Давайте немного откомментирую Хайдеггеровское "Преодоление метафизики" |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-06-12 12:12 Давайте немного откомментирую Хайдеггеровское "Преодоление метафизики". Для начала скажу, что все мы помним Карнапа, говорящего, что "ничто само себя ничтит" - псевдопредложение, а опираться надо только на "адекватные" предложения, ну и хихикаем немного. Интересно, эта работа - нападение на Рудольфа Карнапа?.. Или нет? Я читаю ее впервые. Давайте разбираться. "Преодоление, прежде всего, не означает вытеснения определенной дисциплины из сферы философской «культуры». «Метафизика» мыслится все-таки как судьба истины сущего, т. е. его бытия в качестве пока еще потаенного, но исключительного события, а именно забывания Бытия". <...> "От метафизики нельзя отделаться словно от некоего воззрения. Ее никоим образом не возможно оставить позади как учение, в которое уже никто не верит и за которое никто не стоит". <...> "Ибо преодоленная метафизика не улетучивается. Она возвращается видоизмененной назад и остается у власти в качестве продолжающего править отличия бытия от сущего". _______ ~Конечно, Карнап не хотел, как мне кажется, прямо "уничтожать" метафизику и относился к ней с уважением, пусть и критиковал, иначе его заметки были бы восприняты как фарс. Метафизика - это все же традиционная дисциплина, и, несмотря на то, что весь 20 век был напитан уходом от всего традиционного, она сохранила себя в лице самого же Хайдеггера. Именно Хайдеггер предложил концепцию онтотеологии и забвения бытия вплоть до 20 в. Забвение - оно забвение потому, что в нашем распоряжении есть только сущее и его основание, вопрос о бытии вообще не стоит. Начинается эра философии процесса, сингулярности, множественности. У Хайдеггера действительно происходит возврат измененной метафизики через язык, экзистенциалы, искусство и новую философию, где бытие - это не статичная структура и не фундамент, а свободное течение обстоятельств и сборок. _______ "К пред-мету, «противо-поставленному», относится, во-первых, состав, «что» пред-стоящего (essentia-possibilitas) и, во-вторых, само пред-стояние противостоящего (existentia) 8. Предмет есть это единство пред-стояния и состава. Состав в своем пред-стоянии сущностно отнесен к устанавливающей деятельности пред-ставления как удостоверяюще-обеспечивающего, планирующе-проектирующего процесса. Изначальный предмет есть само предстояние. Изначальное предстояние есть «я мыслю» в смысле «я воспринимаю», заранее пред-лежащее и предложившее себя всему воспринимаемому, ставшее для него субъектом (sub-iectum, пред-лежащим). Субъект в структуре трансцендентального генезиса предмета есть первый объект онтологического представления". _______ ~Давайте разъясним этот сложный отрывок. Предмет - это пред-мет, то есть намеченное впереди (да, поиграем немного в Задорнова, но по счастью Хайдеггер делает это корректно). Предмет - это всегда возможность предмета, возможность поворота предмета теми-то и теми-то ракурсами к нашему воспринимающему Я. Поэтому в какой-то мере он и противостоит нам: предмет - это что-то не-человеческое, примордиальное (первичное, изначальное), он не является чем-то, чем мы управляем, если он не практичен. Представление - это сформированное в сознании обличие предмета, его виртуальная копия. И мы можем планировать что-либо в связи с этим предметом, поскольку он дан. Пред-стоим мы когда мыслим потому, что нас с предметом ничто сущностно не связывает. И для нас же самих мы сами являемся первым предметом, самым доступным, но все же наполненным тайнами. _______ "Новоевропейская форма онтологии — трансцендентальная философия, превращающаяся в теорию познания. Почему в новоевропейской метафизике возникает такое? Потому что бытие сущего начинают мыслить как его присутствие для устанавливающего представления. Бытие есть теперь предметная противопоставленность. Вопрос о предметной противопоставленности, о возможности такого противо-поставления (а именно устанавливающему, рассчитывающему представлению) есть вопрос о познаваемости". <...> "Под рубрикой «теория познания» скрывается растущая принципиальная неспособность новоевропейской метафизики видеть свое собственное существо и его основание". <...> "Природе противопоставляются разум и свобода. Коль скоро природа есть сущее, свобода и долженствование не мыслятся как бытие". _______ ~В 17 в. набирает силу теория познания. Первыми теоретиками познания можно назвать Декарта и Бэкона. Они ограничивали и определяли познание в связи с миром и обнаруживали проблемы в восприятии. Сущее начинает мыслиться как природа, которую можно изменить, усовершенствовать. И тогда же начинается забвение бытия в его чистом виде. Бытие теперь - это человеческое бытие. У сущего словно бы отобрали право на бытие и заменили его научной достоверностью и проверяемостью. Рассчитывать сущее - это теперь дело человека. Метафизика ушла в тень, ее заменили гносеология и эпистемология. Разум начинает играть ведущую роль в формулировке установок по отношению к миру. И правда, коль скоро природа - это сущее, и коль скоро человек начинает искать основание сущего - формируется новая установка - новоевропейская, антропоцентристская. _______ "Предмет в смысле объ-екта имеется лишь там, где человек становится субъектом, где субъект превращается в Я, а Я — в ego cogito; лишь там, где это cogitare понимается как «изначально синтетическое единство трансцендентальной апперцепции»; лишь там, где для «логики» завоевана верховная позиция (в истине как достоверности декартовского «я мыслю»). Только здесь раскрывает себя существо предметного в своей предметности. Только здесь станет впоследствии возможным и необходимым понять саму предметность как «новый истинный предмет» и возвести ее до абсолюта". <...> "Субъектность, предмет и рефлексия взаимосвязаны. Только когда рефлексия будет воспринята как таковая, а именно как основополагающее отношение к сущему, только тогда станет возможным определить бытие как предметность. Восприятие рефлексии как такого отношения заранее предполагает, однако, что вообще все отношение к сущему воспринимается как re-praesentatio: как пред-ставление". _______ ~Выше я описала пред-мет в виде объекта (пред-стоящий, но являющийся нам) - это обязательный элемент субъект-объектного противопоставления, появившегося в новоевропейский период. Ego cogito в новоевропейской философии - "маяк" для сущего, которое иначе не будет осмыслено, "освещено" его светом. И да, предмет можно представлять как абсолют если мы не даем человеку всей власти над ним. Рефлексия раскрывает нам "первый предмет" - нас самих, и передает суть нашей работы над познанием предмета. Репрезентация - это работа сознания по присвоению сущего. Рефлексия дает нам видеть собственное я как объект, но особый, "субъективный объект". И даже Декарт мыслит свое Я как пред-ставленное, поэтому и может ввести радикальное сомнение. По итогу этот текст - текст о пред-ставленности сущего. Там еще много о Ницше, кому он нравится (не мне) - читайте полную версию в книге-сборнике "Время и бытие". Источник: vk.com Комментарии: |
|