![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Про свободу |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-04-19 16:26 ![]() Понятие свободы с точки зрения психологии тесно связано с идеей зоны комфорта. Почему свобода пугает? С одной стороны, понятно, что это про страх неизвестности и выживание, которые сыграли положительную роль в естественном отборе. Но с другой стороны, страх свободы проявляется даже в мелочах, когда о выживании нет никакой речи. К примеру, одеться необычно на работу, или поехать другими автобусами домой. Или поехать не домой, а в соседний городок - посидеть в парке: время есть, деньги есть, возможности есть, никто не держит, но вряд ли кто в обычном режиме своей жизни это сделает. В последнее время всем этим явлениям приписывают такое понятие как «зона комфорта», которая якобы есть привычный круг действий, на которые психические ресурсы уже выделены, а на что-то еще уже не хватает. И чтобы развиваться и лечить себя от обыденности, надо якобы из этого круга выходить. Все это хорошо, но с точки зрения науки и эффективности – это слабоватое и ограниченное объяснение, которое плохо применяется в системной работе с психикой. Поэтому, можно сделать такое смелое и обоснованное утверждение, что это, на самом деле, не про комфорт, а про свободу. И фишка в том, что здоровой устойчивой психике, то есть находящейся в эффективном рабочем гомеостазе, свобода нафиг не нужна! Любые изменения ведут к периоду поиска нового гомеостаза и адаптации к нему, а это лишние ресурсы, это потеря эффективности и устойчивости. Поэтому страх свободы – это защитный механизм психики, отработанный тысячелетиями. Однако, вы скажете, есть же желанные изменения, которые можно записать во всеобщие «хотелки»: стать богаче, есть в крутых ресторанах, стать начальником, получить шикарную женщину, удачно выйти замуж, меньше работать – больше получать, ну и так далее. И эти «хотелки» прекрасно становятся устойчивыми ценностями, которые вполне могут структурировать жизнь и поступки любого человека, даже не в ресурсе. И вот тут я расскажу вам одну идейку, которая вырастает из теории постструктурализма. Теория, конечно, не про психику, а про поведение социумов и семантические формы мышления, но вполне может быть прослежена и в психологии. В 1976 году Жиль Делёз и Феликс Гваттари выпустили книжку под названием «Ризома», где описали форму безструктурной и децентрализованной семантики мышления с таким названием. Книжка сложная, но суть в том, что они отследили две формы организации мышления и формирования семантики описываемого человеческим сознанием мира: иерархическую (древовидную) и ризоматическую (от слова «ризома» - корневище). Иерархическая отражает форму мышления или получения знания, которая включает дуальные выборы, организующиеся линейно и вертикально. Тогда как ризоматическое семантическое поле организуется подобно грибнице, прорастая горизонтально, отрицая любую иерархию, создавая сеть смысловых клубневидных структур. И эти две формы семантического мышления, которые в настоящее время присутствуют и проявлены одновременно в нашей культуре, ментальности, как на уровне семьи, так и на уровне языка, порождают два различных понятия свободы. Делёз и Гваттари утверждали, что иерархическое мышление – это традиционное, даже архаическое, исторически перенесенное из дремучей древности, когда социумы только формировались. А ризоматическое же – это нечто новое, нечто присущее современности, собственно, эта база постмодерна. И можно предположить, что иерархическая свобода нам понятна и близка. Это когда пространство новых действий связано с перемещением по социальным ступенькам: дети – родители, подчиненные – начальство, необразованные – образованные, не богатые – богатые (в обратную сторону тоже работает, если что), опасное – безопасное и т.д. Когда человек видит, какие новые выборы ему может предложить более высокая или наоборот более низкая позиция. Это безопасная понятная свобода. В основном, мы проживаем свои жизни через поведение, описываемое иерархической свободой. «Быть как все» - тоже входит сюда. Это ни плохо, ни хорошо, просто за тысячелетия существования внутри иерархического семантического поля наш мозг обеспечил нас, скорее всего, физиологическим подкреплением иерархической свободы. И поэтому оно проявляется даже в мелочах. Она описывается так: «я свободен делать все, что присуще данному положению». И, кстати, с этой свободой тесно связано понятие ответственности, спасительное понятие, которое обеспечивает тебя психической устойчивостью. Ведь всегда есть кто-то иерархически круче, за чьей спиной ты стоишь – вплоть до Бога. С точки зрения ризоматического семантического поля, это даже не свобода вообще. Это смешное ничтожное рабское понятие. Потому что ризоматически свобода – это безграничное пространство бессмысленных действий. Это выход за пределы пользы, ценности, значимости – потому что это все факторы иерархии, это даже выход за пределы любых смыслов. Свобода делать всё, просто потому что. И человечество только недавно начало системно сталкиваться с проявлениями этого вида свободы. Системно недавно, но, конечно, этот вид свободы всегда имел место в семантическом поле человечества, который проявлялся случайно и даже обеспечивал развитие познания. Потому что был удел гениев и творцов: в какой-то момент выйти за пределы иерархической зацикленности, найти новые смыслы, а потом обязательно включить их в иерархию смыслов. Желание найти Единую теорию всего в физике или наилучший социально-экономический строй – оно отсюда же: мы просто не представляем себе, что смысловое описание мира может быть не древовидным. В обычной жизни это проявлялось и проявляется аналогично: хочу выделиться, но потом жить как все и в общей структуре. Хочу быть квадробером, готом, геем, носить трусы на голове, жить в бочке, ходить задом наперед – но обязательно чтобы в общей иерархии мне было место. А вот на уровне психики, которая не обусловлена осмыслением действий, когда ее невозможно отрефлексировать, потому что нет физиологического подкрепления со стороны организма, такая свобода – чушь, дичь. Она не имеет особой ценности на этом уровне. Ее можно использовать только для бунта в рамках иерархии, чтобы занять свое место в ней… но когда этого нет, какой смысл? Какой смысл поехать в парк в соседний город, когда мне и тут нормально? Какой смысл учиться рисовать, если мне и бухгалтером отлично работается? Какой смысл говорить со случайным человеком в толпе, если я могу поговорить с теми, кого знаю? Зачем носить красные штаны, если мне и синие джинсы отлично идут? Зачем придумывать геометрию Лобачевского, если нам и с Евклидовой отлично живется?... Можете тут придумать свой пример действий бессмысленной ризоматической свободы… Конечно, люди это все делают, каждый из нас, и довольно часто… Можно вспомнить, что обычно подобные действия следуют за появлением чувства щемящей тоски, сосущего ощущения горечи от утраченного и забытого счастья, дуновения Несбывшегося (как у классика). И мы срываемся и творим что-то нелогичное, что-то вне зоны любых комфортов, что-то необъяснимое в рамках парадигмы собственной жизни. Я, правда, не уверена, что действительно у всех такое бывает, ведь бывают люди вполне довольные всем в своем семантическом поле. Этакие стабильные опоры социума, абсолютно принимающие условия иерархической свободы. В целом, непонятно, почему это чувство вообще возникает, и почему ризоматическая форма семантического мышления вообще возникла, развивается и процветает. И непонятно, куда может привести ризоматическая свобода. Мне кажется, это нужно исследовать. Источник: vk.com Комментарии: |
|