Давайте немного откомментирую Хайдеггеровское "Преодоление метафизики"

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-06-12 12:12

Работа разума

Давайте немного откомментирую Хайдеггеровское "Преодоление метафизики". Для начала скажу, что все мы помним Карнапа, говорящего, что "ничто само себя ничтит" - псевдопредложение, а опираться надо только на "адекватные" предложения, ну и хихикаем немного. Интересно, эта работа - нападение на Рудольфа Карнапа?.. Или нет? Я читаю ее впервые. Давайте разбираться.

"Преодоление, прежде всего, не означает вытеснения определенной дисциплины из сферы философской «культуры». «Метафизика» мыслится все-таки как судьба истины сущего, т. е. его бытия в качестве пока еще потаенного, но исключительного события, а именно забывания Бытия".

<...>

"От метафизики нельзя отделаться словно от некоего воззрения. Ее никоим образом не возможно оставить позади как учение, в которое уже никто не верит и за которое никто не стоит".

<...>

"Ибо преодоленная метафизика не улетучивается. Она возвращается видоизмененной назад и остается у власти в качестве продолжающего править отличия бытия от сущего".

_______

~Конечно, Карнап не хотел, как мне кажется, прямо "уничтожать" метафизику и относился к ней с уважением, пусть и критиковал, иначе его заметки были бы восприняты как фарс. Метафизика - это все же традиционная дисциплина, и, несмотря на то, что весь 20 век был напитан уходом от всего традиционного, она сохранила себя в лице самого же Хайдеггера. Именно Хайдеггер предложил концепцию онтотеологии и забвения бытия вплоть до 20 в. Забвение - оно забвение потому, что в нашем распоряжении есть только сущее и его основание, вопрос о бытии вообще не стоит. Начинается эра философии процесса, сингулярности, множественности. У Хайдеггера действительно происходит возврат измененной метафизики через язык, экзистенциалы, искусство и новую философию, где бытие - это не статичная структура и не фундамент, а свободное течение обстоятельств и сборок.

_______

"К пред-мету, «противо-поставленному», относится, во-первых, состав, «что» пред-стоящего (essentia-possibilitas) и, во-вторых, само пред-стояние противостоящего (existentia) 8. Предмет есть это единство пред-стояния и состава. Состав в своем пред-стоянии сущностно отнесен к устанавливающей деятельности пред-ставления как удостоверяюще-обеспечивающего, планирующе-проектирующего процесса. Изначальный предмет есть само предстояние. Изначальное предстояние есть «я мыслю» в смысле «я воспринимаю», заранее пред-лежащее и предложившее себя всему воспринимаемому, ставшее для него субъектом (sub-iectum, пред-лежащим). Субъект в структуре трансцендентального генезиса предмета есть первый объект онтологического представления".

_______

~Давайте разъясним этот сложный отрывок. Предмет - это пред-мет, то есть намеченное впереди (да, поиграем немного в Задорнова, но по счастью Хайдеггер делает это корректно). Предмет - это всегда возможность предмета, возможность поворота предмета теми-то и теми-то ракурсами к нашему воспринимающему Я. Поэтому в какой-то мере он и противостоит нам: предмет - это что-то не-человеческое, примордиальное (первичное, изначальное), он не является чем-то, чем мы управляем, если он не практичен. Представление - это сформированное в сознании обличие предмета, его виртуальная копия. И мы можем планировать что-либо в связи с этим предметом, поскольку он дан. Пред-стоим мы когда мыслим потому, что нас с предметом ничто сущностно не связывает. И для нас же самих мы сами являемся первым предметом, самым доступным, но все же наполненным тайнами.

_______

"Новоевропейская форма онтологии — трансцендентальная философия, превращающаяся в теорию познания.

Почему в новоевропейской метафизике возникает такое? Потому что бытие сущего начинают мыслить как его присутствие для устанавливающего представления. Бытие есть теперь предметная противопоставленность. Вопрос о предметной противопоставленности, о возможности такого противо-поставления (а именно устанавливающему, рассчитывающему представлению) есть вопрос о познаваемости".

<...>

"Под рубрикой «теория познания» скрывается растущая принципиальная неспособность новоевропейской метафизики видеть свое собственное существо и его основание".

<...>

"Природе противопоставляются разум и свобода. Коль скоро природа есть сущее, свобода и долженствование не мыслятся как бытие".

_______

~В 17 в. набирает силу теория познания. Первыми теоретиками познания можно назвать Декарта и Бэкона. Они ограничивали и определяли познание в связи с миром и обнаруживали проблемы в восприятии. Сущее начинает мыслиться как природа, которую можно изменить, усовершенствовать. И тогда же начинается забвение бытия в его чистом виде. Бытие теперь - это человеческое бытие. У сущего словно бы отобрали право на бытие и заменили его научной достоверностью и проверяемостью. Рассчитывать сущее - это теперь дело человека. Метафизика ушла в тень, ее заменили гносеология и эпистемология. Разум начинает играть ведущую роль в формулировке установок по отношению к миру. И правда, коль скоро природа - это сущее, и коль скоро человек начинает искать основание сущего - формируется новая установка - новоевропейская, антропоцентристская.

_______

"Предмет в смысле объ-екта имеется лишь там, где человек становится субъектом, где субъект превращается в Я, а Я — в ego cogito; лишь там, где это cogitare понимается как «изначально синтетическое единство трансцендентальной апперцепции»; лишь там, где для «логики» завоевана верховная позиция (в истине как достоверности декартовского «я мыслю»). Только здесь раскрывает себя существо предметного в своей предметности. Только здесь станет впоследствии возможным и необходимым понять саму предметность как «новый истинный предмет» и возвести ее до абсолюта".

<...>

"Субъектность, предмет и рефлексия взаимосвязаны. Только когда рефлексия будет воспринята как таковая, а именно как основополагающее отношение к сущему, только тогда станет возможным определить бытие как предметность.

Восприятие рефлексии как такого отношения заранее предполагает, однако, что вообще все отношение к сущему воспринимается как re-praesentatio: как пред-ставление".

_______

~Выше я описала пред-мет в виде объекта (пред-стоящий, но являющийся нам) - это обязательный элемент субъект-объектного противопоставления, появившегося в новоевропейский период. Ego cogito в новоевропейской философии - "маяк" для сущего, которое иначе не будет осмыслено, "освещено" его светом. И да, предмет можно представлять как абсолют если мы не даем человеку всей власти над ним. Рефлексия раскрывает нам "первый предмет" - нас самих, и передает суть нашей работы над познанием предмета. Репрезентация - это работа сознания по присвоению сущего. Рефлексия дает нам видеть собственное я как объект, но особый, "субъективный объект". И даже Декарт мыслит свое Я как пред-ставленное, поэтому и может ввести радикальное сомнение.

По итогу этот текст - текст о пред-ставленности сущего. Там еще много о Ницше, кому он нравится (не мне) - читайте полную версию в книге-сборнике "Время и бытие".


Источник: vk.com

Комментарии: