Титаны науки |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-06-10 14:50 8 июня 1925 года родился Гурий Иванович Марчук — выдающийся советский учёный, Герой Социалистического Труда, последний президент АН СССР. Значительная часть его жизни и деятельности была связана с новосибирским Академгородком, куда он приехал в 1962 году. Здесь он прошёл путь от заместителя директора Института математики до председателя Сибирского отделения Академии наук СССР. О его роли в становлении науки в Сибири и значении Академгородка в целом рассказал первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ, член Президиума ЦК КПРФ, мэр Новосибирска в 2014—2023 годах Анатолий Локоть. — Анатолий Евгеньевич, как известно, перед тем как возглавить Академию наук СССР, Гурий Иванович Марчук работал в Академгородке Новосибирска, приехав по приглашению академиков Лаврентьева и Соболева. Какое значение для Новосибирска имело основание Академгородка? — Вы знаете, в истории Новосибирска есть несколько важных этапов, каждый из которых был своего рода рождением города в новом качестве. Это, безусловно, 1893 год, строительство моста через Обь, 1921 год — превращение города, тогда ещё Ново-Николаевска, в центр огромного Сибирского края. Это эвакуация во время Великой Отечественной войны промышленных предприятий, научных институтов, культурных ценностей. И это строительство Академгородка, придавшее нашему городу мировую известность. Планы Советского правительства по созданию филиала Академии наук СССР в Сибири существовали с 1930-х годов — об этом напоминают красивые здания институтов в центре города. Но решение о строительстве Академгородка, о развитии на его базе Сибирского отделения Академии наук — это, конечно, то стратегическое решение, которое определило лицо города, доминанту его развития на десятилетия. Сибирское отделение, расположившееся в новосибирском Академгородке, управляло институтами, филиалами от Урала до Дальнего Востока. Сибирское отделение остаётся крупнейшим таким научным образованием в рамках Академии наук СССР, а затем и Российской Федерации. Перед учёными было поставлено несколько стратегических задач. В первую очередь, как говорит Геннадий Андреевич Зюганов, «вскрыть сибирскую кладовую», исследовать природные богатства Сибири. Кроме того, велись фундаментальные, прикладные исследования в интересах повышения обороноспособности страны. Такие задачи требовали особых лидерских качеств у руководителя отделения. Здесь историческую роль сыграли три фигуры. Это, конечно, Михаил Алексеевич Лаврентьев, который имел не только колоссальный научный, но и административный авторитет, что позволяло ему решать напрямую все вопросы, связанные со строительством и бурным развитием Академгородка. Гурий Иванович Марчук — второй председатель Сибирского отделения. И третий — Валентин Афанасьевич Коптюг. Это не только талантливые учёные, известные во всём мире своими изысканиями, но и замечательные администраторы, люди огромной силы воли, сделавшие очень много для развития российской науки. У Гурия Ивановича Марчука, конечно, большой послужной список уже после Новосибирска: в 1980 году его пригласили в Москву, он занимал пост заместителя Председателя Совета Министров СССР, руководителя Государственного комитета СССР по науке и технике, а затем, с 1986 по 1991 год, работал на посту президента Академии наук СССР в очень непростое время как для науки, так и для страны в целом. — Вам или вашим знакомым довелось с ним общаться? — Я вырос в семье, которая имела много знакомых в научной среде, и о Гурии Ивановиче говорили с придыханием — как о знающем человеке, настоящей личности. Он поражал своей организованностью: прошёл путь от помощника комбайнёра до большого учёного, к моменту переезда в Новосибирск уже был доктором наук, членом-корреспондентом АН СССР. Сфера его научных интересов была колоссальной: математика, информатика (первый руководитель Вычислительного центра в Академгородке), ядерная физика, физика атмосферы и океана, иммунология… — В одном из своих интервью Гурий Марчук отмечает, что в Сибири прошли его лучшие годы. И действительно, для многих основателей Академгородка Сибирь стала вторым домом, они оставались здесь, создавали семьи, организовывали научные школы. С чем, по-вашему мнению, это связано? — Это действительно особенность Академгородка. Сюда, конечно, приезжало немало известных учёных, но в первую очередь много молодёжи, тех специалистов, у которых не было надёжной поддержки в Москве, а здесь у них появилась возможность для самостоятельной работы, они развивали те направления, которые считали правильными, нужными и добились очень хороших результатов. Свою роль сыграли особенности нашей земли, наших взаимоотношений, которые позволили не просто остаться, а создать свои научные школы: математиков, физиков, химиков… Тот «человеческий климат», который был создан в Академгородке, позволял наиболее полно раскрыть потенциал учёных, талантливых людей. И в этом заслуга таких руководителей, как Гурий Иванович Марчук. — Вы уже упоминали, что период руководства АН СССР для Гурия Ивановича был непростым испытанием. Он и сам говорил, что «разрушение советской науки будет тяжёлой потерей и для всего мирового научного сообщества». Вы разделяете эту позицию? — Абсолютно. Считаю, что тогда был нанесён страшный удар по науке. Конечно, нельзя уничтожить знания, тягу человека к постижению нового. Но если не поддерживать, не финансировать научные проекты, они перестанут развиваться. В Советском Союзе это понимали: ещё первые распоряжения Владимира Ильича Ленина были направлены на поддержку фундаментальных исследований, развитие научных институтов. Это внимание со стороны центрального правительства к развитию науки было основополагающим на протяжении всего периода развития СССР. Трагедией было то, что в перестроечное время руководство страны утратило интерес к науке, начали сворачиваться проекты. «Первой ласточкой» стало прекращение полётов «Бурана». Я был на Байконуре, видел эти потрясающие пункты управления, стартовые площадки. И всё это было прекращено в один момент. Думаю, что тогдашним руководством страны во главе с Горбачёвым было принято решение закрыть это направление с подачи американцев, когда стало известно, что один «Буран» может выносить на орбиту самые современные системы, боевые лазеры. Когда я узнал об этом, то был сильно лично уязвлён — и как инженер, и как гражданин СССР. И это только один пример. Мы в какой-то момент прекратили северные исследования, ядерные разработки, утратили наши позиции в электронике. Наши конкуренты, конечно, выиграли: Билл Гейтс не скрывал, что строить свою империю ему помогают программисты из Советского Союза. В Академгородке, кстати, стараниями в том числе Гурия Ивановича развивалось направление вычислительной математики и информатики. К сожалению, во время «перестройки» ряд направлений был остановлен. Это нанесло огромный ущерб и экономике, и обороноспособности, и целостности Советского Союза. Мы чуть не потеряли Россию. Руководителем Сибирского отделения Академии наук СССР в этот период был Валентин Афанасьевич Коптюг — наш старший товарищ. Всю трагедию, произошедшую с наукой, он пропускал через себя, и, видимо, это послужило причиной его преждевременной смерти. — В период вашего руководства городом вы всё время подчёркивали, что у Новосибирска нет природных ресурсов, но его преимущество — интеллектуальный потенциал, который создавался Академгородком. Как вы считаете: стоит ли дальше придерживаться этого направления? — Действительно, на территории Новосибирской области таких больших разведанных ресурсов нет, особенно в сравнении с Томской, Тюменской, Иркутской областями, Красноярским краем. Но «мозговой штаб» по добыче и разработке этих ресурсов создан здесь, в Новосибирске. Все научные школы — тоже. И, безусловно, этот потенциал надо не просто сохранить, его надо развивать. Я, будучи мэром, придавал очень большое значение взаимоотношениям с Сибирским отделением РАН, не пропустил ни одного общего собрания, считал обязанным приехать, чтобы услышать запросы учёных. Мы включились в реализацию проекта «Академгородок-2». Начали со строительства и модернизации школ. Мы построили новый корпус для лицея имени Лаврентьева. Проект был необычный, непростой в строительстве — бассейн, научные лаборатории, — но мы его возвели. Затем на площадке гимназии №3 было выстроено совершенно новое здание — прежнее, где проходили первые занятия НГУ, пришлось снести. Завершается строительство нового здания музыкальной школы — сейчас она ютится в подвальном помещении. Мы взяли на себя нагрузку по проведению инфраструктуры и обеспечению строительства кампуса для нашего университета и физмат-школы — уникального учебного заведения, выходящего за рамки стандартов средней школы. Не случайно основатели Академгородка, в том числе Гурий Иванович Марчук, подчёркивали: таланты, интеллектуальный потенциал воспитываются со школьной скамьи. Безусловно, образование и наука — это наша жемчужина, наше конкурентное преимущество, за которое надо сказать огромное «спасибо» этим людям. Беседовал Иван СТАГИС. Источник: vk.com Комментарии: |
|