Технологии, субъективность и роли: анализ фильма «Тэцуо: Железный человек» |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-04-19 16:26 Какова связь между технологиями и человеческой субъективностью в культурном и социальном контексте? Субъективность формируется на основе взаимодействия внешнего материального мира и внутренней психики человека. Технологии, в свою очередь, актуализируют и воспроизводят желания, фантазии и воображение, встроенные в наше физическое и психическое пространство. Фильм «Тэцуо» режиссёра Синьи Цукамото иллюстрирует конфликт построения субъективности, когда тело вступает в синтез с технологиями. В этом произведении рассматривается болезненный и ужасный опыт трансформации: машина вторгается в тело, а внутреннее «Я» проходит через преобразования, сопровождаемые страхом и тревогой. Роли мужчины и женщины, соотношение власти, также проходят изменения по мере того, как изменяется сама субъективность. Сегодня я предлагаю проанализировать фильм на эти темы. Теории детерминизма: Существует несколько теорий, объясняющих влияние технологий на общество. Технологический детерминизм утверждает, что технологии являются автономными силами, формирующими общество и вызывающими социальные изменения. В противоположность этому, социальный детерминизм подчеркивает, что технологии нельзя рассматривать вне социального контекста, так как они находятся в постоянной связи с местом, своим создателем и пользователем. Таким образом, технологии не просто определяют социальные отношения, но и становятся частью организованной системы, функционирующей в сети социальных взаимодействий. Синтез этих теорий позволяет понять машины как механизмы, которые влияют на конфигурацию и воплощение социальных отношений. С точки зрения прогресса, технологии призваны освободить людей от природных ограничений. Однако это может привести и к негативным последствиям. Технологический спектакль: Технологии фрагментируют, гиперболизируют и отчуждают человеческие характеристики: они преуменьшают «серьёзность» понятий, переосмысляют их, превращая существование в театр, где люди – всего лишь зрители. Потребление становится спектаклем, равно как и политическая деятельность, отдых, работа, семья. Мы можем не участвовать в событиях – теперь нам достаточно наблюдать их на экранах и формировать мнение. Благодаря новшествам тайны тела становятся явными. Пластическая хирургия, протезы и искусственный интеллект подчеркивают связь между телом и конструкцией «Я». Физическое тело становится источником самоопределения, принимая на себя влияние общества и норм, которые проникают в восприятие самости. Фильм «Тэцуо» демонстрирует, как технологический спектакль создаёт нового человека – киборга, который поднимает вопросы о границах модификации тела и переосмыслении идентичности. Конфликт машины и психеи: «Тэцуо» погружает зрителя в мрачный и тревожный мир постиндустриального Токио, где технологии и природа отчуждают друг друга, а люди находятся в постоянной тревоге перед большим городом. Антагонист истории, Технофетишист стремится превратить себя в киборга, вставляя кусок металла в разрез на бедре. Так он пытается компенсировать травму, полученную в детстве: хочет отомстить миру, пойдя против всего города. Но увидев, что рана наполнена личинками, он теряет рассудок и выбегает на улицу, попадая под колёса автомобиля, за рулем которого оказывается Клерк. Заручившись помощью своей девушки, Клерк скрывает тело сбитого Фетишиста в лесу, после чего они занимаются любовью у него на глазах. Теперь месть главного злодея направлена на Клерка, который наутро после происшествия обнаруживает у себя в щеке металлический шип и начинает претерпевать болезненные трансформации. «Тэцуо» исследует уязвимость человеческого тела к мутациям и сложные отношения между сознательным и бессознательным. Процесс превращения в киборга не только переосмысляет и переформировывает персонажей, но и создаёт атмосферу тревоги, где физическое развитие героев испытывается на прочность, а зритель получает визуальное удовольствие от этого жестокого и безумного процесса. Цукамото не боится исследовать тёмные уголки разума, показывая способность человека сеять насилие и разрушения. Мы наблюдаем конфликт между сознательным и бессознательным, где травма впитывает в себя технологию и бессознательное вырывается из тюрьмы, выстроенной нормами общества. Травматические события постоянно переживаются вновь и вновь, а главный герой испытывает гнев, страх и смятение п. Киборг преобразовывает свою психею, которая всегда борется внутри нестабильных границ между семиотикой телесного опыта и символикой социальных отношений. Технология в этом контексте выступает как мост к подавленной коммуникации между семиотическим и символическим. Технология, как «другой», истончает границы между субъектом и другими, жизнью и смертью, организмом и механизмом. Отрицая человеческое, технология проявляет себя через телесный опыт, который сложно описать границами языка. Металло- и биомеханика, выступая в роли захватчика, заставляют субъект страдать и конструируют новую идентичность - киборга, позволяющую организму и машине сосуществовать. Страх становления киборгом – это страх того, что технологии настолько трансформируют человека, что он не станет ни объектом, ни субъектом, то есть потеряет саму концепцию человечности. Когда Клерк вырывает металлический шип из своего лица, его тело постепенно превращается в машину, что он не может принять ни эмоционально, ни физически. Металл беспорядочно нарастает, заменяя кровь, кожу и всё тело. Отвращение реконструирует эго, и он открывает для себя экстаз от неописуемых, нежелательных телесных ощущений. Гендерные роли и их трансформация Традиционные фильмы демонстрируют роли мужчин и женщин языком власти первых. Чаще всего сюжет продвигается активными мужскими персонажами, в то время как женщины выступают пассивными фигурами. В частности, в традиционных фильмах ужасов женщины требуют спасения, они подчинены потоку событий и не имеют власти влиять на происходящее. Иногда это доводится до крайности, как, например, в фильме «Подопытная свинка», где жертва-женщина целиком превращается в кровоточащую рану. Также женщина иногда превращается в монстра или уродливое нечто, тем самым воплощая страх оказаться подчинённым и утратить власть. А что насчёт киборга? Если машина отрицает природу, стирает ли она грань между полами или, наоборот, усиливает разрыв? В начале «Тэцуо» сохраняется традиционная конструкция гендерных ролей, где мужчины имеют больше власти над ситуацией и доминируют над женщинами. Однако по мере развития сюжета и трансформации киборга, мужчина начинает феминизироваться, в то время как женщина формирует свою субъективность через активный взгляд, наблюдая за процессом изменений, происходящих с мужчиной. В фильме представлены лишь два женских персонажа: девушка Клерка и Женщина в метро. Эти персонажи олицетворяют подчинённых монстров, их тела преобразуются не благодаря вмешательству технологий, а в результате вторжения киборга-мужчины. Повествование отводит женщинам пассивные мазохистские роли, находящиеся вне сферы трансформации мужского тела. Девушка Клерка изображена в сценах секса, а Женщина в метро – обычная пассажирка, олицетворяющая невинность и любопытство. Оказавшись в царстве мужского мира мести и борьбы, обе героини становятся «женщинами-монстрами», угрожающими жизни мужчин. Женщина на платформе становится монстром только потому, что Фетишист случайно выбрал ту орудием возмездия. Фетишист использует её глаза, тело, превращая в своего агента. Процесс погони за Клерком демонстрирует, как Технофетишист превращает девушку в чудовищного киборга, выступающего уже в роли подчинителя для Клерка. В сцене в доме Клерка, его девушка, наблюдающая трансформацию, хватается за нож, чтобы не стать жертвой. Обычно мужской взгляд в фильме разглядывает женщин как объекты, что также отражает способ мышления и поведения в обществе. Но вмешательство металла и технологий в мужское тело подвергает его феминизации или уступке власти. Вставляя в себя металлический стержень, Технофетишист разделяет в себе мужскую и женскую роль: рождая более сильную версию себя, он проходит через болезненную мазохистскую трансформацию. Это же происходит и с Клерком, который подчиняется воле металла. Мужчина противопоставляется смотрящему субъекту, активному и садистскому. Фильм феминизирует роль мужчины-субъекта, разделяя его на две позиции – жертвы и убийцы, актёра и зрителя. В фильме также присутствует женский взгляд. Девушка Клерка играет активную роль в отношениях, выражая желания и устанавливая собственную субъективность. В сцене, где они отвозят Фетишиста в лес после аварии, она проявляет свое сексуальное желание к Клерку, занимаясь сексом на глазах у раненого. Однако тот отчуждается от своего органического тела, и его взгляд заменяется экраном телевизора, представляющим его вуайеристский взгляд. В этот момент она бросает ему вызов, подчёркивая активность своего участия в процессе. Она наблюдает за тем, как мужские персонажи физически и психологически страдают от феминизации мужского тела, на некоторое время становясь зрителем спектакля. Так создаётся пространство для переосмысления половых различий между человеком и киборгом. Заключение: Технофобия и будущее человечества В финале «Тэцуо» технологии представляются как угроза человечеству. Сливаясь воедино в гигантское оружие, Технофетишист и Клерк создают новый мир металла и проводов. Живой металл не обладает тем, что мы называем сознанием, бессознательным, рациональностью или эмоциями. Два киборга-мужчины определяют конец человеческого мира. Даже женщины умирают до их слияния. Железный человек олицетворяет мир, пересозданный технологиями, как нигилистический и бессмысленный. Технологии не представляют собой прогресс, а регрессируют к первоначальной стадии бытия, без желания и смысла. А мир, лишенный смысла, – мёртв. Переводчик: Анастас Труповальня Редакторы: Каменщиков Артём, Мария Булычева Источник: Posthuman Bodies in Japanese Science Fiction Films: Subject, Gender, and Body in Shinya Tsukamoto’s Tetsuo I: Iron Man and Tetsuo II: Body Hammer Источник: vk.com Комментарии: |
|