ПСИХОТЕРАПИЯ ШИЗОИДНОЙ ЛИЧНОСТИ |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-05-27 13:33 Александр Лоуэн, известный как создатель метода «биоэнергетического анализа» («биоэнергетики»), в 1950-х годах разработал собственную теорию структуры характеров, в основе которой лежали как актуальные психоаналитические идеи, так и идеи Райха о циркуляции энергетических потоков в организме. В работе 1958 года «Физическая динамика структуры характера» («Physical Dynamics of Character Structure: Bodily Form and Movement in Analytic Therapy») Лоуэн приводит развернутое описание шизофренического и шизоидного характеров, отмечая, что различие между ними заключается в степени расстройства. Лоуэн пишет: «Я называю «шизоидной» такую структуру характера, в которой проявляются шизофренические тенденции [т.е., утрата связи с телом и реальностью], но нет серьезного отрыва от реальности. Если оторванный от реальности шизофреник полностью утрачивает свое Я, то шизоид способен избежать этого отрыва и сохранить Я. Но это Я слабое, еще слабее, чем Я орального характера». Лоуэн отмечает, что проблема шизоида в том, что его Эго не укорено в теле: «Проблема шизоидного характера и шизофрении заключается в отсутствии идентификации Я с мышечной системой и в слабости самой этой системы. Если шизофреник в своем отрыве от реальности страдает от деперсонализации, то шизоидный характер сохраняет тонкую нить, связывающую ум и тело. Он использует свое тело так, как мы пользуемся автомобилем. Он не чувствует, что это его тело, а скорее ощущает его как место своих чувств и мыслей». В работе 1967 года «Предательство тела» («The Betrayal of the Body»), полностью посвященной проблеме шизоидности, Лоуэн указывает на три основных симптома шизоида, объединяющие психические и физические аспекты: 1) психологическое отсутствие отождествленности «Я» с телом и чувствами (психологический аспект); 2) нарушение восприятия себя (физиологический аспект); 3) относительная неподвижность и снижение тонуса поверхности тела (конституциональный аспект) Лоуэн критически относится к попыткам диагностировать шизоидность по внешним признакам тела и, по сути, разделяет упоминавшееся нами ранее скептическое мнение Юнга о конституциональном подходе Кречмера и его последователей. «Строение тела играет важную роль в психиатрии, поскольку оно выражает личность.., – пишет Лоуэн, – но судить о личности на основе типа тела – значит придерживаться взгляда, что взаимоотношения между телом и личностью статичны, а не динамичны. Это значит – игнорировать подвижность и экспрессивность тела, которые являют собой ключевой момент личности. Астеничное тело выступает в качестве важного признака только потому, что указывает степень индивидуальной мышечной ригидности. Атлетическое тело говорит о шизоидной тенденции, только когда его движения явно некоординированы. Такие факторы, как жизненная сила, оживленность, грация, спонтанность движений и физическое тепло, очень важны, ведь именно они влияют на самовосприятие и на чувство отождествленности». Исследуя в своих работах этиологию шизоидной динамики, Лоуэн обращает особое внимание на структуру личности матерей шизоидов и шизофреников и вслед за Райхом и психоаналитиками приходит к выводу о пренатальной травме шизоидов. Лоуэн указывает на бессознательную ненависть, которую мать может испытывать к ребенку во время беременности, и о том, как в этом случае ее тело влияет на развитие плода: «Ребенок ненавидящей женщины становится объектом ее холода еще задолго до рождения. Если в сердце лед и тяжесть, чего ожидать от матки? …Эмбрион, развиваясь в холодной, жесткой матке, тоже замерзает». В «Предательстве тела» Лоуэн описывает конфликт матери и ребенка – шизоида следующим образом: «Исток шизоидной проблемы лежит в амбивалентном отношении матери к ребенку. Она хочет и не хочет его. Ее позиция меняется в зависимости от стрессовых ситуаций. Чувство ненависти и отвержения в любой момент может сменить сильное желание иметь ребенка. Но ее желание, как правило, бывает мотивировано образом материнства, который уходит корнями в иллюзию о том, какой совершенной она будет в этой роли. Если женщина неопределенно относится к собственной беременности только на сознательном уровне, это не принесет развивающемуся плоду особого вреда. Но когда конфликт происходит на глубоком уровне ее личности, то есть когда он возникает из-за того, что она отвергает свое тело и сексуальность, плод в матке обязательно будет чувствовать это». Лоуэн отмечает, что амбивалентное отношение матери к ребенку продолжается и после его рождения, вызывая у ребенка психофизические реакции, влияющие, в том числе, на формирование тела и на выбор ребенком определенных психологических защит (в основном, диссоциативного характера). Так, в одной из поздних статей Лоуэн рассматривает шизоидный тип поведения как реакцию на гнев, подавленный ребенком в течение двух первых лет жизни, то есть еще до того, как гнев мог быть осознан. В этом случае «агрессивный импульс не активизирует мышцы, отвечающие за нанесение ударов. Подавление происходит в теле на более глубинном уровне. Все тело становится ригидным, напряженным, отражая сильный скрытый страх быть убитым или убить кого-то. Человек буквально костенеет от ужаса. Такое расщепление нарушает целостность личности; конечности воспринимаются не связанными с позвоночником, а как бы отдельными выростами, а голова не ощущается связанной со всем остальным телом.Отделяя себя от своего тела, шизоидная личность отрицает и подавляет способную довести до убийства ярость, которая является прямым результатом ранее пережитого запугивания» . В одной из работ Лоуэн резюмирует, что «шизоидный конфликт – это борьба между жизнью и смертью». Подобно Райху, Лоуэн в своем подходе совмещал работу с телом и вербальную, психоаналитически ориентированную терапию. Лоуэн настаивал на необходимости словесной интерпретации того бессознательного материала, который поднимается в результате телесной работы, и само название его метода указывает на это: «биоэнергетический анализ» . Разъясняя, чем его метод отличается от подходов Райха, Лоуэн писал, что разработанная им «терапия должна была стать гораздо более активной на телесном уровне и более психоаналитической – на психологическом… Название этой терапии подчеркивает нацеленность на энергетические процессы … в соединении с анализом прошлого пациента, как оно проявляется в его поведении, снах и явлении переноса». Объясняя связь психологического и телесного элементов при работе с шизоидными клиентами, Лоуэн указывал следующее: «С точки зрения психологии проблема шизоида состоит в отсутствии отождествленности и неминуемой утрате нормальных, эмоциональных отношений с людьми. С точки зрения физиологии шизоидное состояние определяется как нарушение самовосприятия, как недостаток удовольствия при функционировании и нарушение дыхания и метаболизма. Конституционально тело шизоида не координировано и не интегрировано. Оно либо ригидно, либо человек с трудом удерживает его целостность. И в том, и в другом случае отсутствует живость, от которой зависит адекватное восприятие себя. Без восприятия себя отождествление затруднено или невозможно, а это типичный симптом психического расстройства». Таким образом, важнейшими аспектами терапии шизоидов Лоуэн считал преодоление диссоциации «Я» от тела и эмоциональных проявлений, постепенное формирование отождествленности «Я» с телом, а также обучение адекватному контакту – как со своими внутренними частями (в первую очередь, с плохими внутренними объектами), так и с реальными людьми. Описывая стратегию телесной работы с шизоидными клиентами, Лоуэн постулировал, что «тело человека является непосредственной реальностью, своеобразным мостом, соединяющим его внутреннюю реальность с материальной действительностью внешнего мира» и, исходя из этой базовой пресуппозиции, выделял три ключевых момента в терапии: «Во-первых, необходимо добиться идентификации с кинестетическими телесными ощущениями или увеличить ее степень. Во-вторых, необходимо увеличить глубину и спектр экспрессивных движений. В-третьих, надо развить отношения тела с объектным миром: пищей, одеждой, объектами любви, работой и т.д. Результатом этого будет усиление и развитие Я, которое, по словам Фрейда, «есть прежде всего выражение телесного Я» . Лоуэн указывал на приниципиальную важность проживания шизоидом в ходе терапии негативных телесных и эмоциональных состояний. В частности, он писал, что «все шизоидные пациенты на пути к выздоровлению проходят фазу изнуренности или истощенности. После многих лет зажатости они переживают оживление, которое вызывает усталость и утомление, прежде блокированное от восприятия». Лоуэн оценивал этот физиологический кризис как важный маркер на пути к восстановлению контакта с телом. Что касается эмоционального кризиса, то Лоуэн отмечал, что при постепенном телесном и эмоциональном «оттаивании» шизоида в процессе терапии, у такого клиента поднимаются гнев и агрессия, которые связаны как с общим ростом витальности и энергичности, так и с формой борьбы с плохими внутренними объектами (в первую очередь, с враждебными материнскими интроектами). Поскольку одним из защитных шизоидных паттернов является «рассеивание» (расфокусировка) агрессии, либо диссоциация от нее, то, как полагал Лоуэн, терапевту важно заметить агрессию клиента, снять страх клиента перед ее выражением и, в случае необходимости, вызвать агрессию на себя в рамках негативного переноса, позволяя тем самым клиенту вступить в контакт и конфронтирование с негативными внутренними объектами, спроецированными на терапевта. В подтверждение важности подобных терапевтических интервенций приведем мнение Гантрипа, который в отношении шизоидов указывает, что «в лечении требуется помочь пациенту порвать с … неудовлетворительными способами защиты, которые никогда не приводят к решению проблемы, а также помочь пациенту набраться храбрости для понимания, что скрывается за … борьбой с интернализованными плохими объектами; другими словами, пойти на риск возврата в базисные плохие объектные ситуации (курсив наш. – С.К.), в которых, как чувствуют пациенты, они впадают в ту или иную из двух первичных психических опасностей: в депрессию или в шизоидную утрату аффекта в своей сознательной самости». Помимо ценности трансферентных явлений с участием терапевта, открывающих шизоиду доступ к эмоциональным переживаниям, Лоуэн особо подчеркивает важность личных качеств самого терапевта, работающего с шизоидными клиентами, его способности к глубокому контакту. «Никакие искренность, умеренность и честность не смогут помочь шизоиду и шизофренику, если не испытывать к пациенту теплого чувства. Это означает, что терапевт должен быть сердечным человеком и по-настоящему любить пациента, – пишет Лоуэн. – Сердечность терапевта – это своего рода терапевтический инструмент, с помощью которого мы можем гораздо глубже укоренить пациента в реальности». Указывая на поддерживающую и обучающую роль терапевта, Лоуэн пишет: «В сфере агрессивного поведения, материальной реальности, сексуального функционирования человек с шизоидным характером является новичком. Речь не идет о подавлении его установок или чувств по отношению к этому миру. Он никогда не входил в него целиком, он не знает его и ему не доверяет. Это мир действий, в котором нежные чувства слиты с агрессивным компонентом» . По сути, Лоуэн презюмирует, что терапия для шизоида может стать процессом обучения или переобучения от прежних негативных паттернов, если, конечно, терапевт способен выполнить роль учителя и ввести шизоида в мир эмоций и телесности. Сергей Кузнецов - Теория и практика работы с шизоидной структурой личности в телесно-ориентированной психотерапии Источник: vk.com Комментарии: |
|