ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ И ЦИФРОВОЕ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-05-26 16:31

наука

В последнее время в материалах, посвящённых образованию, часто встречается непонятные простым читателям близкие друг другу понятия «цифровой профиль» и «цифровое портфолио». Дать им определение и понять, что за ними скрывается, является сейчас необходимым, поскольку углубляющийся кризис в системе образования заставляет задуматься о том, в каком обществе мы будем жить в ближайшие десятилетия.

Если говорить совсем просто, то цифровой профиль - полное досье на школьника в электронном виде, фиксация всех его оценок, успехов, достижений, психологических особенностей и т. д. Это касается как общеобразовательной школы, так и области дополнительного образования. Основой цифрового профиля являются электронные дневник и журнал, откуда те или иные сведения, как многим уже известно, невозможно полностью удалить. Также одним из скелетов цифрового профиля является т. н. цифровое портфолио, понятие о котором отсутствует в законодательстве, а используемые органами исполнительной власти в нормативно-правовых актах термины «цифровое портфолио» противоречат друг другу.

В п. 3 постановления Правительства РФ № 1836 от 16.11.2020 г. О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» даётся следующее определение: «цифровое индивидуальное портфолио обучающегося» - структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, профессиональных компетенциях, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, в том числе документах, подтверждающих освоение онлайн-курса. ? В паспорте стратегии «Цифровая трансформация образования» в рамках Нац. проекта «Цифровая трансформация» (2021 г.) даётся определение такого содержания: «Цифровое портфолио ученика» - сервис, обеспечивающий школьникам возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подаче на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования. Уже при детальном изучении этих определений можно понять, в частности то, что система образования такой, какой мы её чаще всего себе представляем, вот-вот канет в лету, и на её место придёт другая система, напоминающая сортировку. Любое несоответствие параметрам, заданным системой, означает т. н. производственный брак, а значит, подлежит уничтожению.

На основе цифрового портфолио, по планам задумщиков этого проекта, должны строиться проекты ранней профориентации, индивидуальных траекторий, пожизненных страт и будущего социального рейтинга. По сути, при помощи цифровых профиля и портфолио детей запускают по узким профильным траекториям, предопределяющим их ПОЖИЗНЕННУЮ судьбу. В эту систему вписывается и недавнее принятие нашумевшего законопроекта с ОГЭ и профилями, что кардинально меняет общую ситуацию. Сюда же входит и т. н. интегральная оценка, обсуждение которой не стихает второй месяц.

Акцент в новых т. н. образовательных проектах делается не на получении прочных фундаментальных знаний, дающих свободу выбора в профессии, а на развитии поведенческих и креативных (не путать с творческими) навыков, т. е. внедряется оценка личности ребёнка, а не того, что он изучает. Для современных педологов, цифровиков и прочих, называющий себя «лидерами просвещения нового времени», то, что они называют «образованием», является системой формирования «служебного человека», тупо выполняющую определённую заданную для него функцию. Эффективней всего это осуществить при помощью цифровых технологий и индивидуальной цифровой «образовательно-профессиональной» траектории, тем самым сняв с себя ответственность за последствия проводимых ими экспериментов. А с последствиями цифровизации образования многие уже столкнулись — об этих проблемах заявляют, в частности, общественный деятель Андрей Афанасьев и врач Денис Иванов.

То, что нам готовят цифротрансформаторы, ни в какое сравнение не идёт с советской системой образования, когда десятилетнее школьное обучение было обязательным для всех; те, кто после 8 класса шли в техникум или училище, проходили там школьную программу старших классов и получали соответствующий документ, а рабочие оканчивали школы вечерней молодёжи и получали аттестаты. Соответственно, у каждого была возможность продолжить учёбу в институте, при реализации же планов цифровой трансформации большая часть юношей и девушек такой возможности будет лишена автоматически. Параллельно в школах идёт незаконная отмена обязательного полного общего образования (11 классов) и превращения школы в систему профильного обучения (общеобразовательные классы убираются) на основе селекции детей по показателям умственных способностей (т. н. «функциональной грамотности»), что закладывает систему социального рейтинга. По факту, школу сегодня уже открыто превращают в систему отбора и психо-цифровой сортировкой детей, где разрешены любые эксперименты.

Что делать и как избежать принудительной сегрегации школьников и создания кастового общества? Так как в основе этой системы лежит применение электронных дневников и журналов, то простым и действенным способом является отказ от использования указанных сервисов. Согласно законодательству, электронный дневник и электронный журнал являются государственными услугами, на реализацию которых необходимо соответствующее заявление. Ключевой вещью является также отзыв согласия на АОПД (автоматизированную обработку персональных данных): в целом от обработки персональных данных мы не отказываемся, мы выбираем её способ — традиционный или автоматизированный. Образцы заявлений буду выложены в комментариях.

В отношении цифрового профиля ситуация аналогична: не участвовать в его создании, не кормить этот сервис своими персональными данными. Можно долго рассуждать про школьные олимпиады, конкурсы и пр., но реальная жизнь показывает, что солидная часть благодарностей и грамот не имеет практического применения, а остаётся, в лучшем случае, просто на память. От бесконечных психологических тестирований, диагностик и измерений тоже можно (и даже необходимо) отказываться — чаще всего вопросы в них ничего общего с психологией как наукой не имеют, а напоминают больше попытки ломки сознания и перестроения его на деструктивные рельсы (образец заявления — в комментариях). Чем раньше родители осознают истинный смысл происходящего переформатирования того, что ещё называют «образованием», тем больше будет у нас шансов остановить этот разрушительный процесс.

Использованы материалы историка Ольги Четвериковой. Фото - слайды из презентации педагога и общественного деятеля Татьяны Розе.


Источник: vk.com

Комментарии: