Система резервирования билетов на авиалиниях «Сирена»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В начале 1970-х гг. НИИ управляющих вычислительных машин (г. Северодонецк, впоследствии НПО «Импульс») был назначен головной организацией по созданию и производству АСВТ (агрегатная система вычислительной техники), что совпало по времени с принятием другого решения, касающегося создания системы резервирования пассажирских мест в московском авиаузле Аэрофлота. На основе вычислительных комплексов М2000, М3000 системы АСВТ и была построена первая очередь системы резервирования мест на авиалиниях Аэрофлота «Сирена».

С 1973 по 1998 год «Сирена» «перевезла» более 100 млн. пассажиров.

По существу «Сирена» стала первой в СССР системой массового обслуживания глобального характера, включающей сотни терминальных станций (рабочих мест кассиров), десятки центров обработки и коммутации сообщений, разбросанных по всему Советскому Союзу и взаимодействующих с Московским центром резервирования мест на авиалиниях Аэрофлота. Главным конструктором системы «Сирена» был В.А. Жожикашвили (Институт проблем управления Минприбора и Академии наук СССР).

Система «Сирена» включала:

- вычислительный комплекс для Московского центра резервирования;

- средства связи с абонентами по стандартным, в то время еще слаборазвитым каналам для передачи цифровой информации;

- большую архивную быстродействующую память с гарантией сохранности информации в аварийных режимах;

- средства диалогового общения системы с потребителем — пульты кассиров для формирования запросов клиентов и выдачи билета, справки, массовой информации на табло, индивидуальной справки и т.п.;

- систему программного обеспечения, рассчитанного на надежное функционирование системы в интересах клиента и Аэрофлота в целом.

В вычислительном центре системы был использован дуплексный комплекс М3000, что существенно повысило надежность вычислительного центра. Комплекс обеспечивал продажу до семи билетов в секунду по спонтанным запросам кассиров, разбросанных по всей территории СССР.

В качестве основных каналов связи были использованы телефонные и телеграфные выделенные и коммутируемые каналы городских АТС. Все каналы связи подключались к системе посредством специально разработанной аппаратуры передачи данных, обеспечивающей пересылку цифровой информации на скоростях 600 или 1200 бод.

Для центра сбора запросов по 256 каналам связи и обмена данными с локальными вычислительными центрами был разработан специальный модуль распределительно-преобразующего устройства. Каждый из них обеспечивал связь по 32 телефонным выделенным каналам, 32 телеграфным коммутируемым или выделенным каналам городских телефонных станций.

Распределительно-преобразующее устройство имело в своем составе адаптеры для подключения к машинным интерфейсам двух комплексов М3000. Таким образом, обеспечивалась возможность организации разветвленной двухсторонней сети связи центра с терминалами на расстоянии до 8 тыс. км со скоростью 600-1200 бод. При этом осуществлялась удовлетворительная защита информации от сбоев и помех. Абонентами такой сети могли быть любые аппараты телеграфной связи того времени, пульты кассиров и региональные центры переработки информации, формируемые впоследствии из комплексов М6000 и М7000. Такая организация системы связи позволила впоследствии, заменяя компоненты, осуществлять поэтапную модернизацию и развитие системы «Сирена», обеспечивая ее жизнеспособность до настоящего времени. Экзотической частью системы в составе вычислительного комплекса был магнитный барабан, используемый для создания архивной памяти большого объема и быстродействия как ключевой элемент защиты информации о пассажирах в аварийных режимах. Интересным элементом системы «Сирена» был пульт кассира (см. фото 1), представляющий классический видеотерминал, позволивший осуществлять полный диалог пассажир-кассир-система при формировании запроса и подготовки билета или справки. Это было серийное оборудование, которым оснащались сотни касс. Следует помнить, что в то время в стране не было опыта разработки собственных операционных систем, программного обеспечения систем массового обслуживания, сетевых программных пакетов и т.п. Все это создавалось впервые и наново в режиме величайшей ответственности и сжатых сроков. Для НПО «Импульс» (НИИ УВМ) работа над системой «Сирена» была серьезнейшей школой для каждого сотрудника и для коллектива в целом.

Первая модификация системы, переданная в эксплуатацию в 1972 г., заложила основы автоматизации коммерческой деятельности в гражданской авиации СССР, обеспечила бронирование и продажу билетов на рейсы Московского авиаузла. Разработчиками «Сирены-1» — лабораторией Института проблем управления Академии наук СССР, руководимой Генеральным конструктором системы д.т.н. В.А. Жожикашвили, специалистами Северодонецкого НПО «Импульс», а также технологами Главного агентства Гражданской авиации по руководством Ю.В. Ловского в процессе конструирования было предложено много идей и решений, которые в своих проектах использовали последующие поколения разработчиков этой и аналогичных систем.

В семидесятые годы в ГВЦ ГА сформировался коллектив разработчиков, который приступил к созданию новой версии системы — «Сирены-2» для Московского и других крупных авиаузлов. Работы по созданию ПО велись под руководством к.т.н. М.А. Левина. Одновременно в ЦНИИ АСУ ГА началась разработка модификации «Сирена-2» для авиаузлов средней и малой мощности. Сетевое ПО разрабатывалось в лаборатории В.А. Жожикашвили.

Система базировалась на отечественных мини-ЭВМ СМ-2М, причем для крупных центров «Сирены-2» разработчиками ГВЦ ГА было создана специализированная высокопроизводительная многопоточная операционная система ОС ТАИС (сокращение от «Телеавтоматические интерактивные системы»), а также СУБД САК («Система автоматизированных картотек» — одна из первых отечественных интерактивных СУБД). Был заложен диалоговый интерфейс пользователя с системой, впоследствии мало претерпевший изменения.

Московский центр был реализован в виде 6-машинного комплекса. Несмотря на скромные по нынешним меркам возможности техники, производительность Московского центра достигала 18 запросов в секунду при объеме перевозок до 20 млн. пассажиров в год. Заметим, что общие внутренние перевозки в те годы превышали 100 млн. в год. В большой степени такая производительность была достигнута за счет высокого качества программирования и применения многих нетривиальных решений.

Начиная с внедрения в эксплуатацию в 1982 г. Московского центра «Сирены-2» и до 90-х годов, специалистами ГВЦ ГА и ЦНИИ АСУ ГА было внедрено 13 крупных (Москва, Ленинград, Киев, Ташкент и др.) и 15 средних центров (Рига, Минск, Куйбышев, Якутск и др.) этой системы. Центры системы появились практически во всех крупных городах страны. К началу 90-х была создана наиболее мощная в СССР открытая сеть передачи данных «Сирена-2», охватившая все центры обработки данных системы. Уже тогда любой кассир авиа-агентства мог со своего терминала получить доступ в режиме on-line к ресурсам всех без исключения ЦОДов.

В 1989 г. ведущие специалисты отдела разработчиков ГВЦ ГА создали кооператив ТАИС (по названию операционной системы), который в 1991 году был преобразован в закрытое акционерное общество «Транспортные Автоматизированные Информационные Системы — ТАИС».

Фото 1. Видеотерминал кассира системы «Сирена-1»

Фото 2. Шкафы с оборудованием центрального вычислительного комплекса АСУ «Сирена-1» (ЭВМ М2000, М3000) в здании московского аэроузла. Начало 1970-х гг.

Фото 3. Видеотерминал системы «Сирена-2».

Фото 4. Постер Института проблем управления, посвященный системе «Сирена-2».


Источник: vk.com

Комментарии: