Самое главное, что нужно знать и понимать про соцсети сегодня |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-05-21 15:32 Несколько раз рассказывал об этом на закрытых эфирах, но сейчас, пожалуй - самое время развернуть это более подробно текстом. Итак. Сразу ключевой тезис. Самое главное, что нужно знать про соцсети сегодня - это то, что соцсетей как таковых уже много лет не существует. То, что сегодня называют соцсетями - уже давно на деле ими не является. Лишь видимость на поверхности - и убедительная симуляция. Большинство людей не заметили подмены, потому что подмена происходила постепенно - и не там, куда привыкли смотреть обычные пользователи. Что такое соцсеть? Как это задумывалось и как это работало изначально? Есть открытая площадка, на которой собираются люди. Площадка дает возможность свободно (в рамках самых базовых правил) делиться контентом. А люди - сами выбирают тот контент, который им интересен. Иными словами: если тебя читают, смотрят и слушают, и тем более читают, смотрят и слушают регулярно - значит, тебя выбрали читать, смотреть и слушать. И если тебя выбрали читать, смотреть и слушать - значит, у них есть прозрачная и предсказуемая возможность действительно читать, смотреть и слушать тебя и дальше. Без помех, препятствий и сторонних вмешательств в этот процесс. На поверхности - практически ничего не изменилось. Возможность условно свободно делиться контентом и выбирать интересный контент самому - формально и технически никуда не делась. Однако весь расклад радикально изменила и развернула в ровно противоположную сторону лишь одна новая переменная, которая вмешалась в естественный процесс взаимодействия пользователей с контентом и исказила его до неузнаваемости. Переменная, которую все площадки уже давно внедрили - и внедрили плавно и хитро, но настойчиво и бескомпромиссно. Что произошло? Вы всё помните. Разработали и внедрили алгоритмы так называемой "умной ленты". Скажу сразу прямо (все уже должны были понять это на собственном опыте) - умная лента формируется не твоими предпочтениями, а интересами самой площадки (той или иной "соцсети"). Об умной ленте никто не просил, ее никто не хотел - но ее преподнесли, а затем навязали так, словно о ней просили и ее хотели - абсолютно все. Что, конечно же, было не так. Как работает "умная лента"? Тебе показывают не то, что ты хочешь видеть - но то, что заинтересована тебе показывать сама площадка, выдавая это за то, что ты якобы хочешь видеть. Совершая ту самую подмену, которую практически никто не заметил. Выражу суть еще проще. Площадка сама выбирает за тебя, что тебе смотреть, читать и слушать. Делая вид, что упрощает тебе жизнь и оказывает тебе услугу. Но на деле - конечно же, действуя в своих собственных интересах. Так называемые "алгоритмы соцсетей" - не существуют и не действуют сами по себе. Почему-то многие забывают и упускают простой факт: их создают и настраивают конкретные люди с конкретными задачами. Эти алгоритмы - выполняют конкретные задачи этих конкретных людей. А задачи просты - пусть они не афишируются прямым текстом, однако они очевидны по реальным действиям. Задачи заключаются в том, чтобы продвинуть (максимально навязать) один тип контента - за счет того, чтобы задавить (максимально скрыть) тип контента другой. Создавая видимость естественности и закономерности этого процесса. Почему повсюду в тренде - короткие видео? Вовсе не потому, что короткие видео - наиболее интересны людям. А потому, что короткие видео - навязывают так, как никогда не навязывали никакой другой тип контента. На коротких видео - самые высокие метрики: цифры, в которых площадки заинтересованы больше всего, поскольку именно эти цифры - приняты за маркер успешности той или иной платформы на рынке. Таковы правила рынка на данный момент (и они - тоже не возникли из ниоткуда: их разработали, внедрили и зафиксировали преднамеренно). Чего хочет площадка от пользователей? Массового пассивного потребления контента. С точки зрения наращивания метрик - наиболее эффективно именно пассивное потребление. Короткое видео - являются идеальным форматом для этого. Ведь его - проще всего потреблять пассивно. Короткое видео - даже не нужно сознательно включать: оно показывает тебе себя само (автовоспроизведение в ленте рекомендаций). Короткое видео - привлекает твое внимание, не спрашивая у тебя разрешения. В короткое видео - можно вместить максимум визуальных и аудиальных триггеров, на которые мозг реагирует, как на наркотик, тем самым стимулируя и провоцируя пересматривать их. И именно короткое видео - проще всего пересматривать снова и снова. И так далее. Поэтому короткие видео - на данный момент настолько продвигаемый (агрессивно навязываемый) тип контента всеми площадками. Количество просмотров/пересмотров/взаимодействий с контентом зашкаливает. И не стоит забывать: если один тип контента продвигается - то другой активно подавляется, ведь внимание аудитории является ограниченным ресурсом. Привлекая его в одну точку - его нужно забрать из другой. Какой тип контента столь же агрессивно подавляется уже многие годы? Ответ очевиден. Это тексты - единственный тип контента, который невозможно потреблять пассивно. Ведь нужно принять решение прочитать его - и действительно прочитать его. Текст не читает себя сам. Текст требует задействовать и волю, и разум. Что для человека, выдрессированного пассивным потреблением - становится все более и более неподъемной задачей. Однако дело не только в форматах. То, что тексты уходят в прошлое - это ясно. То, что на коротких видео тенденция тоже не закончится - ясно. Но сама тенденция лежит гораздо глубже - не на уровне форматов видео/аудио/текст/..., а на уровне самой структуры единиц контента как таковых. Сейчас расскажу о глобальной тенденции того, что сейчас все еще принято называть соцсетями. Он же - ключ к успеху, многим он понравится и для многих он будет крайне привычен и удобен. К сожалению (разума им и осознания). Итак, тенденция. Алгоритмы "соцсетей" максимально активно и агрессивно давят и скрывают (и дальше - будут давить и скрывать еще активнее и еще агрессивнее) - уникальный контент. И максимально активно и агрессивно продвигают - контент, максимально похожий на все остальное. Хочешь, чтобы тебя показывали? Показывай то, что уже показывают многие. С минимальными отличиями. Хочешь показывать то, что не показывает больше никто? Будь готов к тому, что станешь невидимым. Тебя будут скрывать, тебя будут прятать. Алгоритмы и стоящая за ними вычислительная мощь - будут работать на то, чтобы твой уникальный контент, если он действительно уникален - остался незамеченным. Все перевернуто наоборот. Если в динамике настоящих соцсетей, когда люди сами выбирают, кого читать/смотреть/слушать - развитие получает именно уникальный контент, поскольку именно уникальный контент вызывает реальный интерес и удерживает его. То в динамике того, что сегодня называют "соцсетями", где люди отвыкают выбирать сами и за них выбор совершают алгоритмы - максимальное развитие получает стандартизированный контент, который выгодно массово продвигать самой площадке и который проще всего пассивно потреблять. Люди потребляют этот контент не потому, что выбрали его сами - но потому, что им его навязывают. Информационное опьянение и интоксикация таким контентом - наступают гораздо раньше, чем человек вообще получит шанс во всей этой массе мусора - найти нечто действительно стоящее и полезное. В том числе то, на что он в свое время сам подписывался и что он сам выбирал на основе собственных реальных предпочтений. Сейчас же - даже то, что ты выбрал, будут от тебя прятать и скрывать (например, одна небезызвестная площадка уже многие годы блокирует уведомления о новых постах для большинства подписавшихся на уведомления - и все эти годы играет в дурачков, делая вид, что не знает, о чем идет речь). Стандартизированный контент обладает понятностью и узнаваемостью - слабый и нетренированный мозг пассивного потребителя сразу впускает его в себя еще до того, как хозяин это осознал (если вообще осознал). Уникальный контент - непонятен. Он не может гладко и легко пройти по уже сложенным рельсам нейронных связей, ничего не зацепив. Он требует усилий для восприятия и обработки. А нет ничего более ленивого, чем слабый и нетренированный мозг - он будет всеми силами избегать нового, чтобы оставаться слабым и нетренированным. Площадки это используют. И усугубляют. Чтобы в современной "соцсети" действительно фокусироваться на важном и актуальном, необходимы гораздо более высокие уровни навыка концентрации внимания и избирательности, чем годы назад. И этому навыку у большинства людей взяться попросту неоткуда - пассивное потребление стандартизированного контента становится не просто привычкой, но образом жизни в информационной среде. К чему это приводит самих людей, как это влияет на их мозг и на все остальное - думаю, нет смысла говорить. Тут должно быть все крайне очевидно каждому, кто еще не разучился думать. К чему приведет дальнейшее "развитие" площадок? Вы уже видите, к чему это привело. У этого есть последствия. Самое яркое и наглядное - это радикальная усталость людей от любого контента в принципе. Нервные системы настолько зомбированы примитивной, но активной и яркой гиперстимуляцией - и при этом настолько замусорены и отравлены абсолютной бессмысленностью и бесполезностью пропускаемого через нее ежедневно контента. Что просто перегорают, тормозя и блокируя восприятие в целом - а вместе с ним и множество других жизненно важных функций. Перенасыщенность стандартизированным бесполезным контентом - убивает чувствительность и интерес и к контенту уникальному и полезному. "Соцсети" сделали это. А люди - позволили это сделать с собой. Какие альтернативы? Всего две, и обе крайне малореалистичны - обоим просто не позволят возникнуть и реализоваться полноценно. Первая альтернатива - возникновение новой соцсети, полностью открытой и полностью лишенной вмешательства со стороны площадки во взаимоотношения людей с контентом. На этой площадке - только сами люди и уникальный контент, которым они делятся. Никаких умных лент и алгоритмов рекомендаций - только старый добрый social proof. "Как раньше", но с учетом новых технологических решений и форматов. С возможностью рекламы на равных и прозрачных условиях для всех, без дополнительных условий и искусственных фильтров. Вторая альтернатива - стихийное и вынужденное формирование у людей потребности и навыка более осознанного и избирательного потребления контента. Что к сожалению, еще более нереалистично, чем альтернатива первая. Поскольку массы готовы пассивно потреблять однообразный контент бесконечно, входя в режим полуанабиоза. [За примерами далеко ходить не надо - нужно понимать и знать людей: если есть простая возможность пассивно деградировать - массы остановятся именно на ней. Даже смертельно устав от пассивного потребления, люди продолжат пассивно потреблять - потому что отказаться от этого энергозатратнее в моменте, чем продолжать - ловушка уже давно захлопнулась]. Однако прелесть этой альтернативы при ее нереалистичности - это ее техническая простота. Не нужно никаких новых площадок, нужно просто ("всего лишь"), чтобы люди начали иначе себя вести на площадках уже существующих. Что технически - действительно безумно просто. Но практически - сами понимаете. Люди так могут, но просто не выберут этого. И здесь уже вопросы к самим людям, как и всегда. Которые они, по хорошему, должны задавать себе сами. Но никогда не зададут. Тот круг, который становится здесь замкнутым - и является причиной всех существующих и грядущих проблем и катастроф человечества, но об этом, впрочем, мы найдем время поговорить в какой-либо из других разов. Зачем я поднял эту тему? Чтобы показать ситуацию. Показать, что "соцсети" - уже давно не соцсети. И что "алгоритмы" - работают с конкретными задачами и целями, и в конкретных интересах (не ваших). И что политика по отношению к контенту - уже давно ровно противоположная той, что была изначальна и естественна. Что с этим всем делать? Вопреки трендам - создавать уникальный контент, а не штамповать снова и снова контент стандартизированный и похожий на все остальное. Формировать крепкие связи со своей аудиторией (теми, кто заинтересован в твоем уникальном контенте), которые превзойдут власть площадок и их алгоритмов. Формировать настолько крепкие связи со своей аудиторией - что даже если тебя нигде не будут показывать, будут прятать и скрывать, то тебя все равно будут искать и найдут. Потому что выбрали тебя сами. Как именно этого достичь? Делиться с людьми тем, что стоит того - чтобы искать это посреди всего остального. То, что максимально отличается от всего, что везде и так навязывают со всех сторон и под всеми углами. То, что уникально - и то, в чем есть смысл, польза и ты сам. Вкладываться в то, что делаешь и в то, ради кого ты это делаешь. Иного пути здесь нет - и это, пожалуй, здесь правильно. Нет смысла воевать с трендами. Но если тренды ведут в никуда - усердно формируй новые. И возможно, однажды, это получится. У тех, кому важно, чтобы получилось. И у тех, кому все еще важно, в каком мире мы живем. И напоследок. Когда вы позволяете кому-то или чему-то другому (неважно, кому или чему) выбирать за вас - это всегда. Без исключений. Абсолютно всегда. Неизбежно и неминуемо. Заканчивается одинаково. Источник: vk.com Комментарии: |
|