Об особенностях иммерсивного обучения

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Сегодня процесс цифровизации оказывает существенное влияние на все сферы общества – политику и экономику, культуру и искусство, а также на систему образования, где происходит переход от традиционных образовательных технологий к инновационным, в том числе технологиям иммерсивного обучения.

Вопросы теории и практики иммерсивного обучения находят свое отражение в научных работах. Например, стоит обратить внимание на следующие их положения.

В последние годы наблюдается рост интереса к иммерсивному обучению, что неудивительно в свете развития цифровых технологий, с одной стороны, а с другой – в свете актуальных задач повышения эффективности обучения на всех уровнях системы образования. Дискурс в сфере иммерсивного обучения охватывает два основных взаимно интегрированных направления: методическое и технологическое. С технологической точки зрения иммерсивное обучение предполагает использование возможностей виртуальной, дополненной и смешанной реальности, а с методической – обоснование использования этой технологии, ее проектирование и реализацию. Под иммерсивным обучением понимается метод обучения с использованием искусственной или смоделированной среды для глубокого погружения в процесс обучения и визуализации и применением цифровых форм для освоения требуемых умений. Это погружение может осуществляться посредством использования средств виртуальной, дополненной, смешанной реальности и видео 360 и является атрибутом студенто-центрированной парадигмы. Используемые в иммерсивном обучении реальные сценарии или симуляции способствуют формированию практических знаний и умений относительно изучаемого предмета в безопасной/безаварийной среде, что важно и для обучающихся, и для преподавателей. При этом – благодаря встроенному механизму обратной связи, обучающийся может повторять выполнение заданий, пока не достигнет требуемого результата. Для успешной реализации иммерсивного обучения важен как правильный выбор и методически обоснованное сочетание цифровых технических возможностей с учетом их сильных сторон и рисков, так и тщательно отобранное содержание программы обучения (источник: Муравьева, А. А. Иммерсивное обучение - технология будущего или временное увлечение? / А. А. Муравьева, О. Н. Олейникова // Казанский педагогический журнал. – 2023. – № 1(156). – С. 120-129).

Иммерсивностью как технологией («погружение») называют способ восприятия, возникающий в искусственно созданной среде. Иммерсивность как состояние или свойство определяют как состояние погружения в искусственно сформированные условия. Основной акцент делается на технологические факторы моделирования сознания посредством визуализации искусственного окружения. Иммерсивное обучение есть метод обучения, который использует смоделированную среду, в которой обучающиеся полностью погружаются в процесс обучения. Он устраняет отвлекающие факторы и создает синергетический эффект в обучении. Иммерсивное обучение в современной трактовке содержит: дополненную реальность, виртуальную реальность, смешанную реальность, трехмерное иммерсивное обучение. Иммерсивное обучение в современной трактовке содержит технологическую платформу, программную поддержку, организационное обеспечение, техническое обеспечение. Иммерсивное обучение в современной реализации представляет собой технологический комплекс, который можно рассматривать как сложную организационно-техническую систему (источник: Применение иммерсивных технологий в обучении / Р. Г. Болбаков, В. Я. Цветков, В. Т. Матчин, В. А. Мордвинов // Информатизация образования и науки. – 2023. – № 1(57). – С. 19-26).

В последние годы иммерсивность и виртуальность в образовательной сфере стали эффективными инструментами поддержки обучающего процесса. Благодаря современным технологиям родилось новое понятие ? «иммерсивный подход в образовании». Иммерсивный подход в образовании – стратегия познания, комплекс приемов и способов интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью развития и саморазвития личности обучающегося в искусственно созданном виртуальном окружении, способного эффективно воздействовать на ее разум и чувства. Названный подход тесным образом связан с другими подходами, которые длительное время успешно используются в обучении и воспитании. К ним можно отнести следующие: деятельностный, контекстный и информационный. Современные тенденции развития иммерсивных технологий обучения свидетельствуют, что за ними будущее и осваивать их нужно уже сегодня (источник: Азевич, А. И. Иммерсивные технологии как средство визуализации учебной информации / А. И. Азевич // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2020. – № 2(52). – С. 35-43).

Иммерсивные технологии имеют большие перспективы и ряд преимуществ в сфере образования, однако также не исключают существования определенных рисков, касающихся вопросов здоровьесберегающего обучения, эргономической организации обучения, технологического обеспечения и других аспектов обучения. (источник: Психолого-педагогические аспекты использования иммерсивных технологий в образовании / М. У. Мукашева, С. Г. Григорьев, А. А. Омирзакова [и др.] // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2023. – № 1(63). – С. 99-111).

В целом, иммерсивное обучение, при правильном использовании, способно совершить революцию в сфере образования, поскольку оно делает процесс обучения более наглядным и зрелищным, что обеспечивает эмоциональную вовлеченность обучающихся и их целенаправленное погружение в процесс обучения, индивидуализацию обучения, а также позволяет существенно экономить ресурсы.


Источник: vk.com

Комментарии: