставил задачу автономизировать научное знание, предложить аутентичный научным задачам метод и т.д. То есть четко отделить науку от «ненауки», иногда это выражается в виде противопоставления: наука vs метафизика (теология). Позитивизм, а после постпозитивизм не просто сегрегировал объекты научного исследования, но и предложил свести всю научную практику и теорию к непосредственному опыту и физическим свойствам объектов. То есть внес важный вклад в выработку научной рациональности. Одним из самых известных методологических принципов в современной науке стала «бритве Оккама». О ней мы поговорим в следующей статье.


Источник: vk.com

Комментарии: