ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭЛИТУ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


ОСЛАБЛЕНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНКУРЕНТА.

Различные методы воздействия на психику противника, так чтобы он стал действовать себе в ущерб, известны давно. Еще в VI веке до нашей эры выдающийся китайский стратег Сунь-цзы в трактате «Искусство войны» сформулировал основные принципы ведения войны следующим образом: «Лучшее из лучшего покорить чужую армию, не сражаясь» и «Война – путь обмана». С тех пор прошло много веков, последователи придумали массу новых терминов, однако концептуально они недалеко ушли от тех принципов, которые сформулировал Сунь-цзы. В основе своей стратегии он рассматривал знание о противнике на кит. «????», что означает – «познай себя, познай другого». Целиком данный отрывок в переводе академика Н.И. Конрада выглядит следующим образом: «Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение».

Этому в середине ХХ века учил своих последователей и Хо Ши Мин, который в 1945 году накануне Первой индокитайской войны (1946–1954) перевел на современный вьетнамский язык трактат Сунь-цзы, а затем снабдил его своими комментариями. Эта книга стала фундаментом подготовки по стратегии и тактике военных специалистов ДРВ. Ключевая фраза «Bi?t ??ch bi?t ta» (на ханвьете «Tri b? tri k?») стала основой победоносной вьетнамской стратегии, которая позволила победить таких сильных противников, как Франция и США. Позднее в США этот трактат стал серьезно изучаться в военных академиях.

Трактат Сунь-цзы начинается с главы «Предварительные расчеты» ??(вьетн. K?s?ch) в полном соответствии с основными принципами стратагематики, которая учит предвидению и многоходовому планированию. Не случайно в названии первой главы трактата присутствует иероглиф ?(стратагема). Этот трактат впервые был переведен на русский язык Н.И. Конрадом в 1950 году, тогда как В.С. Мясников стал впервые заниматься стратагематикой в 1970-х годах, соответственно тогда и стала появляться на русском языке соответствующая этому явлению терминология. Одно из возможных толкований значения иероглифа двух графических элементов: ?y?n «речь» и «десять», заключается в предварительном планировании и тщательном продумывании каждого слова, что «буквально» означает следующее – продумай на десять шагов наперед, а затем один раз скажи. Таким образом, в этот иероглиф с самого начала была встроена идея планирования или просчитывания ситуации (свои действия и действия противника) на десять шагов вперед.

Как отметил авторитетный российский востоковед академик В.С. Мясников, «огромное влияние на теоретическую разработку стратагемности оказал величайший военный мыслитель Древнего Китая Сунь-цзы, автор трактата “О военном искусстве”, который требовал облекать предварительные расчеты в форму стратагем». Идея психологического воздействия на руководство противника нашла отражение в стратагеме 18: «Если хочешь поймать банду, поймай главаря» .

Позднее, в период Великих географических открытий и колонизации, Запад умело использовал религиозный фактор для установления своего контроля над сказочно богатыми и густонаселенными странами Востока. Сначала использовались традиционные религии (католицизм), затем создавались гибридные религии, которые объединяли элементы западных и восточных верований. Данная технология широко и эффективно используется до сих пор.

В ХХ веке в развиваемой на Западе «теории игр» была разработана концепция рефлексивного управления. Согласно определению В.А. Лефевра, «рефлексивное управление – это воздействие на субъектов, склоняющее их принять решения, заранее подготовленные управляющей стороной». Таким образом, был сделан важный шаг в направлении не столько уничтожения противника, сколько создания внешней системы управления им, которая могла бы эффективно работать даже без ведома ведомого субъекта.

Технологии скрытого от субъекта воздействия на его сознание доводились в недрах западных спецслужб. В начале XXI века был рассекречен доклад директора ЦРУ Аллена Даллеса, в котором есть следующие строки: «Мишень этой военной технологии – человеческое сознание на коллективном и индивидуальном уровнях. Основная цель состоит в том, чтобы поставить сознание в такое положение, чтобы оно больше не смогло реагировать на свободную волю или рациональные основы, но лишь отвечало бы на импульсы, имплантированные извне».

Развивая свою мысль, Аллен Даллес в качестве примера приводит ставшую знаменитой метафору: «Искажение сознания отобранных индивидов, подвергнувшихся такой обработке, приводит к тому, что они лишаются возможности выражать собственные мысли. Индивиды доведены до состояния, когда они, как попугаи, могут просто повторять мысли, которые были имплантированы в их сознание внушением извне. В результате мозг в этих условиях становится фонографом, воспроизводящим диск, поставленный на его шпиндель внешним гением, над которым он не имеет никакого контроля».

В наши дни на смену упомянутым Алленом Даллесом «дискам» для «фонографа» пришли более продвинутые информационные и цифровые технологии, которые позволяют эффективно воздействовать на психику как отдельных представителей элиты, так и на общество в целом.

По мнению авторитетного специалиста по информационным войнам С.П. Расторгуева, «...признаки информационного поражения надо начинать искать исходя из того, что информационное оружие в первую очередь действует на систему управления, не столько уничтожая, сколько подчиняя себе систему управления пораженного объекта <...> Цель этого воздействия — целенаправленное изменение поведения системы <...> Пораженная информационным оружием система в своем поведении руководствуется уже не столько собственными интересами, сколько чужими командами».

Особо разрушительные последствия наступают, когда во главе системы управления удается поставить управляемого извне «попугая», который будет с высоких трибун озвучивать содержание вставленной в него флешки. И позднесоветский опыт позволяет в изобилии увидеть подобных персонажей. Кстати, следует заметить, что выведение Н.С. Хрущевым советской партийной элиты из-под контрразведывательного контроля очень сильно помогло реализации западной стратегии, что в итоге и привело к крушению Советского Союза. Удар был нанесен по самому слабому месту, длительное и умелое воздействие на которое в итоге обрушило систему управления так, что не шелохнулся ни один солдат и не выстрелила ни одна пушка.

Полковник СВР А.О. Безруков, проработавший в США в качестве разведчика нелегала 24 года, характеризуя западные методы работы, сформулировал их стратегию следующим образом: «...если говорить о долговременной стратегии, то обычно они действуют следующим образом. Среди истеблишмента страны-противника находят людей, чьи взгляды наиболее им близки, и делают на них ставку – оказывают всяческое содействие. И одновременно давят на тех, кто не нравится. Когда первые приходят к власти, происходит точно такая же селекция, и на следующем этапе у власти оказываются еще более близкие им по взглядам люди. И так далее. Они, как садовники, выращивают нужную им элиту и постепенно получают тот режим, который полностью их устраивает». Эта технология «разведения сорняков» во многом объясняет причину, по которой каждое следующее поколение советских руководителей было менее квалифицированным, чем предыдущее.

Таким образом, можно заключить, что современная западная стратегия взаимодействия с сильным противником строится с учетом классических и передовых разработок ведения психологической войны. В известном смысле, упрощая проблему, можно заметить, что они используют широко известный в наши дни афоризм «Он обезглавил процесс, возглавив его». В данном контексте поиск и расстановка таких людей на руководящие позиции в стране-жертве становится основным стратегическим приоритетом, который позволяет победить сильного противника, не воюя, как и завещал великий Сунь-цзы. Важную роль в этом процессе играет система вербовки, образования и управляемой извне коррупции. Подобные технологии воздействия применяются в случае столкновения с сильным противником. Со слабыми разбираются без особых психологических изысков.

В.Н. Колотов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета


Источник: vk.com

Комментарии: