ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЧУВСТВО НЕЛОВКОСТИ В КОММУНИКАЦИИ |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-06-29 12:24 Слово кринж — и по-английски, и уже освоенное русским языком — обозначает ситуацию, в которой говорящий испытывает острое чувство неловкости и даже стыда за кого-то или за что-то. Какие именно аспекты коммуникации способны вызывать это чувство? Существуют ли лингвистические инструменты, помогающие отличить кринж от эмоционально нейтрального общения? История глагола cringe в английском языке насчитывает несколько столетий: по данным словарей, он встречается еще в текстах XVI века и имеет первоначальное значение «сгибаться или припадать, особенно из-за страха или подобострастия». Его этимология восходит к древнеанглийскому cringan, что означает 'уступать, поддаваться, падать в битве', а также к протогерманскому *krank-, означающему 'сгибаться, сворачиваться'. Изначально cringe описывал физическую реакцию на страх, желание сжаться, преклониться перед кем-то или чем-то грандиозным. Современное значение слово cringe приобрело в составе сложного прилагательного cringe-worthy, образованного от глагола cringe и суффикса -worthy ('достойный'). Буквально оно означает 'заслуживающий того, чтобы съежиться'. Ощущение дискомфорта описывается этим словом как настолько острое, что вызывает желание съежиться, отвернуться или даже «сгореть от стыда». Считается, что в свой сленговый вариант cringe трансформировался в языке геймеров, поскольку кратко и точно описывал впечатления от неудачной игры партнеров по команде. Постепенно выражение подхватили блогеры, комментирующие игровые сессии, и вскоре новый термин проник во всю медиасферу. Сегодня слово cringe вышло далеко за пределы игровых чатов и стало частью массовой культуры. Например, оно дало название целому культурному явлению — кринж-комедии (cringe comedy). В центре таких произведений обычно находится эксцентричный персонаж, который не осознает абсурдность собственного поведения и нелепость ситуаций, в которые попадает из-за ошибочных решений. Следующий шаг — обсуждение этого явления в академической литературе. Так, в статье Кая Ханно Швинда «Это как смотреть на автомобильную аварию: исследование юмора неловкости в сериале „Офис“» (Like Watching a Motorway Crash: Exploring the Embarrassment Humor of The Office) анализируется юмор стыдных ситуаций на примере британско-американского ситкома The Office. Автор предлагает модель «триггеров смущения», которая объясняет природу чувства неловкости во время просмотра похождений Майкла Скотта. В корпусе «Социальные сети» НКРЯ первые примеры употребления слова кринж относятся к 2019 году, однако широкое распространение оно получило в последние годы. Сейчас можно говорить о том, что слово прочно закрепилось в современном русском молодежном сленге и даже получило новый вариант произношения: кринге. Судя по активно развивающейся словообразовательной модели (например, кринжовый, кринжеватый, кринжово, кринжевать, кринжануть, кринжанутый, кринжатина), уже подбирается к устойчивым слоям атмосферы русского языка. Сфера употребления слова заметно расширилась: оно вышло за пределы социальных сетей и молодежного общения и стало употребляться в СМИ: Фигуристка Медведева назвала кринжем сумку Herm?s Birkin из своей коллекции, Британская королевская семья — лысины, морщины, Дональд Трамп — кринж-прическа, несколько подбородков, Эмманюэль Макрон — волосы, торчащие из ушей и ноздрей. Частичным синонимом кринжа можно считать выражение испанский стыд, которое означает мучительное чувство стыда за другого человека, но оно используется не слишком часто и имеет оттенок литературности, книжности. Метасловарь определяет кринж как «чувство неловкости и стыда за другого человека, ситуацию или за себя в прошлом, или такой объект, ситуация или поведение, которые его вызывают». Иными словами, чувство кринжа говорящий может испытывать как по отношению к ситуации коммуникации (в которой он участвует или которую он наблюдает), так и по отношению к другим событиям, явлениям или предметам, не связанным непосредственно с коммуникацией. Я буду ниже говорить о коммуникативных ситуациях и попробую разобраться, какие именно механизмы человеческой коммуникации приводят нас в состояние кринжа. В книге Cringeworthy: A Theory of Awkwardness («Это кринж: теоретическое объяснение неловкости») американская журналистка Мелисса Дал рассматривает феномен кринжа с точки зрения психологии и нейронауки. «Вы когда-нибудь прощались с кем-то, а потом вдруг оказывалось, что вам по пути?» — именно такой пример кринжа приводится в синопсисе книги. Почему подобная ситуация вызывает у нас чувство неловкости и смущения, ведь в том, чтобы попрощаться, нет ничего неприятного? Дело в том, что общение между людьми представляет собой гораздо более сложный процесс, чем кажется на первый взгляд. Я бы сравнил его со слоеным пирогом, где самый верхний и заметный слой составляют отдельные реплики, ниже находится намерения говорящего и слушающего, которые реализуются с помощью этих фраз, а на самой глубине оказываются социальные ожидания, принятые в конкретном культурном пространстве. Несоответствие между социальными ожиданиями и коммуникативными конвенциями приводит нас в замешательство в случае прощания без расставания. В кринж-эффекте есть социальная и языковая составляющие. Начнем с социальной. Канадский социолог Ирвинг Гофман сравнивает общество с театральной постановкой, в которой задействованы участники коммуникации. Отталкиваясь от цитаты из комедии Шекспира («Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры»), Гофман предлагает рассматривать социальные взаимодействия как драматургические этюды, где люди стремятся создавать о себе определенное впечатление, формировать образ в глазах окружающих и поддерживать роли других участников. Если сценарий нарушается, возникает смущение (в терминологии Гофмана — embarrassment), которое представляет собой не просто личное переживание, но и важный социальный механизм. Он позволяет людям осознавать, как они выглядят в глазах других, и корректировать свое поведение. По мнению Гофмана, смущение появляется из-за «неудачного выхода» на сцену или сбоя в сохранении «лица» (face) — социального образа, который человек стремится транслировать окружающим. В речевом акте прощания мы приписываем себе и собеседнику роли расстающихся. Что же подумает зритель, если актеры вдруг продолжат движение по сцене, словно ничего не произошло? Этот способ мышления настолько глубоко укоренился в нас, что мы продолжаем играть свою социальную роль даже наедине с собой. Например, случайно разбив вазу или тарелку, мы можем неосознанно использовать грубые выражения не столько для того, чтобы справиться с негативными чувствами, сколько для того, чтобы продемонстрировать невидимому зрителю, что произошедшее идет вразрез с привычной нам ролью. Один из основателей современной токсикологии Парацельс является автором известного высказывания: «Всё есть яд, ничто не лишено ядовитости, и всё есть лекарство. Одна только доза делает вещество ядом или лекарством». Похожим образом устроена коммуникация: она требует от собеседников определенного вклада на каждом этапе, и изменение дозировки в ту или иную сторону может привести к коммуникативному провалу. Британский философ Герберт Пол Грайс описал логику речевого взаимодействия с помощью четырех простых правил (их также называют постулатами и максимами). Их нарушение может вызвать чувство стыда как у самого говорящего, так и у его собеседника или постороннего наблюдателя. Если участник общения пренебрегает максимами количества (говорит слишком много или слишком мало), качества (сообщает заведомую неправду или не уверен в сказанном), релевантности (говорит не по теме) или способа (выражается неясно, двусмысленно или многословно), это приводит к непредвиденным и чаще всего негативным последствиям. Именно нарушение максимы качества вызывает неловкость в описанном выше примере с прощанием: можно ли считать правдивой фразу «пока!», если дальше двое будут идти вместе? Представим другую ситуацию кринжа. Новый коллега, с которым вы едва знакомы, неожиданно обращается к вам со словами: «Привет, Сашенька! Как делишки? Ну что, рассказывай, как идет твой проект, всё пучком?» Такое высказывание не соответствует ситуации поверхностного знакомства: оно слишком фамильярное и в нем слишком много личных вопросов. Нарушение максимы количества воспринимается как нарушение логики общения! Итак, что же лингвисты знают о кринже? Это не только модное словечко, но и способ сообщить, что общение пошло не по правилам. И если кто-то кринжует, то, возможно, он просто обратил внимание на нарушение баланса в сложной игре социальных ролей и речевых актов. В. Шульгинов. к.ф.н. Источник: vk.com Комментарии: |
|