История концепции сенситивных периодов уходит корнями в науку о животных, но путь её миграции в спорт — это пример того, как научная идея может быть искажена, переосмыслена и даже

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Исторически эта идея родилась в биологии: два ключевых исследования XX века легли в её основу. Утята следуют за первым движущимся объектом, который увидят (импринтинг). Это должно произойти в строго ограниченный срок после рождения — иначе навык не формируется вообще. У котят при закрытии одного глаза в раннем возрасте формирование зрительных нейронов нарушается.

В 1990-2000-х эта идея, опираясь на ряд "наблюдений", "предположений" и "опыте", нарисовалась в спорте. Как ни странно, её растиражировали двое авторитетных в спортивной науке экспертов. Тудор Бомпа в "Периодизация: Теория и методология тренинга" и Истван Балый в первоначальной концепции LTAD.

Однако в 2010-х началась серьёзная переоценка этой концепции.

Ford et al. в 2011 доказали, что тренировочная адаптация возможна в любом возрасте при правильном подходе. Lloyd и Oliver в 2012 представили модель YPD, основанную на адаптационных механизмах (невральные, гормональные), связанных с развитием систем организма. Затем в 2015 Lloyd актуализировал понятие "тренируемость" (trainability), включив в него принцип "индивидуального и нелинейного развития детей".

Myer et al. в 2015 году опубликовали работу, в которой доказали, что спортивные системы ранней специализации, бодро подхватившие концепцию сенситивных периодов, тем самым ограничивают развитие юных спортсменов и подвергают их высокому риску травм.

Критика сенситивных периодов базировалась на том, что в реальности индивидуальные вариации биологического развития у детей чрезвычайно высоки. Физиологические маркеры для определения сенситивных периодов отсутствуют. И на доказательствах, что физические качества развиваются и до и после определенных "периодов".

Современные LTAD-модели, такие как YPD, ADM, NSCA LTAD используют принципы, основанные на развитии систем организма ребёнка:

- в некоторые периоды ("окна возможностей") развитие определенных качеств повышено, но не ограничено этими периодами,

- развитие качеств привязано к биологическому развитию (стадиям взросления), а не хронологическому возрасту,

- учёт механизмов развития: невральные адаптации до пубертата, неврально-гормональные в последствии.

История сенситивных периодов (как, например, и история о 10000 тренировочных часах) — это не просто история об очередном лженаучном мифе. Это пример, как мощная научная идея в общественном сознании может деградировать в примитивную и опасную догму, приносящую вред не только спорту, но, самое главное, детям, стремящимся к своим спортивным мечтам.


Источник: vk.com

Комментарии: