«Огонь познания и мерность мысли: беседа о школе будущего»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-06-15 02:44

образование

Диалог Аристотеля и Владимира Михайловича Зазнобина.

В мягком свете зари, когда воздух был наполнен приятной прохладой, пропитанной ароматом сосновой смолы и старых пергаментов, два человека сидели на мраморной террасе древней школы, у подножия кипарисовой рощи. Под сводами, где веками шептался ветер сквозь аркады, перекликались эха Платоновской академии и предчувствия нового просвещения. Меж колонн пробивался свет, играя бликами на страницах открытой книги, лежащей на деревянном столе. Позади них виднелся купол библиотеки, где хранились тексты всех эпох, а перед ними цветущий сад, тянущийся к горизонту, словно символ раскрывающегося потенциала мысли. Здесь, в этом месте, где каждый камень нес отпечаток вопросов о природе души, мышления и истины, встретились Аристотель и Зазнобин Владимир Михайлович, чтобы поговорить об образовании, и не как о системе, но как о мере Человека.

Аристотель, поднимая голову произносит, – Уважаемый Владимир Михайлович, быть может, нет важнейшего предмета для государства, нежели воспитание и образование граждан, ибо, как писал Еврипид, «кому дан ум, тому и путь прям». Однако ныне, в ваш век, когда человек окружён скоростью, а мысль порой заменяется отражением, мне любопытно: как вы полагаете, должно ли образование быть слепым накоплением знания, или же оно должно стремиться к формированию меры в душе?

Владимир Михайлович, внимательно выслушав собеседника, отвечает, – Вы задаёте не просто глубокий, но, я бы сказал, фундаментальный вопрос, уважаемый Аристотель. В нашем понимании, образование перестало быть системой формирования Человека в целостности, его мировоззрения, понятийного аппарата, способности к различению процессов. Оно стало набором знаний без меры, а потому без пользы. Мы подходим к образованию как к процессу формирования адекватной картины мира у каждого человека, что требует сначала воспитать меру восприятия, а не нагромождать факты.

В знак согласия Аристотель, кивая головой, произносит, – Интересно, весьма интересно. Вы употребили слово «мера», что сродни тому, что я когда-то называл «золотой серединой», точкой равновесия между избытком и недостатком. Однако я различал paideia — образование души, и techne — знание ремесла. Мне кажется, что современное общество в большей степени устремлено к последнему. Но скажите, как должна быть устроена такая система, что воспитывает не только разум, но и волю?

– Вот в этом, – начал Владимир Михайлович, – и состоит главный узел противоречия. Образование, как мы его понимаем, должно быть средством синхронизации всех компонентов психики: воли, интуиции, логики, воображения. Лишь тогда интеллект становится не инструментом манипуляции, а проводником к нравственной цели. Мы исходим из того, что познание без нравственности, это путь к техногенному разрушению цивилизации, а воспитание без методологии мышления, это беспомощность в потоке информации. Поэтому образование должно начинаться с метода, переходить в процесс, и лишь затем в фактологию.

– Очень правильное замечание, – ответил Аристотель и продолжил, – то, о чём вы говорите, удивительно близко к моему понятию энтелехии, то есть внутреннего стремления к полноте формы. Я всегда считал, и продолжаю считать, что цель образования, далеко не знание, а, скорее всего, добродетель в действии. Однако скажите, что в вашем времени является препятствием к такому подходу? Почему, как вы выразились, образование стало «без меры»?

– Вы знаете, – начал Владимир Михайлович, – сейчас в основу образования положена вовсе не цель человека, а цель экономики, а точнее, управляемости масс. Образовательные стандарты теперь не более чем алгоритмы формирования «человека служебного», не способного к системному мышлению. Если внимательно посмотреть, что можно увидеть, что исключены предметы, формирующие методологию, такие как, логика, психология, диалектика. Ученика приучают к заучиванию, а не к выявлению закономерностей, теперь он не различает, он реагирует. С этим связана главная подмена, образование стало подменой воспитания, а воспитание, подменой нравственного основания личности. Вы со мною согласны?

– Пожалуй, что да, – согласился Аристотель, – вы описываете диагноз, достойный Перикловых речей, но разве тогда не должно образование начинаться с удивления, как говорил я некогда: «Познание начинается с изумления»? И не должна ли первая задача учителя быть не в передаче знания, но в пробуждении души к стремлению познать?

– Безусловно, – кивнул в знак согласия с мыслью собеседника Владимир Михайлович. – Именно это я называю различением, ведь без него нет восприятия, а без восприятия нет правильной картины мира. Образование должно начинаться с формирования способности различать: «это» на фоне «не это», различать истину от фикции, явление от его отражения. Восприятие, как мы его рассматриваем, имеет свои закономерности, и только при их понимании возможно то, что вы называете изумлением. Но, согласитесь, удивление должно быть конструктивным, оно должно ввести вас в процесс размышления, а для этого нужна мера, а эта категория ныне утрачена.

– Мера, да, согласен, я называл это метриос, – подтвердил мысль Владимира Михайловича Аристотель. – И полагал, что добродетель, это способность удерживать золотую середину между любыми крайностями. Позвольте мне, Владимир Михайлович, теперь обратиться к началу разговора, как, по-вашему, следует воспитывать юного гражданина? С чего следует начинать путь к зрелости мысли?

– Начинать следует, – отвечал Владимир Михайлович, – не с букв и далеко не с цифр, а с категорий, с формирования картины мира. Мы формируем в детях способность задавать вопросы, а не искать ответы, мы учим их видеть причинно-следственные связи, а не повторять догмы, мы вводим понятия не как термины, но как, если хотите, операционные единицы мышления. Если у ребенка отсутствует понятийная база, то он не мыслит, он воспроизводит. И потому на первом месте стоит формирование психики, как структуры, а на втором, развитие компонент мышления, и лишь затем передача знаний.

– Великолепно сказано, – восторгался философ. Мне вспоминается Сократ, который не учил, а принимал роды мысли. Он считал, что истина, это не предмет передачи, а результат внутреннего рождения. Вы, как я понимаю, придерживаетесь сходной мысли, где образование как процесс самосозидания?

– Именно так, – согласился Владимир Михайлович. – И именно поэтому мы не строим школу, мы создаем среду, среду, в которой ученик не натаскивается, а всесторонне развивается, где ошибки не наказуемы, а необходимы, где вопрос всегда выше ответа. Образование будущего, это не структура зданий сама по себе, а структура процессов внутри психики. Это воспитание не знаний, а способностей к распознаванию, осмыслению и действию. Все это умещается в фразу – воспитание Человека.

– Владимир Михайлович, – обратился философ, – если позволите, приведу слова Платона: «Величайшее заблуждение души, это забвение самого себя». Быть может, главная цель образования, это возвращение человека к себе, к своему logos? И знаете, я в вашем подходе усматриваю именно это путь к самостоятельной адекватности.

– Спасибо. Да, но не только к самостоятельной адекватности, но и к целостности личности, к человечному образу жизни в обществе, где каждый мыслит и действует исходя из понимания своей меры в контексте общего. И тогда мера понимания становится мерой свободы, а образование, механизмом этой свободы. В этом и суть, – дать возможность развить потенциал, а не втиснуть его в некий формат.

– Что ж, – отвечал философ, – ваше рассуждение напоминает мне о вечном: лишь тот, кто овладел собой, может быть свободен. Благодарю вас, Владимир Михайлович, за эту беседу, в ней много света, и, надеюсь, он будет светом для тех, кто ещё только встает на путь мысли.

– И я вас благодарю, за то, что когда-то начали этот путь диалектики, ведь ваша мысль, она как корень древа, которое мы сегодня пытаемся взрастить в каменистой почве современного невежества. Но, как говорится, если семя живо, то оно прорастёт даже в трещине скалы.

В это время солнце поднялось еще выше и легло на страницы раскрытой книги, окрасив края колонн золотистым светом. Двое продолжали молча сидеть, вслушиваясь в тишину, наполненную эхом великой мысли.


Источник: vk.com

Комментарии: