![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Паттерны развития мозга при аутизме |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-04-04 18:49 ![]() В журнале Psychiatry and Clinical Neurosciences в 2025 году вышло исследование I-Jou Chi и соавт. о различиях в паттернах развития мозга у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и без них. У подростков с РАС отмечено умеренное изменение показателя сложности нейронной активности (sample entropy). Это может быть связано с дисбалансом возбуждающих и тормозных нейромедиаторов — в частности, с уровнем ГАМК. Авторы выделили два кластера мозговых областей с разными траекториями развития: один включал подкорковые и сенсомоторные зоны, другой — кору и зрительные области. Различия в развитии влияли на выраженность аутистических симптомов — особенно в зонах, отвечающих за социальное взаимодействие. Исследование подчёркивает важность раннего вмешательства — особенно в возрасте до 6 лет, когда мозг наиболее чувствителен к внешним факторам. РАС характеризуются трудностями в социальных взаимодействиях и ритуалистическим поведением. Ещё Лео Каннер, наблюдая детей с аутизмом в течение 30 лет, отмечал вариативность поведенческих паттернов и уровня адаптации. Современные исследования подтверждают: одни характеристики РАС остаются стабильными, другие — изменяются со временем. Эти различия в траекториях развития усложняют диагностику, лечение и реабилитацию, и требуют дальнейшего изучения. Авторы статьи предположили, что изменение симптомов и сохранение отдельных признаков аутизма могут быть связаны с постепенным усложнением организации мозга. Сложность мозговой организации определяется характером нейронной активности и когнитивными процессами. По мере взросления мозг адаптируется к изменяющейся среде, позволяя человеку ориентироваться в новых условиях. При этом слишком хаотичная или чрезмерно упрощённая нейронная организация (например, при отсутствии межнейронного взаимодействия) считается признаком низкой сложности. Ранее проведённые исследования возрастных изменений мозговой организации дали противоречивые результаты. В новом исследовании, включившем участников в возрасте от 6 до 30 лет, все респонденты были распределены по возрастным группам. Было проанализировано изменение sample entropy (SamEn) — показателя сложности нейронной активности. В основной группе было выявлено умеренное повышение SamEn в подростковом возрасте. В детстве и зрелом возрасте этот показатель не отличался от контрольной группы. Значимые различия среднего SamEn фиксировались в группах 7–11, 8–12, 9–13, 19–23, 20–24, 21–25, 22–26 и 23–27 лет. Однако после поправки по Бонферрони статистическая значимость снизилась. Повышение SamEn авторы связали с дисбалансом возбуждающих и тормозных нейротрансмиттеров, особенно с уровнем ГАМК, который увеличивается с возрастом в левой дорсолатеральной префронтальной коре. Предполагается, что у людей с аутизмом усложнение мозговой организации происходит за счёт атипичной нейронной сети, формирующейся на фоне этого дисбаланса — в отличие от типично развивающихся людей. Это может отражать нейробиологические различия в развитии мозга. При анализе отдельных мозговых областей были выявлены различия в траекториях развития. Наиболее выраженные отличия наблюдались в левой верхней лобной извилине у группы 20–24 лет и в левом гиппокампе у респондентов 23–27 лет. Тем не менее, после статистической коррекции результаты также оказались незначимыми. С помощью кластерного анализа авторы выделили две группы мозговых областей с различными траекториями возрастных изменений:
В первом кластере наблюдалась более плавная траектория развития, тогда как во втором — более резкое снижение SamEn в возрасте 12–17 лет. Степень сложности мозговой организации влияла на выраженность аутистических симптомов. Например, повышение сложности задней части поясной извилины в обоих полушариях ассоциировалось с уровнем социального интеллекта, коммуникативными навыками и возрастом. Отличия в траекториях развития мозга у детей с аутизмом и без него следует рассматривать в контексте функциональной роли отдельных мозговых областей. В контрольной группе с возрастом наблюдались более выраженные изменения в сети пассивного режима, особенно в предклинье и средней височной извилине. У детей с аутизмом эти изменения выражены слабее, что может быть связано с дисбалансом нейротрансмиттеров и дефицитом синаптической «обрезки» (прунинга). В то же время, задняя часть поясной извилины и островковая кора, также входящие в сеть пассивного режима, развивались схожим образом в обеих группах, что подтверждает региональную специфику усложнения мозговой организации. Таким образом, исследование подчёркивает важность фокусировки на определённых возрастных группах — критических периодах развития мозга, начиная с постнатального этапа и до 6 лет. Этот чувствительный к внешним факторам период оказывает влияние на траекторию развития мозга и симптоматику РАС. Кроме того, процесс усложнения мозговой организации протекает неодинаково в разных областях и на разных этапах жизни, подчёркивая роль отдельных структур, вовлечённых в аутистический спектр. Будущие исследования должны включать детей младше 6 лет и изучать механизмы, с помощью которых центральная нервная система регулирует развитие мозговой организации. Перевод: Вирт К. О. Источник: I-Jou Chi et al. Identifying Distinct Developmental Patterns of Brain Complexity in Autism: A Cross-Sectional Cohort Analysis Using the Autism Brain Imaging Data Exchange. Psychiatry and Clinical Neurosciences. Источник: psyandneuro.ru Комментарии: |
||||||