![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Роботы - реальность, угроза, необходимость? |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-06-06 11:48 ![]() Любой из нас мог заметить, что в СМИ постоянно крутится всякого рода информация о роботах. Можно встретить и алармистские страшилки о том, что миру грозит роботизация, роботы заменят людей во многих сферах жизни, лишат нас работы и, следовательно, куска хлеба. И одновременно из Китая непрерывным потоком льются сообщения и репортажи о том, что роботы работают курьерами, опрыскивают поля всякого рода удобрениями и прочей химией, и даже следят за общественным порядком в качестве собак-полицейских. Причем все больше сообщений о человекоподобных роботах, роботах-андроидах. Что стоит за этими сообщениями, чего нам ждать, чего бояться или не бояться? Если рассматривать автоматизацию и роботизацию, как изолированное явление, то кажется, что необходимость удовлетворения все возрастающих количественно и качественно потребностей как отдельного человека, так и общества в целом, толкает общество к необходимости обеспечения роста производительных сил общества. Период конца 19 века - начала 20 века можно охарактеризовать, как период развития механизации, стандартизации. Период до середины 20 века - это период автоматизации производственного процесса. Сегодняшний же день - это роботизация и на пороге уже не просто роботизация, а ее совмещение с искусственным интеллектом, интеллектуализация производства. Развитие вычислительной микроэлектроники, робототехники и нейросетей способно автоматизировать не только производственный процесс, но и создать условия для автоматизации обслуживания и администрирования средств производства. Такая сумма технологий способна привести к полной автоматизации средств производства. Повсеместное внедрение полностью автоматизированных средств производства неизбежно отразится на социальной и политической жизни общества. Конкретные же проявления повсеместного внедрения полностью автоматизированных средств производства зависят от того, использует ли общество капиталистический или же коммунистический способ производства. Итак, начнем с капиталистического способа производства, что это такое? Краеугольным камнем капиталистического способа производства является частная собственность на средства производства и использования наемного труда. Капитал предполагает наемный труд, а наемный труд предполагает капитал. Они взаимно обусловливают, порождают друг друга. Слово товарищу Марксу: “Капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы”. Простыми словами это означает то, что капиталист владеет предприятием, мы устраиваемся к нему на работу, работаем, что-то там производим, капиталист продает это что-то на рынке, из вырученного платит нам заработную плату и какую-то часть оставляет себе. Вроде все просто и на первый взгляд справедливо: капиталист организовал производство, вложил в него определенные средства, дал нам работу и зарплату, и за свою предприимчивость получил прибыль. А с другой стороны мы вместе, включая буржуя, работали, вместе тратили свое время - наш невосполнимый ресурс, вместе что-то произвели и произведенное продали. Это все вместе. В марксизме это называется общественный характер производства. А прибыль? Прибыль получил буржуй. Почему мы, наемные работники не участвуем в разделе прибыли так же, как участвовали в ее производстве? Почему буржуй платит нам столько, сколько он считает нужным? Потому что он владелец заводов, газет, пароходов, он определяет условия найма работников, поэтому он и распоряжается прибылью. В марксизме это называется частным характером присвоения. Что происходит при внедрении полностью автоматизированного, роботизированного производства? У любого предприятия, будь то маленькое и работающее само по себе, например частная пекарня, или входящее в состав гиганта-монополиста, производя, например, подшипники для условного Мерседеса, у любого предприятия будут следующие составляющие: постоянная часть капитала и переменная часть капитала. Постоянный капитал - это здания, станки, оборудование, те же роботы, а также сырье, топливо, вспомогательные материалы. Переменный капитал - это та часть капитала, которая расходуется на заработную плату. Почему постоянный, почему переменный? Что это значит? Стоимость постоянного капитала полностью переносится на результат производства, т.е. готовую продукцию. Стоимость переносится где частями, постепенно, это называется амортизацией основных средств - их же надо постепенно обновлять; а где сразу, как, например, стоимость потребленной при производстве электроэнергии. Переменный же капитал возрастает в процессе производства: мы, работая на капиталиста создаем новую, прибавочную стоимость, которую присваивает собственник предприятия. При этом, как мы уже говорили, он имеет возможность определять условия труда и найма работников. Чем меньше он нам заплатит, тем больше будет прибыли. Таким образом, капиталистическое производство, являющееся по существу производством прибавочной стоимости, и когда говорят об эксплуатации, то подразумевается именно отчуждение нас, наемных работников, от произведенной нами сообща прибавочной стоимости. Эксплуатация - это не о том, что нас заставляют работать, это отчуждение нас от результатов совместного труда. Капиталист забирает прибыль, оставляя нам зарплату, размер которой сам же капиталист и определил . Но и прибыль и зарплата зависят от того, куплено ли то, что мы произвели.Снова слово товарищу Маркс: “Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда её полезность для человека не опосредствована трудом. Таковы: воздух, девственные земли, естественные луга, дикорастущий лес и т. д. Вещь может быть полезной и быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создаёт потребительную стоимость, но не товар. Чтобы произвести товар, он должен произвести не просто потребительную стоимость, но потребительную стоимость для других, общественную потребительную стоимость. И не только для других вообще. Для того чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости, посредством обмена. Наконец, вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Если она бесполезна, то и затраченный на нее труд бесполезен, не считается за труд и потому не образует никакой стоимости.” Иными словами, чтобы капиталист получил прибыль за произведенный продукт, продукт должен стать товаром, т.е. продан на рынке. Кто купит товар? Да в основной массе тот же наемный работник, который работает на другого капиталиста. По данным Международной организации труда численность экономически активного населения в мире 2023 году составляла 3 312 265 000 человек. Это граждане в возрасте от 16 до 72 лет, которые заняты в экономике или активно ищут работу. Из них приблизительно 1,65 миллиарда человек работают по найму и получают регулярную заработную плату. Еще около 1,5 миллиарда заняты в сельском хозяйстве, на малых семейных предприятиях или в поденных и сезонных работах. В Казахстане, например, по данным на конец 2024 года, около 7 млн человек, или 76,6% от общего числа занятых, работают по найму. И вот, при массовой роботизации нас ожидает колоссальное сокращение рабочих мест, а следовательно, к значительному уменьшению покупательной способности граждан буржуазного государства. А что делает капиталист, когда не может продать? Он останавливает производство. Товар реализуется на рынке, если на рынке нет покупателя, то рынок схлопывается. Буржуазные экономисты, эксперты и политики предполагают ввести безусловный базовый доход. Деньги как средства обмена и платежа в этом случае меняют свою сущность, они превращаются в своего рода экономический костыль для хромого на обе ноги способа производства. Но даже этот костыль попросту невозможен. И тут вопрос даже не в том, каков должен быть базовый доход, чтобы он удовлетворить финансовый интерес капиталиста, а откуда вообще возьмется этот базовый доход? Также всеми буржуазными шарлатанами от науки не рассматривается вопрос, что будет происходит с человеком при получении безусловного базового дохода? А произойдет то, что человек потеряет стремление к развитию, образованию и профессиональной реализации через трудовую деятельность. Неизбежно наступит люмпенизация общества и если сейчас любое буржуазное общество имеет прослойку маргинальных личностей, то введение безусловного базового дохода приведут к беспрецедентной маргинализации и деградации подавляющей части населения буржуазного государства. Но это в пределе, а в реальности такая роботизация нам не грозит. Роботизация выгодна только при одном условии - если есть кому покупать товар, произведенный роботами, т.е. в условиях расширения рынка. Планета – не объект с бесконечно протяженным пространством, рынки поделены. Именно поэтому и идет такая ожесточенная борьба за рынки сбыта, именно поэтому - война. Это двигатель современной истории, имя этому двигателю - империализм. Или думали, что Ленин устарел? А тут еще население развитых стран имеет тенденцию к старению, сокращению, не хотят люди размножаться в городах. И мы видим, что в более богатые капиталистические страны активно завозится рабочая сила из более бедных стран - трудовые мигранты. Вот они замещают и роботов, и стареющее население более богатых капиталистических стран. Капиталисты же этих стран выжимают прибыль из кого только можно. И с мигрантов и со “своих”, повышая цены, недоплачивая зарплаты, сокращая социальные расходы. И с менее развитых иностранных “партнеров” через кабальные кредиты и так нахваливаемые экономистами прямые инвестиции, после которых бедная страна становится еще беднее и должнее. Теперь слово товарищу Балаеву: “Да ведь капиталисты ртами своих правительств прямо заявляют о том, что не допустят роботизации. Прямо так и говорят. Вот пиндосы выбрали президентом Трампа. И что этот клоун сразу стал заявлять? О создании рабочих мест! Все правительства капиталистов напрямую говорят, что их цель – создание рабочих мест! Извините, но цель роботизации обратная – ликвидация рабочих мест. Вместо рабочего – робот. Вы же сами видите, что научно-технический прогресс сдулся в какую-то хрень. Где робот-штукатур, робот-дворник, робот-повар, робот-гайкокрут, в конце концов?” А есть ли альтернатива такому мрачному настоящему и будущему?Такая альтернатива есть - это переход общества на коммунистический способ производства. Даже начальный этап такого перехода - социализм - ознаменован значительным, по сравнению с капиталистическим способом производства ростом производства и, следовательно, потребления. Основной формой производственной собственности коммунистического способа производства является общенародная собственность на средства производства. В социалистической экономике это в первую очередь предприятия, являющиеся основой экономики, производящие станки, оборудование, это железные дороги, электростанции. Общенародную собственность дополняют индивидуальная, частная и коллективная собственность. В это период, правительство социалистического государства под руководством коммунистической партии использует условия регулируемого рынка для стимулирования слаборазвитых секторов экономики, а также обеспечиваются условия для перехода индивидуальной и частной в коллективную, а потом по мере роста и в общенародную собственность. При этом социалистическая экономика не гонится за прибылью отдельных предприятий. Слово товарищу Сталину: "Если взять рентабельность не с точки зрения отдельных предприятий или отраслей производства и не в разрезе одного года, а с точки зрения всего народного хозяйства и в разрезе, скажем, 10-15 лет, что было бы единственно правильным подходом к вопросу, то временная и непрочная рентабельность отдельных предприятий или отраслей производства — не может идти ни в какое сравнение с той высшей формой прочной и постоянной рентабельности, которую дают нам действия закона планомерного развития народного хозяйства и планирование народного хозяйства". И вот тут роботизация, пусть даже и затратная будет развиваться так, что ни одна капстрана не поспеет. Что сейчас и демонстрирует нам социалистический Китай, он непрерывно наращивает производительные силы, что ведет в первую очередь к освобождению китайцев от примитивного, тяжелого монотонного труда, а также к удовлетворению постоянно растущих культурных и материальных потребностей каждого члена китайского социалистического общества; и оказывает давление на мировые рынки в виде китайских товаров либо по более низким, чем у капиталистов ценам, либо более высококачественных товаров, либо это сочетание обоих вариантов. Внедрение полностью автоматизированного, роботизированного производства особенно положительно действует в отраслях экономики, связанных с производством средств производства, таких как станкостроение, приборостроение, промышленное машиностроение, производство микроэлектроники и робототехники и т.д. Здесь автоматизация влечет за собой снижение цены на единицу произведенных станков, оборудования, роботов и т.д., а их дальнейшее использование в производстве товаров народного потребления влечет за собой повсеместное и неуклонное снижение цен на эти товары, постоянно увеличивая благосостояние граждан социалистического государства. Внедрение полностью автоматизированного производства на отдельном предприятии или в целом экономическом направлении неизбежно приведет к высвобождению трудовых ресурсов. Человек фактически подталкивается к необходимости трудиться, а не работать, заниматься любимым делом, развиваться, к тому, чтобы он постоянно, как говорил герой комедии Операция Ы “рос над собой!” Наступает то, что Маркс называл освобождением труда: “На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!” Продолжение следует. Владимир Козлов. Владимир Галеев. Источник: vk.com Комментарии: |
|