Есть ли у животных религия? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-05-21 15:35 Слово «религия» обычно ассоциируется у нас с комплексными системами верований, ритуалами и символическими связями с высшими силами или реальностями — явлениями, которые, на первый взгляд, выходят за рамки возможностей животных, менее развитых интеллектуально, чем люди. Однако сама по себе «религия» может быть не такой уж сложной. Хотя животные не создают священных текстов, их поведение иногда демонстрирует черты, которые можно интерпретировать как проявление религиозности. Философ Донован Шефер из колледжа Хаверфорд исследует доказательства подобного поведения, в частности реакцию животных на смерть и их отношение к природным явлениям, напоминающим благоговение. Реакция животных на смерть Одним из первых примеров такого поведения является то, как животные реагируют на смерть своих сородичей — реакция, поразительно напоминающая человеческие ритуалы скорби. Например, сороки, гориллы, слоны, ламы, лисы и волки демонстрируют ритуальное поведение при контакте с погибшими особями. Сороки клюют тело мёртвого собрата, а затем оставляют рядом травинки или другие предметы. Гориллы устраивают церемонии, похожие на поминки, что даже побудило некоторые зоопарки формализовать этот процесс. Слоны собираются на масштабные «похороны», бережно обращаясь с костями умерших. Ламы впадают в неподвижность, чтобы оплакать погибших. Лисы и волки буквально хоронят своих мертвых, причём волки, потеряв партнера, могут долгое время воздерживаться от спаривания и избегать общения с другими. Во всех этих случаях животные используют ритуалы как способ справиться с утратой. Даже если мы не готовы назвать это «религией», аналогии между поведением людей и животных в таких ситуациях очевидны. Реакция животных на благоговение Ещё одним проявлением потенциально «религиозного» поведения у животных является их реакция на природные явления, вызывающие у человека чувство благоговения. Так, шимпанзе из долины Какомбе (Гомбе) совершают своего рода «танец» у подножия водопада. Они медленно и ритмично двигаются вдоль реки, бросают большие камни и ветки, раскачиваются на лианах над водой до тех пор, пока те не рвутся. Такой ритуал может длиться более десяти минут. Для людей этот водопад действительно производит впечатление величественного и внушающего трепет. Несмотря на то, что внутренние переживания шимпанзе недоступны для наблюдения, их эволюционная близость к человеку позволяет предположить, что они тоже могут испытывать некое подобие благоговения перед таким зрелищем. Другой интересный случай связан с шимпанзе с саван Сенегала, которые демонстрируют так называемый «огненный танец». Большинство животных бегут от огня, но эти шимпанзе лишь медленно отступают от кромешного пламени, а иногда даже приближаются к нему. Один доминирующий самец даже совершил театральную и медленную демонстрацию возле огня. Третьим примером можно считать поведение бабуинов из Гомбе, известное как «бабуинская сангха». Без всякой внешней команды эти животные вдруг начинали сидеть в полной тишине у ручья с множеством маленьких луж и просто смотрели на воду. Этот момент мог длиться более 30 минут, при этом даже молодые особи не издавали ни единого звука. Затем, также без сигнала, они возобновляли обычную активность. Теории о религиозном поведении животных По мнению Шефера, наиболее правдоподобное объяснение такого поведения — то, что эти животные выражают примитивные формы религиозных эмоций. Он утверждает, что животные естественным образом реагируют на тайну и «величие» окружающего мира. В его словах: «Религия животных... представляет собой продукт тел, сформированных внутри определённых эволюционных линий — аффективных, допредикативных тел». То есть, религия — это не обязательно система сложных верований, требующих высокого уровня мышления, а, прежде всего, эмоциональное и телесное переживание. Религия животных лишена языка и философских конструкций, но именно поэтому она может быть даже более естественной, чем человеческая. Конечно, ни один из приведённых примеров не доказывает однозначно наличие у животных религии. Можно выдвинуть множество гипотез, объясняющих такое поведение с точки зрения инстинкта, социального взаимодействия или чисто биологических реакций. Однако с учётом эволюционной теории, существует связь между поведением животных и людей, включая религиозное поведение. Таким образом, ритуалы, совершаемые животными, могут быть этой самой связью. По сути, вопрос наличия религии у животных становится вопросом восприятия и веры. Материал подготовлен по мотивам статьи «Религия у животных. Междисциплинарные взгляды на религию и воплощение» из журнала Anthrozo?s. Источник: vk.com Комментарии: |
|