![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
TRANSCENDELIA |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-04-01 12:54 ![]()
?
Когнитивно зависимые (cognitively addicted) — те из нас, кто отдаёт исключительное предпочтение преимущественно рационально-интеллектуальному познаванию, связанному с [злоу]потреблением информации. (В разной степени все мы можем иметь ту или иную степень когнитивной или иного рода зависимости, разумеется. Аддикция многолика.) Зависимости (аддикции) в логике интегрального подхода Кена Уилбера и его коллег могут, вероятно, вырабатываться к любому из множества интеллектов (multiple intelligences), или линий развития: могут быть зависимые от эмоционального интеллекта, от духовного интеллекта и т. д. (Также большую роль здесь играет призма психотипа с его сильными и слабыми функциями.) Здесь я хочу подсветить аддикцию к когнитивному интеллекту (познающему путём мышления, особенно вербально-символьно-знакового рассуждения). Имитации интеллекта (ИИ) пока что, как я вижу, жирно подчёркивают нашу зависимость от рацио и когнитивной активности, — ну и, конечно, её актуализируют, всё больше запуская нас в самоподтверждающийся loop (зацикленность) «дофаминового» инфопоиска. С прагматической перспективы интересно, конечно, что с этим делать. Всецело отказываться от имитаций интеллекта не имеет смысла. Но и полностью подсаживаться, вырабатывая у себя аддикцию к гиперментализации тоже не стоит. Жан Гебсер предупреждал о том, что ментальная структура сознания может вырождаться — и давным-давно вырождается — в дефицитарную (гипер)рассудочность, и, на мой взгляд, мы можем усугубить ситуацию, если не будем трезво подходить как к возможностям, так и к реальной токсичности имитаций интеллекта. В этом смысле интегральный подход высвечивает значимость триады фундаментальных перспектив: 1-го, 2-го и 3-го лица (взглядов «я»; «ты»/«мы»; «оно»). Учёт и задействование этих перспектив может позволить минимизировать токсичность ИИ. Далее взглянем на ИИ и наше с ним взаимодействие с т. з. этой триады. ИИ генерируют «оно»-артефакты в 3-м лице: последовательности означающих — вероятностных конденсатов аккумулированных знаковых/символьных паттернов той или иной ИИ-системой. Эти означающие вызывают в нашем 1-м лице некие означаемые — образы и ассоциации в сознании, в нашем «я». Мы что-то чувствуем, ухватываем какие-то смыслы, и проективно приписываем их бездушному ИИ-агрегату. Само по себе дофаминовое удовлетворение от получения информации от ИИ-системы, по-моему, является фикцией, в которой участвует фиктивное ощущение опыта 2-го лица (генерируемое нарочитой [псевдо]антропоподобностью ИИ-систем). Подлинный, полноценный опыт 2-го лица подразумевает контакт с квалией другого существа, тогда как фиктивный опыт 2-го лица происходит в том, что Бодрийяр, наверное, называл бы гипер(псевдо)реальностью. Это эрзац собеседника, который может порождать эрозию подлинных отношений сознающего человеческого существа с сознающими человеческими существами. До недавного времени любые тексты создавались человеческим сознанием. Теперь же всё больше текстов создаются автоматизировано, являются монстрами Франкенштейна, собранными из битов-кусочков. За ними стоит не сознание, интенциональность, а оптический обман, иллюзия. Увы, теории о «мёртвом интернете» вдруг становятся практикой нашей жизни: всё больше подлинно Реального заменяется псевдоматериалами — плодами псевдоинтеллектуального труда, псевдокартинками, псевдовидео… Дипфейки (deepfakes) становятся настолько deep, что теряют в нашем сознании определение фейковости. Мы впадаем в амнезию и агнозию на фейки. Итак, ИИ-системы генерируют вероятностные (и в настоящее время часто правдоподобно галлюцинаторные) наборы сцепленных друг с другом знаков (означающих) в 3-м лице. Также сами эти системы структурированы так, чтобы создавать ложный, фиктивный опыт 2-го лица. В 1-м лице у реального, живого человека возникает дофаминовая реакция (понятно, что нейрофизиология процессов восприятия и поиска сложнее, здесь мы для простоты ограничимся идеей «дофаминовой ловушки»), сигнализирующая о получении «чего-то ценного». Но действительно ли это ценно или нет — достоверность/аутентичность такого опыта может варьировать. (Увы, мышка уже попалась в мышеловку: она уже не может добровольно перестать нажимать на ИИ-кнопочку, подающую когнитивный дофамин. Но при этом говорит: у меня всё под контролем, я в любой момент могу бросить! Я не аддикт! Рюмочка в день вообще полезно! Да и 5 рюмок не вредно, все же так делают!) Следовательно, практика сознательного пользователя ИИ-систем должна состоять, во-первых, в развитии понимания природы этой фиктивной вероятностной псевдореальности из означающих. Во-вторых, необходимо фиктивный опыт 2-го лица и постижений 1-го лица превращать в реальное общение с сознающими существами во 2-м лице и подлинные интериоризированные инсайты в 1-м лице. Собственно, значительную часть проблем работы с ИИ-системой можно решить через введение последовательной и дисциплинированной феноменологической практики работы с интенциональностью. Интенциональность — (в данном случае) опыт в моём 1-м лице по сознательному направлению внимания на что-либо и внутреннему труду по освоению и усвоению материала. Нельзя останавливаться на пассивном усвоении информации и запойном (binge-drinking) использовании искусственного псевдоинтеллекта. Необходимо переваривание, ассимиляция материала собственными средствами (набросайте от руки интеллектуальную карту — майндмеп; нарисуйте, станцуйте или спойте то, что узнали; покрутите в голове информацию; откройте реальную человеческую книгу/статью и прочитайте 10 страниц по теме). Иными словами, фиктивную обезличенную псевдореальность 3-го, 2-го и 1-го лица, порождаемую имитациями интеллекта (ИИ), необходимо персонализировать, личностно соотнести с моею позицией 1-го лица и подлинной коммуникацией не с ботами, а с другими лицами (отношения со 2-ми лицами). Если обобщить всё и упростить до простейшего правила — «аскезы»: как минимум ровно столько времени, сколько вы потратили на обращение к системам имитации интеллекта («оно»-артефакты 3-го лица), нужно посвятить вне взаимодействия с этой технологией в самостоятельном осмыслении полученной информации (в своём 1-м лице, во внутреннем «я»-пространстве), перепроверке её другими способами (аутентичное познавание методами 1-го, 2-го, 3-го лица), а также коммуникации, или сообщения, этой информации реальным, а не имитированным сознающим существам для взаимоперепроверки и сорезонанса (в «я»—«ты»-диалоге и «мы»-пространстве). Желательно совмещать это с практикой свидетельствования своего собственного субъекта на ментальном, эмоциональном и телесном уровнях для преображения «я»-пространства 1-го лица, способствования его росту и развитию. При правильном, «аскетическом» использовании, безусловно, ИИ-системы могут служить внешними инструментами по порождению не раздробленности и диссоциации (как в случае с аддиктивным использованием этих орудий), а возрастающей когнитивной рассудочной целостности. С другой стороны, при продолжающемся коллапсе сознания в то, что Жан Гебсер называл ментально-рациональной схлопнутостью — т.е. гиперрассудочностью, с аддикцией к фиктивным отношениям с (псевдо)реальностью, — будет порождаться и укореняться системная ошибка отчуждения от искреннего человеческого бытия, от своей собственной природы, от способностей разума штурмовать самые глубинные измерения смыслов. В искренней человечности мы вступаем в подлинные, а не фиктивные, отношения с реальностью, которая имеет как минимум три архетипических лика (аутентичные 1-е, 2-е и 3-е лицо). * * * Самое значимое, что мы можем сегодня сделать, это срочно записаться на длительные уроки и программы к ещё не ушедшим носителям реального, а не фиктивного знания, — реально живущим людям, прошедшим школу несимулированной жизни (пока они ещё не ушли), — чтобы обеспечить сохранение преемственности подлинного знания перед наступлением эпохи ещё большего отупения масс. Важно помнить, что любое подлинное знание — личностно. Не существует безличного знания, есть лишь безличностные массивы, нагромождения информационных узоров, которые обретают смысл только через личное соприкосновение и воплощение. В новую эпоху перепроизводства ботов и симуляций всё большую ценность будет обретать ручной, личный, вдохновлённый, творческий труд, выражающий неповторимую уникальность нашей души. Источник: www.pustoshkin.com Комментарии: |
||||||