Умственные усилия вызывают отвращение у людей. Теперь доказано

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Учёные-когнитивисты из Голландии исследовали такую гипотезу, как «закон меньшей работы мозга» (law of less work). Согласно этому предположению, распространенному в научных дисциплинах, человек склонен минимизировать свои усилия, особенно умственные. Считается, что мы направляем силы на это «стратегически», то есть стараемся только в том случае, если по итогу ждем достойное вознаграждение. В противном случае (если не ожидается достойного вознаграждения, а впереди лишь напряг) люди испытывают что-то вроде отвращения и даже когнитивной «боли».

При этом не обязательно человек ждёт именно денежного вознаграждения, во многих случаях люди ожидают морального (нематериального) вознаграждения. Это, например, - признание окружающих, статус, отношения, впечатления и пр. Хотя некоторые исследователи допускают, что умственные усилия могут ощущаться и как приятные — как минимум в определенных ситуациях и для некоторых людей, например, у людей с высокой потребностью в познании (да, такие есть)).

Однако, несмотря на такое общепринятое мнение, до сих пор непререкаемых доказательств этому нет. Хотя статей и исследований на эту тему много.

Группа ученых провела метаанализ, который позволил ответить на вопрос: действительно ли (пустые) когнитивные усилия доставляют отвращение? И если да, то при каком условии и кому?

В онлайн-базе научной литературы Scopus они нашли рецензируемые статьи на английском языке, вышедшие с 2015 по 2020 год и содержащие упоминание NASA-TLX — опросника для измерения когнитивной нагрузки от Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США. Это довольно популярный и признанный стандарт в англоязычной литературе для измерения толерантности к интеллектуальной нагрузке. Поиск дал 5061 документ. Авторы отметили, что анализировали только те исследования, в которых участвовали здоровые люди, решавшие одну конкретную задачу.

«Сегодня NASA-TLX приобрел популярность в различных научных дисциплинах (например, математике, психологии и информатике). Поэтому мы смогли изучать умственные усилия и отрицательные эмоции на фоне этого у разных групп: американских врачей, индийских летчиков, японских студентов и так далее. Поскольку объем исследований, использующих NASA-TLX, огромен, мы провели быстрый обзор и включили только недавние статьи. Наша главная гипотеза заключалась в том, что в разных задачах и группах населения когнитивные усилия должны быть связаны с отрицательными эмоциями. Тем не менее мы допускали, что эта корреляция будет различаться в зависимости от групп и задач», — рассказали авторы научной работы.

Выяснилось, что умственная деятельность и правда связана с отвращением при выполнении разных задач и в разных группах населения: с каждым пунктом усилия негативный аффект увеличивался в среднем на 0,85 пункта.

«Мы не можем исключить вероятность того, что связь ложна из-за какой-то третьей переменной. К примеру, если субъективное умственное усилие и негативный аффект оба вызваны какой-то общей причиной. Чтобы проверить это, мы провели моделирование, которое все равно показало негативный аффект из-за умственных усилий. Связь между ними осталась в том же диапазоне, что и в основном метаанализе», — заявили исследователи.

На результаты не повлиял ни возраст, ни пол, ни образование, ни продолжительность и вид задачи, ни обстановка, ни наличие физической активности, опыта и других людей рядом. Что касается региона, то умственные усилия доставляли больше отвращения жителям Европы и Северной Америки, и меньше — людям из Азии.

В совокупности связь между умственным усилием и негативным аффектом (отвращением) оказалась повсеместной, — подытожили авторы статьи.

И, знаете, что-то я в последнее время вижу слишком много подтверждений этому тезису)).

PS. На самом деле это исследование имеет множество практичных выводов:

1. Не напрягайте людей без должной для них мотивации

2. Если люди не понимают свою мотивацию (цель) изучение, обучение, апгрейд – для них мука.

3. Если уже приходится напрягать людей без их должной мотивации, то подстраивайтесь к ним по ведущей эмоции.


Источник: vk.com

Комментарии: