![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Выступила с пленарным научным докладом на Восьмой международной конференции «Управление бизнесом в цифровой экономике» в СПбГУ |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-04-06 12:25 ![]() Профессор экономического факультета МГУ Лариса Владимировна Лапидус выступила с пленарным научным докладом "ОНТОГЕНЕЗ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИКИ ДАННЫХ: РОЛЬ ИИ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КРУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ И ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ ОТРАСЛЕВЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" на Восьмой международной конференции «Управление бизнесом в цифровой экономике» в СПбГУ 20 марта 2025 г. Л.В.Лапидус представила результаты собственных многолетних научных исследований, которые были получены в период 2014-2024 гг. и впервые опубликованы в №3 Российского журнала менеджмента1. В выступлении Л.В.Лапидус подчеркнула, что по мере развития цифровой экономики наблюдалось усложнение среды ведения хозяйственной деятельности, в связи с чем возрастала потребность в цифровой трансформации. Происходившие изменения привели к тому, что некоторые положения классических теорий менеджмента перестали работать. С учетом новых условий ведения бизнеса в цифровой среде даже никогда не устаревающие идеи гуру менеджмента П. Друкера, на которых выросло не одно поколение руководителей и ученых, кажутся замороженной глыбой во льдах новых вызовов современности. Так, Питер Друкер отмечал, что «Организация эффективна, только если концентрируется на одной задаче … диверсификация пагубно сказывается на способности обеспечивать результаты», что входит в противоречие с современными стратегиями цифровой трансформации компаний-лидеров, которые, изменяя бизнес на основе экосистемного подхода, «выходят за рамки титульного бизнеса». Т. Блуммарт и С. Брук в книге «Четвертая промышленная революция и бизнес. Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности» подчеркивали, что «пересмотру необходимо подвергнуть модель экономики масштаба, периодизацию бюджетных циклов, метод чистой приведенной стоимости, модель пяти конкурентных сил Майкла Портера, подход к управлению по принципу “доверие — хорошо, но проверки — лучше” и многое другое». Ведущий ученый в области менеджмента С. Р. Филонович указывал на то, что «менеджмент — постоянно развивающаяся область, в которой трудно отыскать раз и навсегда утвердившиеся истины». Онтогенез был введен автором как новый методологический подход к принятию стратегических решений на основе анализа состояния турбулентной цифровой среды и изучения поведения сложных социально-экономических систем в новых экономических условиях - для построения целостной картины протекающих трансформационных процессов и явлений в цифровой экономике и экономике данных. С его помощью выявляются причинно-следственные взаимосвязи между ними, что обеспечивает более глубокое понимание происходящих процессов и их взаимодействия, включая оказываемое ими влияние на хозяйствующие субъекты, которое в свою очередь проецируется на будущее цифровой трансформации. Предложены два авторских метода онтогенеза: 1) Матрица «Эволюция цифровой экономики и системная цифровая трансформация»; 2) «А-матрица формирования стратегических решений по цифровой трансформации» («А-матрица “Вызовы” — “Триггеры” — “Стратегии”»). Через онтогенез можно проследить нарастающую сложность цифровой экономики и экономики данных, которые в процессе эволюции порождают новые вызовы — триггеры цифровой трансформации, что необходимо для разработки корпоративных стратегий развития, стратегий цифровой трансформации, стратегий управления данными. Матрица «Эволюция цифровой экономики и системная цифровая трансформация» и «А-матрица формирования стратегических решений по цифровой трансформации» («А-матрица “Вызовы” — “Триггеры” — “Стратегии”») стали результатом исследований автора (2014-2024 гг.) и собственной практики бизнес-консультирования представителей крупных российских и зарубежных корпораций (2017-2024 гг.). «А-матрица стратегических решений по цифровой трансформации» («А-матрица “Вызовы” — “Триггеры” — “Стратегический ответ”») используется автором данного исследования на практике при диагностике состояния цифровой среды, разработке корпоративных стратегий развития, стратегий цифровой трансформации, стратегий управления данными, определении коммерческого и технологического ядра, связующих звеньев (энейблеров) , построении экосистем. Наряду с этим, хороший результат достигается при формировании проектного портфеля, поиске новых рынков и решений по выходу за рамки титульного бизнеса, оценке вызовов со стороны подрывных технологий и бизнес-моделей. Также при актуализации стратегий цифровой трансформации, стратегий развития. Важное значение матрицы имеют для выявления первых признаков новых изменений на ранних стадиях. В выступлении Л.В.Лапидус были представлены стадии эволюции цифровой экономики, опубликованные ранее в 2018 году, и добавлена стадия 2030-2050 гг. «Интеллектуальная гиперсвязанность. Индустрия Х.0», описаны атрибуты цифровой экономики. Выявлена смена парадигм в экономике данных: от «данных как пассива» к «данным как активу», «данным как стратегическому ресурсу» и «данным как ядру бизнеса (технологическому и коммерческому ядру)». Сделан вывод о том, что экономика данных является составляющей цифровой экономики, экономика данных соотносится с цифровой экономикой как часть и целое. В рамках настоящего исследования онтогенеза цифровой экономики и экономики данных Л.В. Лапидус была введена впервые научная категория «интеллектуальная гиперсвязанность», которую предложено рассматривать в трех вариантах: как процесс, явление и результат. Интеллектуальная гиперсвязанность как процесс, в котором происходят сбор, хранение, анализ данных с многочисленных устройств (умные вещи, подключенные продукты, носимые устройства, клиенты-машины, ИИ-машины, колаборативные роботы (коботы), метавселенные, киберфизические системы), создание новых продуктов и управление гиперсвязанностью на основе данных. Интеллектуальная гиперсвязанность как явление означает тотальное проникновение умных устройств во все сферы жизни людей и бизнес-блоки компаний с целью извлечения выгод из собираемых данных, позволяющих решать разного рода задачи, направленные на достижение качественных сдвигов и существенных системных эффектов. Интеллектуальная гиперсвязанность как результат ориентирована на достижение результатов цифровой трансформации бизнес-экосистем с переходом к безлюдным киберфизическим системам на основе ИИ, сложных интеллектуальных систем управления, в первую очередь связанных с сохранением стратегической устойчивости и наращиванием конкурентоспособности. Основой интеллектуальной гиперсвязанности и Индустрии Х.0 станут данные и способность компаний извлекать из них ценность с помощью новых подходов в управлении данными на основе технологий ИИ, генеративного ИИ. В настоящее время уже появляются признаки шестой стадии эволюции цифровой экономики «Интеллектуальная гиперсвязанность. Индустрия Х.0», относящейся к периоду с 2030 по 2050 г., и зарождаются новые вызовы для компаний, которые являются триггерами цифровой трансформации. В заключении Л.В.Лапидус отметила, что одной из актуальных задач, стоящих перед современными компаниями, является системный подход к управлению ИИ-трансформацией. Более подробно с научными результатами можно ознакомиться в статье: Лапидус, Л. В. (2024). Онтогенез цифровой экономики и экономики данных: концепция «интеллектуальная гиперсвязанность в Индустрии X.0». Российский журнал менеджмента, 22(3), 370–400. https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.302 Источник: doi.org Комментарии: |
|