![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Как первым программистам (1950-1960-е годы) удавалось создавать столь эффективные программы при таких ограниченных вычислительных ресурсах? |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-05-12 14:36 ![]() Как первым программистам (1950-1960-е годы) удавалось создавать столь эффективные программы при таких ограниченных вычислительных ресурсах? Почему они работали так качественно, что успешно удавалась, например, высадка робота на Луну, или лайв-кодинг на видеоконференции (да-да)? И самое главное, что из их опыта можно взять в современную разработку? Многовато в последнее время я стал писать на попсовые темы вроде вайб-кодинга, да и архитектурные темы, system/software design, пока они остаются ближе к программной инженерии, а не к computer science, тоже по большому счёту, один сплошной мэйнстрим. Поэтому буду возвращаться к хардкору и олдскулу. Начнём со свежих апрельских тезисов легендарного Алана Кэя, где он поясняет вопрос, вынесенный в заголовок. Далее краткий пересказ его ответа. = Алан Кэй: По сути, сделать задачу "любым способом", который только первые программисты могли придумать в те времена, на самом деле всегда было "сильно мотивировано" крайней ограниченностью вычислительных ресурсов. Например, я часто демонстрировал (студентам) потрясающий фильм Дугласа Энгельбарта 1968 года "Мать всех демо"... = Прим: Кэй имеет в виду первую в мире видеоконференцию, продемонстрированную 9 декабря 1968 года Стэнфордским "Исследовательским центром по развитию человеческого интеллекта" на компьютерной конференции в Сан-Франциско. Энгельбарт использовал для этого консоль c модемом (понятно, оригинальные разработки): связавшись c компьютером, удалённым на 50 километров от исследовательской лаборатории, он в реальном времени демонстрировал видео на проекционном экране, переключаясь при этом между презентацией и программным кодом. В одном окошке показывалась его физиономия, а в другом он вёл ЛАЙВ-КОДИНГ! При этом Дуглас впервые в истории использовал для управления придуманную им же "мышь", которая также впервые в истории работала с графическим пользовательским интерфейсом, в котором вдобавок поддерживалась фича drag-n-drop! К счастью, эта видеозапись сохранилась: https://www.youtube.com/live/yJDv-zdhzMY Про ряд других уникальных решений на том выступлении можно было ещё долго рассказывать отдельно. = Так вот, данный сервис с *субсекундным* временем отклика работал на компьютере в 24-битной архитектуре с быстродействием 500 тыс.оп./с, поддерживая одновременную работу нескольких человек. Кэй постоянно спрашивал у своих студентов "Как это было возможно?", но только однажды за многие годы он получил правильный ответ от старшекурсника: "Потому что они *желали* субсекундный ответ?" Да. Это просто была одна из их главных целей, и они придерживались её, несмотря ни на что. При этом конечно надо учитывать, что время отклика даже на действительно медленных компьютерах, на которых вдобавок был запущен не компилированный код, а интерпретатор (что приводило к потере в скорости ещё на порядок), всё равно *намного* быстрее, чем нервная система человека. Поэтому даже для пилотных интерактивных систем того времени вполне можно было получить довольно хороший отклик в реалтайме (если бы кто-то действительно этого хотел). Таковой например вполне могла быть система Laning and Zierler, созданная в 1954-м году для компьютера MIT Whirlwind, (надёжная скоростная ферритовая память, аж 4 килобайта; общая шина; "монитор" катодно-лучевая трубка; 16-разрядный процессор 40 тыс. операций в секунду, способный одновременно выполнять 16 инструкций :). Эта система была по сути первым в мире алгебраическим пруф-чекером: можно было писать код программы как математические формулы в привычной алгебраической нотации, которые затем автоматически компилировались в машинный код. Система даже умела решать дифференциальные уравнения методом Рунге-Кутта (когда-то этот метод изучали 100% первокурсников во всех советских инженерных вузах, помню его до сих пор; не знаю как сейчас). Что интересно, разработчики Фортрана (появился в 1957-м) категорически отрицали какую-либо связь их разработки с этой системой. Laning and Zierler также прославилась тем, что это был первый случай в истории программирования, когда программу для решения сложной системы дифференциальных уравнений (целых 97 строк кода!) удалось успешно прогнать с первого раза ! ? (продолжение следует) Источник: www.youtube.com Комментарии: |
|