Продолжаем рассказывать подробности о событиях Х Конвента! |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-04-16 13:13 Продолжаем рассказывать подробности о событиях Х Конвента! Под руководством модератора мероприятия – Шуталевой Анны Владимировны, доцента кафедры Онтологии и теории познания Департамента философии УГИ УрФУ – 4 апреля успешно прошла международная научно-практическая конференция «Инженерное мышление: техническая реальность и новые онтологии». Конференция проводилась при поддержке Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований. Это воистину масштабное мероприятие состояло из двух секций и включало в себя не только доклады, но и общение докладчиков между собой и с аудиторией. Участниками научной дискуссии помимо докладчиков являлись представители Республики Беларусь и Республики Казахстан, сотрудники и студенты УрФУ, Института философии и права УрО РАН, УрГЮУ им. В.Ф. Яковлева, Гуманитарного университета и др. Некоторые из докладчиков решили продолжить диалог и договорились обменяться личными координатами для возможной совместной работы. Первая секция конференции была открыта докладом «Мост между инженерией и философией: проблемы и решения», с которым выступил Боргест Николай Михайлович (Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара). Николай Михайлович представил доклад, посвященный связи между философией и инженерией. В частности, Николай Михайлович акцентировал внимание не том, что философы имеют более широкие взгляды на мир и именно философы могут подать идеи, которые инженеры могут воплотить в жизнь. При решении инженерных задач нужно иметь в виду и осознавать этический аспект как идеи, так и ее воплощения, что актуализирует философское видение инженерного мышления и деятельности. Надежда Васильевна Бряник (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург) выступила с докладом «Феномен технонауки: смыслы и интерпретации». Рассуждая о сущности технонауки, Надежда Васильевна обратилась к вопросам об общности и противоречиях инженерии и философии, о важности синергии этих наук, для сохранения самого существования человечества. Причина в том, что преобладание инженерной мысли без включения вопросов этики может породить механизмы и процессы, способные поставить под угрозу существующий мир. В частности, в докладе представлена идея о том, что влияние человека на биосферу беспрецедентно, но само отношение созданной человечеством техносферы и окружающей природы – антигонистическое, противоречиво. Базлев Михаил Максимович (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва) выступил с докладом «Философские основания метаязыкового подхода в формировании инженерного мышления», в котором он поднял важнейшие вопросы обучения инженеров. Одной из ключевых проблем данного доклада была проблема узкой направленности обучения инженеров т. к. с одной стороны они становятся мастерами своего дела, а с другой проблематичным является для них выход за рамки инженерной науки, оценка целесообразности, этичности собственных проектов и того, как они отвечают на вызовы времени при работе над оригинальным инженерным проектом. Поэтому обучение не только инженерным дисциплинам, но и гуманитарным наукам не только повысит общую эрудированность и расширит кругозор, но и сможет помочь преодолеть филологический барьер между техническими специалистами и гуманитариями, снизит напряженность непонимания между так называемыми физиками и лириками. Также был поднят актуальный вопрос, вызвавший последующее активное обсуждение, о раздробленности картины окружающего мира для студентов и учащихся в образовательном процессе. Для ликвидации раздробленности картины мира одним из вариантов является метаязыковый подход, заключающейся в концепции предметного мышления. Медведев Вячеслав Альбертович (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург) представил доклад «Субъектность онтологического в инженерном мышлении и деятельности», в котором говорилось о техносреде, об обществе, социуме, о роли техники в социуме, и об ответственности инженера перед социумом в той мере, что созданное инженером – не часть природы, а часть социума. Особый акцент был сделан на вопросы о мире и роли техники в мире, о реальном мире и созданных мирах. Алексей Геннадьевич Кислов (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург) выступил с докладом «Онтоинжиниринг и современная логика». Начав доклад с истории логики и её классификации с течением времени, Алексей Геннадьевич, затронул такие вопросы, как языки математической логики, системы логики и особенности развития логического знания. Олег Дмитриевич Долгицкий (Сургутский государственный университет, г. Сургут) в докладе «Реконструкция потребления в условиях постиндустриального общества» раскрыл специфику современного общества как общества потребления, особое внимание уделив вопросу потребления информационных услуг. О том что современное общество слишком погружено в постоянную непрекращающуюся деятельность, не оставляя себе времени для отдыха и смены деятельности, оторвано от реальности. Николай Борисович Покровский (Группа социально-экономического проектирования Санкт-Петербургского союза ученых, г. Санкт-Петербург) представил доклад «Инженерное мышление – системный подход», в котором системно и последовательно раскрывал суть того, что понимают под инженерным мышлением. Николай Борисович говорил о мышлении как о процессе, а о мозге как механизме мышления. Его интерес – исследования мозга с точки зрения организации мышления, где левое полушарие "аналитическое" мозга отвечает логику, анализ, за математические способности и за буквальное понимание слов, в то время как правое специализируется на обработке информации, которая выражается в символах и образах. Также в его докладе было присутствовало разделение инженеров по методу восприятия и обработки информации. Например, Николай Борисович выделяет два типа инженеров: инженер-проектировщик и инженер-исследователь. Синергия этих двух типов инженеров дают уникальный тип инженера – инженер-художник. Вторая секция конференции началась с выступления Алексеева Андрея Юрьевича (Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, г. Москва) с докладом: «Роль инженера в формировании объемной (3D) антологии проекта системы ИИ». Главным образом речь шла о дименсионализме в контексте ИИ – многомерном подходе в проектировании систем ИИ, о соразмерности этого подхода по различным теориям, о сущности многомерного подхода и его эволюции. Раскатов Евгений Юрьевич (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург) выступил с докладом «Имитационное моделирование в теории механизмов и механике машин», в котором поставлен вопрос об образовании инженеров. В докладе речь шла об образе инженера в парадигме времени, их роли в обществе, влиянию на формирование картины мира. Представив прообраз Инженера с большой буквы, именно как творца, на примере Леонардо да Винчи и деятельности таких творцов в науке, которые оставили после себя открытия, послужившие фундаментом для инженерно-технического языка и деятельности, как Рене Декарт, Исаак Ньютон, Гаспар Моне, Евгений Юрьевич раскрыл образа инженера как оказывающего значительное влияние на общество. Данное обстоятельство актуализирует значимость системного инженерного образования обучения. Инженерное мышление – это то, чему нужно учиться, из чего проистекает значимость роли преподавателя. Евгений Юрьевич затронул вопрос и о конкуренции между преподавателем и технической оснащенностью людей, гаджетами. Вопрос о том, как преподавателю быть интереснее сети Интернет и виртуального мира в личном гаджете студента стал одним из широко обсуждаемых участниками конференции. Гринченко Сергей Николаевич (Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, г. Москва) в докладе «Информатико-кибернатическое моделирование самоуправляющихся систем Биогеосферы и Человечества: современные представления о мире» раскрыл представление о самоуправлении, его сущности, принципах, структуре, и иерархии. Елена Юрьевна Погорельская (Гуманитарный университет, г. Екатеринбург) представила доклад «Техническая связь: инварианты, адаптации, прорывы», посвященный технической реальности, тому, что из себя представляет техничекий эйдос, на каких принципах основан, его основа, структура. Представив концептуальную гипотезу о том, что минимальным техническим элементом является копия, процесс копирования – элементарная техническая связь, раскрыты понятия копии-паразита на примере любого вируса и концепция эксперимента как об акте в чистом виде. Доклад Котелевского Дмитрия Владимировича (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург) «Этические контексты бытия технических артефактов в акторно-сетевой теории» посвящен техническим артефактам как объектам делегирования полномочий человека и раскрывает вопрос об этичности современных изобретений с философской точки зрения. Деятельность человека представляется как набор функций, что в свою очередь влияет на бытие самого человека при замещении этих функции на технические приспособления. Этот доклад актуализирует вопрос о соразмерности и воспитании в себе чувства меры с развитием технического прогресса, т. к. с одной стороны техника помогает связываться с людьми из любой точки мира, а с другой поглощает время человеческой жизни, прерывая взаимосвязи человек-человек и подменяя их структурой человек-технический объект, порождая такие понятия, как фаббинг и гаджет-мания. Иванова Валерия Николаевна (Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара) представила доклад «Топологический подход в материаловедении как онтологическая модель» в котором обратилась к такому вопросу материаловедения, как методом теоретического материаловедения получать материал по заданным свойствам и с заданными параметрами, что позволит с заметной экономией материальных ресурсов и времени генерировать и изготавливать моделируемые материалы, ориентируясь на запрос со стороны пользователя. Урядов Артем Владимирович (Российский государственный социальный университет, г. Москва) в своем докладе «Основные различия между человеком и ИИ в восприятии времени» затронул вопросы о восприятии времени, о природе времени, о субъективности потока времени, о наполненности времени. Говорил об ощущении времени с точки зрения человека. Проблемным аспектом доклада оказался вопрос о том, как ИИ научить ощущать время, потому что без обучения ИИ не способно ощутить течение времени, в отличие от человека. Задача человека – выработать подход к обучению ИИ такому относительному процессу, как ощущение времени. Абдрафиков Руслан Рафильевич (Уральский Колледж Экономики и Права, г. Екатеринбург) выступил с докладом «Использование Гейм-дизайна при моделировании социальной онтологии», в котором был поднят, был вопрос веры, что имеет большое значение в контексте игры и создаваемых ей реальностях, потому что с развитием гейм-дизайна проблема разграничения реальности и нереальности встает очень остро. В этих условиях вопрос реальна ли реальность имеют колоссальное значение и вопрос веры. Чувственное восприятие реальности, критерии существования, вера, интуиция – все это имеет первоначальное значение в гейм-дизайне и социальных онтологиях. Ярочкин Дмитрий Андреевич (Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург) представил доклад «Проект семинара «Лаборатория цифровой философии»: опыт дообучения языковой модели – от бытового языка к философскому», в котором представлен опыт обучения ИИ понятиям, представленным в текстах Аристотеля. В итоге этого обучения были сделаны выводы о том, что ИИ стала понимать Аристотеля, но вопрос стал ли ИИ философским остался открытым. Аристотель считал, что благо это цель бытия, а обучающийся по его текстам ИИ хоть философом возможно и не стал в силу ограниченного обучения, но к понятиям блага и этики стал относиться с осторожностью. О других событиях в следующих постах! Источник: vk.com Комментарии: |
|