«Огонь познания и мерность мысли: беседа о школе будущего» |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-06-15 02:44 Диалог Аристотеля и Владимира Михайловича Зазнобина. В мягком свете зари, когда воздух был наполнен приятной прохладой, пропитанной ароматом сосновой смолы и старых пергаментов, два человека сидели на мраморной террасе древней школы, у подножия кипарисовой рощи. Под сводами, где веками шептался ветер сквозь аркады, перекликались эха Платоновской академии и предчувствия нового просвещения. Меж колонн пробивался свет, играя бликами на страницах открытой книги, лежащей на деревянном столе. Позади них виднелся купол библиотеки, где хранились тексты всех эпох, а перед ними цветущий сад, тянущийся к горизонту, словно символ раскрывающегося потенциала мысли. Здесь, в этом месте, где каждый камень нес отпечаток вопросов о природе души, мышления и истины, встретились Аристотель и Зазнобин Владимир Михайлович, чтобы поговорить об образовании, и не как о системе, но как о мере Человека. Аристотель, поднимая голову произносит, – Уважаемый Владимир Михайлович, быть может, нет важнейшего предмета для государства, нежели воспитание и образование граждан, ибо, как писал Еврипид, «кому дан ум, тому и путь прям». Однако ныне, в ваш век, когда человек окружён скоростью, а мысль порой заменяется отражением, мне любопытно: как вы полагаете, должно ли образование быть слепым накоплением знания, или же оно должно стремиться к формированию меры в душе? Владимир Михайлович, внимательно выслушав собеседника, отвечает, – Вы задаёте не просто глубокий, но, я бы сказал, фундаментальный вопрос, уважаемый Аристотель. В нашем понимании, образование перестало быть системой формирования Человека в целостности, его мировоззрения, понятийного аппарата, способности к различению процессов. Оно стало набором знаний без меры, а потому без пользы. Мы подходим к образованию как к процессу формирования адекватной картины мира у каждого человека, что требует сначала воспитать меру восприятия, а не нагромождать факты. В знак согласия Аристотель, кивая головой, произносит, – Интересно, весьма интересно. Вы употребили слово «мера», что сродни тому, что я когда-то называл «золотой серединой», точкой равновесия между избытком и недостатком. Однако я различал paideia — образование души, и techne — знание ремесла. Мне кажется, что современное общество в большей степени устремлено к последнему. Но скажите, как должна быть устроена такая система, что воспитывает не только разум, но и волю? – Вот в этом, – начал Владимир Михайлович, – и состоит главный узел противоречия. Образование, как мы его понимаем, должно быть средством синхронизации всех компонентов психики: воли, интуиции, логики, воображения. Лишь тогда интеллект становится не инструментом манипуляции, а проводником к нравственной цели. Мы исходим из того, что познание без нравственности, это путь к техногенному разрушению цивилизации, а воспитание без методологии мышления, это беспомощность в потоке информации. Поэтому образование должно начинаться с метода, переходить в процесс, и лишь затем в фактологию. – Очень правильное замечание, – ответил Аристотель и продолжил, – то, о чём вы говорите, удивительно близко к моему понятию энтелехии, то есть внутреннего стремления к полноте формы. Я всегда считал, и продолжаю считать, что цель образования, далеко не знание, а, скорее всего, добродетель в действии. Однако скажите, что в вашем времени является препятствием к такому подходу? Почему, как вы выразились, образование стало «без меры»? – Вы знаете, – начал Владимир Михайлович, – сейчас в основу образования положена вовсе не цель человека, а цель экономики, а точнее, управляемости масс. Образовательные стандарты теперь не более чем алгоритмы формирования «человека служебного», не способного к системному мышлению. Если внимательно посмотреть, что можно увидеть, что исключены предметы, формирующие методологию, такие как, логика, психология, диалектика. Ученика приучают к заучиванию, а не к выявлению закономерностей, теперь он не различает, он реагирует. С этим связана главная подмена, образование стало подменой воспитания, а воспитание, подменой нравственного основания личности. Вы со мною согласны? – Пожалуй, что да, – согласился Аристотель, – вы описываете диагноз, достойный Перикловых речей, но разве тогда не должно образование начинаться с удивления, как говорил я некогда: «Познание начинается с изумления»? И не должна ли первая задача учителя быть не в передаче знания, но в пробуждении души к стремлению познать? – Безусловно, – кивнул в знак согласия с мыслью собеседника Владимир Михайлович. – Именно это я называю различением, ведь без него нет восприятия, а без восприятия нет правильной картины мира. Образование должно начинаться с формирования способности различать: «это» на фоне «не это», различать истину от фикции, явление от его отражения. Восприятие, как мы его рассматриваем, имеет свои закономерности, и только при их понимании возможно то, что вы называете изумлением. Но, согласитесь, удивление должно быть конструктивным, оно должно ввести вас в процесс размышления, а для этого нужна мера, а эта категория ныне утрачена. – Мера, да, согласен, я называл это метриос, – подтвердил мысль Владимира Михайловича Аристотель. – И полагал, что добродетель, это способность удерживать золотую середину между любыми крайностями. Позвольте мне, Владимир Михайлович, теперь обратиться к началу разговора, как, по-вашему, следует воспитывать юного гражданина? С чего следует начинать путь к зрелости мысли? – Начинать следует, – отвечал Владимир Михайлович, – не с букв и далеко не с цифр, а с категорий, с формирования картины мира. Мы формируем в детях способность задавать вопросы, а не искать ответы, мы учим их видеть причинно-следственные связи, а не повторять догмы, мы вводим понятия не как термины, но как, если хотите, операционные единицы мышления. Если у ребенка отсутствует понятийная база, то он не мыслит, он воспроизводит. И потому на первом месте стоит формирование психики, как структуры, а на втором, развитие компонент мышления, и лишь затем передача знаний. – Великолепно сказано, – восторгался философ. Мне вспоминается Сократ, который не учил, а принимал роды мысли. Он считал, что истина, это не предмет передачи, а результат внутреннего рождения. Вы, как я понимаю, придерживаетесь сходной мысли, где образование как процесс самосозидания? – Именно так, – согласился Владимир Михайлович. – И именно поэтому мы не строим школу, мы создаем среду, среду, в которой ученик не натаскивается, а всесторонне развивается, где ошибки не наказуемы, а необходимы, где вопрос всегда выше ответа. Образование будущего, это не структура зданий сама по себе, а структура процессов внутри психики. Это воспитание не знаний, а способностей к распознаванию, осмыслению и действию. Все это умещается в фразу – воспитание Человека. – Владимир Михайлович, – обратился философ, – если позволите, приведу слова Платона: «Величайшее заблуждение души, это забвение самого себя». Быть может, главная цель образования, это возвращение человека к себе, к своему logos? И знаете, я в вашем подходе усматриваю именно это путь к самостоятельной адекватности. – Спасибо. Да, но не только к самостоятельной адекватности, но и к целостности личности, к человечному образу жизни в обществе, где каждый мыслит и действует исходя из понимания своей меры в контексте общего. И тогда мера понимания становится мерой свободы, а образование, механизмом этой свободы. В этом и суть, – дать возможность развить потенциал, а не втиснуть его в некий формат. – Что ж, – отвечал философ, – ваше рассуждение напоминает мне о вечном: лишь тот, кто овладел собой, может быть свободен. Благодарю вас, Владимир Михайлович, за эту беседу, в ней много света, и, надеюсь, он будет светом для тех, кто ещё только встает на путь мысли. – И я вас благодарю, за то, что когда-то начали этот путь диалектики, ведь ваша мысль, она как корень древа, которое мы сегодня пытаемся взрастить в каменистой почве современного невежества. Но, как говорится, если семя живо, то оно прорастёт даже в трещине скалы. В это время солнце поднялось еще выше и легло на страницы раскрытой книги, окрасив края колонн золотистым светом. Двое продолжали молча сидеть, вслушиваясь в тишину, наполненную эхом великой мысли. Источник: vk.com Комментарии: |
|