Система резервирования билетов на авиалиниях «Сирена» |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-06-04 11:25 В начале 1970-х гг. НИИ управляющих вычислительных машин (г. Северодонецк, впоследствии НПО «Импульс») был назначен головной организацией по созданию и производству АСВТ (агрегатная система вычислительной техники), что совпало по времени с принятием другого решения, касающегося создания системы резервирования пассажирских мест в московском авиаузле Аэрофлота. На основе вычислительных комплексов М2000, М3000 системы АСВТ и была построена первая очередь системы резервирования мест на авиалиниях Аэрофлота «Сирена». С 1973 по 1998 год «Сирена» «перевезла» более 100 млн. пассажиров. По существу «Сирена» стала первой в СССР системой массового обслуживания глобального характера, включающей сотни терминальных станций (рабочих мест кассиров), десятки центров обработки и коммутации сообщений, разбросанных по всему Советскому Союзу и взаимодействующих с Московским центром резервирования мест на авиалиниях Аэрофлота. Главным конструктором системы «Сирена» был В.А. Жожикашвили (Институт проблем управления Минприбора и Академии наук СССР). Система «Сирена» включала: - вычислительный комплекс для Московского центра резервирования; - средства связи с абонентами по стандартным, в то время еще слаборазвитым каналам для передачи цифровой информации; - большую архивную быстродействующую память с гарантией сохранности информации в аварийных режимах; - средства диалогового общения системы с потребителем — пульты кассиров для формирования запросов клиентов и выдачи билета, справки, массовой информации на табло, индивидуальной справки и т.п.; - систему программного обеспечения, рассчитанного на надежное функционирование системы в интересах клиента и Аэрофлота в целом. В вычислительном центре системы был использован дуплексный комплекс М3000, что существенно повысило надежность вычислительного центра. Комплекс обеспечивал продажу до семи билетов в секунду по спонтанным запросам кассиров, разбросанных по всей территории СССР. В качестве основных каналов связи были использованы телефонные и телеграфные выделенные и коммутируемые каналы городских АТС. Все каналы связи подключались к системе посредством специально разработанной аппаратуры передачи данных, обеспечивающей пересылку цифровой информации на скоростях 600 или 1200 бод. Для центра сбора запросов по 256 каналам связи и обмена данными с локальными вычислительными центрами был разработан специальный модуль распределительно-преобразующего устройства. Каждый из них обеспечивал связь по 32 телефонным выделенным каналам, 32 телеграфным коммутируемым или выделенным каналам городских телефонных станций. Распределительно-преобразующее устройство имело в своем составе адаптеры для подключения к машинным интерфейсам двух комплексов М3000. Таким образом, обеспечивалась возможность организации разветвленной двухсторонней сети связи центра с терминалами на расстоянии до 8 тыс. км со скоростью 600-1200 бод. При этом осуществлялась удовлетворительная защита информации от сбоев и помех. Абонентами такой сети могли быть любые аппараты телеграфной связи того времени, пульты кассиров и региональные центры переработки информации, формируемые впоследствии из комплексов М6000 и М7000. Такая организация системы связи позволила впоследствии, заменяя компоненты, осуществлять поэтапную модернизацию и развитие системы «Сирена», обеспечивая ее жизнеспособность до настоящего времени. Экзотической частью системы в составе вычислительного комплекса был магнитный барабан, используемый для создания архивной памяти большого объема и быстродействия как ключевой элемент защиты информации о пассажирах в аварийных режимах. Интересным элементом системы «Сирена» был пульт кассира (см. фото 1), представляющий классический видеотерминал, позволивший осуществлять полный диалог пассажир-кассир-система при формировании запроса и подготовки билета или справки. Это было серийное оборудование, которым оснащались сотни касс. Следует помнить, что в то время в стране не было опыта разработки собственных операционных систем, программного обеспечения систем массового обслуживания, сетевых программных пакетов и т.п. Все это создавалось впервые и наново в режиме величайшей ответственности и сжатых сроков. Для НПО «Импульс» (НИИ УВМ) работа над системой «Сирена» была серьезнейшей школой для каждого сотрудника и для коллектива в целом. Первая модификация системы, переданная в эксплуатацию в 1972 г., заложила основы автоматизации коммерческой деятельности в гражданской авиации СССР, обеспечила бронирование и продажу билетов на рейсы Московского авиаузла. Разработчиками «Сирены-1» — лабораторией Института проблем управления Академии наук СССР, руководимой Генеральным конструктором системы д.т.н. В.А. Жожикашвили, специалистами Северодонецкого НПО «Импульс», а также технологами Главного агентства Гражданской авиации по руководством Ю.В. Ловского в процессе конструирования было предложено много идей и решений, которые в своих проектах использовали последующие поколения разработчиков этой и аналогичных систем. В семидесятые годы в ГВЦ ГА сформировался коллектив разработчиков, который приступил к созданию новой версии системы — «Сирены-2» для Московского и других крупных авиаузлов. Работы по созданию ПО велись под руководством к.т.н. М.А. Левина. Одновременно в ЦНИИ АСУ ГА началась разработка модификации «Сирена-2» для авиаузлов средней и малой мощности. Сетевое ПО разрабатывалось в лаборатории В.А. Жожикашвили. Система базировалась на отечественных мини-ЭВМ СМ-2М, причем для крупных центров «Сирены-2» разработчиками ГВЦ ГА было создана специализированная высокопроизводительная многопоточная операционная система ОС ТАИС (сокращение от «Телеавтоматические интерактивные системы»), а также СУБД САК («Система автоматизированных картотек» — одна из первых отечественных интерактивных СУБД). Был заложен диалоговый интерфейс пользователя с системой, впоследствии мало претерпевший изменения. Московский центр был реализован в виде 6-машинного комплекса. Несмотря на скромные по нынешним меркам возможности техники, производительность Московского центра достигала 18 запросов в секунду при объеме перевозок до 20 млн. пассажиров в год. Заметим, что общие внутренние перевозки в те годы превышали 100 млн. в год. В большой степени такая производительность была достигнута за счет высокого качества программирования и применения многих нетривиальных решений. Начиная с внедрения в эксплуатацию в 1982 г. Московского центра «Сирены-2» и до 90-х годов, специалистами ГВЦ ГА и ЦНИИ АСУ ГА было внедрено 13 крупных (Москва, Ленинград, Киев, Ташкент и др.) и 15 средних центров (Рига, Минск, Куйбышев, Якутск и др.) этой системы. Центры системы появились практически во всех крупных городах страны. К началу 90-х была создана наиболее мощная в СССР открытая сеть передачи данных «Сирена-2», охватившая все центры обработки данных системы. Уже тогда любой кассир авиа-агентства мог со своего терминала получить доступ в режиме on-line к ресурсам всех без исключения ЦОДов. В 1989 г. ведущие специалисты отдела разработчиков ГВЦ ГА создали кооператив ТАИС (по названию операционной системы), который в 1991 году был преобразован в закрытое акционерное общество «Транспортные Автоматизированные Информационные Системы — ТАИС». Фото 1. Видеотерминал кассира системы «Сирена-1» Фото 2. Шкафы с оборудованием центрального вычислительного комплекса АСУ «Сирена-1» (ЭВМ М2000, М3000) в здании московского аэроузла. Начало 1970-х гг. Фото 3. Видеотерминал системы «Сирена-2». Фото 4. Постер Института проблем управления, посвященный системе «Сирена-2». Источник: vk.com Комментарии: |
|