Эдипов комплекс у мальчиков, согласно теории Фрейда, представляет собой важный этап в психосексуальном развитии |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-05-17 11:42 С момента рождения у ребенка возникает естественная потребность быть похожим на тех, кто играет значимую роль в его жизни. Обычно это выражается в желании подражать, однако на самом деле эта потребность выходит за рамки простого копирования поведения. Это врожденное стремление формировать свое собственное "Я" (или Эго) и в конечном итоге стать полноценной личностью. В психоанализе этот процесс называется идентификацией. Каждый ребенок приходит в этот мир с уникальным набором генов и определенными врожденными характеристиками, которые могут включать в себя различные способности и предрасположенности. Тем не менее, на уровне психики ребенок можно сказать, является чистым листом – tabula rasa. Именно эта чистота и отсутствие предвзятости обуславливают его потребность в идентификации с окружающими. Рассмотрим, к примеру, маленького мальчика, который проявляет особый интерес к своему отцу. Этот интерес не просто любопытство, это стремление стать таким же, как он. Отец для него представляет собой идеал, к которому он стремится. Мальчик мечтает занять его место, в том числе в контексте отношений с матерью. Когда он видит, что его отец занимает центральное место в жизни матери, и что ему не разрешают быть с ней так, как это делает отец, в его сознании начинает формироваться конфликт. Ребенок осознает, что отец препятствует его единоличному обладанию матерью и начинает воспринимать идентификацию с отцом как враждебную. Это приводит к тому, что его стремление занять место отца у матери становится более острым и конфликтным. В этом процессе идентификация с агрессивностью отца оборачивается в конкуренцию за внимание и любовь матери. Мальчик одновременно идеализирует своего отца и испытывает к нему любовь, что создает амбивалентный конфликт. Этот конфликт, в свою очередь, становится основой для формирования Эдипова комплекса – ключевого элемента в теории Фрейда о развитии детской психики. Однако стоит отметить, что идентификация сама по себе не является причиной возникновения Эдипова комплекса. Она не обладает достаточной энергией для того, чтобы разжечь Эдипов конфликт. Фрейд подчеркивает, что для этого необходима особая энергия, которую он называл либидо. Эта энергия имеет сексуальный характер и является основным двигателем многих психических процессов. Сексуальные желания ребенка начинают проявляться на ранних этапах его развития. Они могут быть неосознанными, но тем не менее влияют на формирование его психики. Ребенок ощущает влечение к родителю противоположного пола, что создает внутренний конфликт, поскольку он также идентифицирует себя с родителем того же пола. Этот конфликт между желанием и идентификацией является основой Эдипова комплекса. Мальчик осознает свои агрессивные наклонности и сексуальные чувства к матери, что вызывает у него тревогу. Он начинает бояться отца, которого воспринимает как угрозу. Как отмечает Фрейд, такая тревога может быть связана с кастрационным страхом. Мальчик, осознавая свои чувства и наклонности, начинает предполагать, что за свои «непозволительные» мысли и желания он может быть наказан. Это наказание, в его представлении, может проявиться в форме кастрации. В этом контексте логика закона талиона, согласно которой за плохие поступки следует аналогичное наказание, становится для него понятной и реальной. Фрейд также указывает на то, что мальчик может столкнуться с ситуацией, когда кто-то из взрослых увидит его за игрой с собственным телом и угрожает ему отрезанием пениса. Однако, по мнению Фрейда, наиболее пугающим открытием для мальчика становится осознание того, что у девочки, его сверстницы, на месте, где должен быть пенис, есть некий «шрам». Это открытие может вызвать у него глубокие психологические переживания и страхи, связанные с его собственным телом и его ролью в мире. Тем не менее, вопрос о том, является ли страх кастрации основным страхом в эдиповом периоде, остается открытым. Возможно, что это может быть лишь одна из форм страха, и на самом деле мальчик может бояться наказания в более широком смысле – в зависимости от традиций и обычаев своей семьи, а также от личных фантазий. Фрейд выделяет три основных формы страха, которые могут быть актуальны для детей в доэдипальном периоде: страх потерять объект любви, страх потерять любовь и, наконец, страх кастрации. В своей книге «Введение в психоанализ» Фрейд описывает, как у мальчика формируется комплекс кастрации после того, как он становится свидетелем женских гениталий. В этот момент он осознает, что его собственный половой орган, который он так высоко ценит, может существовать отдельно от тела, и это открытие вызывает у него страх. Затем, вспоминая угрозы, которые он слышал, когда занимался мастурбацией, мальчик начинает верить в эти угрозы, что и приводит к возникновению страха кастрации. Однако возникает вопрос: как может возникнуть страх кастрации у мальчика, который никогда не видел женских гениталий и которому не угрожали кастрацией? Фрейд, очевидно, тоже задумался над этой проблемой и предложил решение, которое заключается в концепции бессознательной фантазии или прафантазии. Он утверждает, что прафантазии представляют собой филогенетическое наследие, позволяющее индивиду выйти за пределы своего личного опыта и прикоснуться к переживаниям, которые относятся к доисторическим временам. В этом контексте собственные переживания человека становятся слишком примитивными и ограниченными. Фрейд предполагает, что все, что в процессе анализа может быть интерпретировано как фантазия — будь то сексуальное возбуждение при наблюдении за родителями, угроза кастрации или даже случаи совращения детей — было реальностью в первобытных человеческих обществах. Таким образом, ребенок, который фантазирует, может заполнять пробелы в своем индивидуальном опыте доисторической правдой. По его мнению, психология неврозов сохранила для нас больше информации о древнем периоде человеческой эволюции, чем любые другие источники. Это предположение Фрейда открывает новые горизонты для понимания человеческой психики и ее глубинных механизмов. Он подчеркивает, что страх кастрации не является простым следствием личного опыта, а имеет свои корни в коллективном бессознательном, которое передается через поколения. Это позволяет глубже понять, как древние страхи и фантазии могут влиять на современное поведение и восприятие, а также на формирование неврозов и других психических расстройств. Согласно теории Фрейда, одной из ключевых инстанций психики, которая формируется в результате сложных процессов, происходящих в детском сознании, является Супер-Эго. В частности, этот процесс начинается с распада Эдипова комплекса, который, как утверждает Фрейд, происходит примерно к пяти годам жизни мальчика. Основной причиной этого распада является страх кастрации, который становится мощным катализатором изменений в психике ребенка. Фрейд описывает, что Эдипов комплекс у мальчика не просто вытесняется из его сознания, а подвергается настоящему разрушению под воздействием шока, который вызывает угроза кастрации. Этот шок заставляет мальчика отказаться от своих либидинозных привязанностей к матери, что, в свою очередь, приводит к десексуализации этих чувств. Вместо того чтобы продолжать испытывать сексуальное влечение к своей матери, мальчик начинает заменять его на более чистые и невинные чувства, такие как нежность и привязанность. Фрейд подчеркивает, что в идеальном случае Эдипов комплекс перестает существовать в бессознательном, поскольку не является статичной структурой, а скорее распадается на различные компоненты, которые можно назвать комплексами или интроектами. Эти интроекты, в свою очередь, становятся основой для формирования нового образования в психике, известного как Супер-Эго. Остальные элементы, которые не входят в состав Супер-Эго, интроецируются в Эго, то есть в Я ребенка, что, в конечном итоге, формирует его личность. Процесс интроекции, когда ребенок вбирает в себя образы своих родителей, позволяет ему стать более независимым от них. Это приводит к тому, что ребенок начинает отказываться от непосредственных объектных привязанностей, заменяя их идентификацией с родителями. Как заметил Фрейд, в этом контексте происходит «гибель Эдипова комплекса». Если рассмотреть полный Эдипов комплекс, можно выделить четыре основных стремления, которые могут возникнуть у мальчика: влечение к матери и агрессия по отношению к отцу (это позитивный Эдипов комплекс), а также влечение к отцу и агрессия по отношению к матери (это негативный Эдипов комплекс). При распаде Эдипова комплекса эти четыре стремления начинают складываться таким образом, что в результате мы получаем идентификацию с отцом и идентификацию с матерью, причем сила выражения обеих идентификаций может различаться. Это неравенство, как отмечает Фрейд, отражает различия в половых данных. Таким образом, мы видим, что в процессе идентификации формируются как мужское, так и женское начала. При нормальном развитии Эдипова комплекса у мальчика мужское начало, как правило, преобладает над женским. С этого момента начинается сложное и многогранное противостояние между Эго и Супер-Эго. Супер-Эго, представляющее собой внутренний моральный компас, не просто напоминает ребенку о том, каким он должен быть, основываясь на образе отца, но и накладывает на него определенные запреты. Эти запреты могут звучать как: «Ты не имеешь права быть таким, как твой отец, ты не можешь делать все, что он делает, и на многие вещи у тебя нет прав». Это противостояние становится особенно явным в контексте запретов, которые исходят от отца. Следует отметить, что распад Эдипова комплекса во многом является следствием этих запретов. Они формируют внутренние конфликты, которые будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Мальчик, который сталкивается с этими ограничениями, начинает осознавать, что не может полностью идентифицироваться с отцом, и это приводит к формированию внутреннего конфликта между его желаниями и моральными установками, которые навязывает ему Супер-Эго. Если ребенок справляется с этими внутренними конфликтами, он переходит в латентный период, который продолжается с пяти до одиннадцати лет. Это время можно охарактеризовать как период истинного беззаботного детства, когда акцент смещается с сексуальных желаний на другие аспекты жизни. В латентный период происходит интересный процесс: либидинозные стремления, связанные с Эдиповым комплексом, частично десексуализируются и сублимируются. Сублимация — это механизм, который позволяет перенаправить сексуальную энергию на более приемлемые и социально одобряемые виды деятельности, такие как творчество, учеба или участие в ролевых играх. Таким образом, часть энергии, которая ранее была направлена на сексуальные желания, теперь используется для достижения других целей. Фрейд подчеркивает, что этот процесс, с одной стороны, сохраняет гениталии, предотвращая их утрату, но с другой стороны, он парализует их функции и приводит к тому, что сексуальное развитие ребенка временно приостанавливается. Несмотря на то, что латентный период характеризуется снижением явных сексуальных проявлений, это не означает, что ребенок становится полностью лишенным сексуальных стремлений. В этом возрасте могут время от времени проявляться остаточные сексуальные желания, которые не подверглись сублимации. Некоторые формы сексуальной активности могут сохраняться на протяжении всего латентного периода, и они могут вновь активизироваться с наступлением половой зрелости. Источник: vk.com Комментарии: |
|