Когнитивный долг

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-06-25 11:26

Психология

Вчера разговаривала с близким другом, глубоко погруженным в конструирование и работу нейросетей, обсуждали плюсы и минусы взаимодействия с GPT.

С одной стороны крутяк - AI помогает структурировать мысли, идеи, которые спутались в голове и невозможно выпрыгнуть из когнитивных петель, искажений и паттернов. Мне лично, чаще всего просто не хватает ресурсов - либо своего времени, либо собеседников, которые смогут быстро откликнуться на мои текущие интеллектуальные или душевные запросы, чтобы разобраться с этими мыслями. AI доступный, душевный, не обижается, терпелив... Ну где в жизни взять такого идеального собеседника, который будет терпеливо разъяснять теорию струн, теорию когнитомов, отличия теорий экзистенциализма и т.д.?

С другой стороны - "человеку нужен человек" - и в горе, и в радости... ИИ на день рождения не позовешь и свечки с ним не задуешь.

А тут и экспериментальная статья подоспела про "когнитивный долг". Пожалуй, в следующем году начнем изучать экспериментально. Когнитивный долг - это накопленный дефицит мышления из-за делегирования умственного труда ИИ. Аналогия с техдолгом в IT: краткосрочная выгода (патч/быстрое эссе) и в итоге долгосрочные издержки - неспособность мыслить без ИИ.

Как формируется? (из статьи)

1. Перекладывание задач на ИИ

2. Мозг глубоко не обрабатывает информацию

3. Атрофия нейронных путей

4. На проверке неспособность мыслить самостоятельно и обнаружение зависимости

Пример из статьи: студенты, писавшие с ChatGPT, намного хуже цитировали свои же тексты, как будто теряли память об авторских текстах.

По данным из статьи проявление когнитивного долга ведет к снижению креативности и памяти, потере понимания, что я действительно знаю и когнитивному шоку при переходе на самостоятельную работу.

Какие решения нужны для образования:

1) ИИ - это тренажер, а не костыль.

Например, задание, где нейросеть опровергает аргументы, созданные учеником самостоятельно.

2) Необходимо развивать цифровой гигиенический режим.

70% — самостоятельной работы и 30% работы с ИИ по самопроверке.

Источник: Kosmyna, N., Hauptmann, E., Yuan, Y. T., Situ, J., Liao, X.-H., Beresnitzky, A. V., Braunstein, I., & Maes, P. (2024). Your Brain on ChatGPT: Accumulation of Cognitive Debt when Using an AI Assistant for Essay Writing Task. arXiv. https://doi.org/10.48550/arXiv.2506.08872


Источник: doi.org

Комментарии: