О концепции симулированной Вселенной

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


 Сегодня хотелось бы затронуть одну весьма противоречивую тему, возможно даже многих раздражающую. Однако, с философской и точки зрения познания мира не лишенную смысла. И если вы еще с ней не были плотно знакомы - то скоро узнаете почему.

Речь пойдет о концепции симулированной Вселенной. Всего постов из этой серии будет 3 - каждая об отдельных аспектах концепции. И хотя антитезисы, критика и опровержения этой концепции были, есть и будут, в рамках текущих постов мы их опустим и сосредоточимся на разборе и следствиях самой идеи.

Часть I - Общие положения Концепции симулированной Вселенной

Концепция симулированной Вселенной — это гипотеза, согласно которой наша реальность является компьютерной симуляцией, созданной некой высокоразвитой цивилизацией. Современные технологии, такие как виртуальная реальность и искусственный интеллект, уже позволяют создавать детализированные цифровые миры. Если представить, что цивилизации могут развиваться бесконечно, то в какой-то момент они смогут моделировать целые вселенные с разумными существами, не осознающими свою природу.

Основной аргумент за эту идею выдвинул философ Ник Бостром в своей работе "Are You Living in a Computer Simulation?" (2003). Он предложил три возможных сценария:

1. Цивилизации почти никогда не достигают уровня технологического развития, позволяющего создать симуляции.

2. Развитые цивилизации могут создавать симуляции, но не заинтересованы в этом.

3. Мы почти наверняка уже живем в симуляции, потому что число таких симуляций может быть огромным.

Ограниченность физических законов

Нил деГрасс Тайсон (астрофизик, популяризатор науки) не просто рассуждает о возможности симуляции, но и анализирует физические законы, которые могут быть «доказательствами» этой гипотезы. В своих выступлениях он рассматривает аспекты квантовой механики, математической структуры Вселенной и возможных ограничений симуляции.

1. Физические законы похожи на программный код

«То, что мы можем описать всю Вселенную с помощью математических уравнений, заставляет задуматься: а не является ли это программным кодом, который мы просто расшифровываем?»

- Если физические законы можно выразить через математические формулы, это может намекать на их искусственную природу.

- В компьютерных симуляциях объекты также подчиняются жестко заданным правилам, описанным в коде.

- Тайсон указывает, что если Вселенная создавалась случайно, почему же она настолько подчиняется математическим законам?

Источник: StarTalk Podcast

2. Квантовая механика и «баги» симуляции

Квантовые явления — это либо основа самой реальности, либо ограничения вычислительных мощностей симуляции.»

- В квантовой механике есть странности: частицы ведут себя как волны и корпускулы одновременно, существует квантовая запутанность.

- Принцип неопределенности Гейзенберга говорит, что мы не можем одновременно точно измерить положение и импульс частицы — возможно, это ограничение симуляции?

- Если бы мы моделировали Вселенную, не имея бесконечных ресурсов, вероятно, нам пришлось бы использовать приближения — возможно, квантовые эффекты как раз и есть такие «упрощения» вычислений.

Источник: Isaac Asimov Memorial Debate, 2016

3. Космическая скорость света как предел симуляции

«Скорость света может быть просто ограничением передачи информации в симулированной Вселенной.»

- Почему во Вселенной существует абсолютный предел скорости — скорость света?

- Если Вселенная симулирована, возможно, этот предел связан с мощностями обработки данных.

- В компьютерных играх у объектов есть лимит на дальность прорисовки — возможно, ограничение скорости света работает по схожему принципу?

Источник: World Science Festival, 2016

4. Тёмная материя и энергия — признаки «оптимизации» симуляции

«Мы не знаем, из чего состоит 95% Вселенной. Может быть, это просто недоступные для нас вычисления?»

- По современным данным, только 5% Вселенной составляют обычные атомы, остальное — это загадочная тёмная материя и тёмная энергия.

- Если бы мы создавали симуляцию, возможно, мы не моделировали бы всю систему, а лишь ключевые элементы.

- Возможно, мы просто «не видим» часть Вселенной, потому что она либо закодирована иначе, либо не рассчитана для нас.

Источник: Обсуждение на StarTalk

5. Космологическая постоянная и «настройка Вселенной»

«Вселенная настроена слишком идеально для жизни. Это похоже на то, как если бы её параметры были подобраны разработчиками.»

- Константы Вселенной (масса электрона, заряд протона, гравитационная постоянная) имеют точные значения, которые идеально подходят для существования жизни.

- Если бы эти параметры были немного другими, звезды не формировались бы, не возникли бы планеты, не появилась бы сложная химия.

- Это может намекать на то, что они были настроены искусственно, а не возникли случайно.

Источник: Доклад на тему космологии, 2017

Нил деГрасс Тайсон не утверждает, что Вселенная точно является симуляцией, но признает, что многие особенности физики могут выглядеть как «артефакты программирования».

Давайте посмотрим, какие еще мнения об этой концепции имеют различные деятели, философы и ученые.

Илон Маск (предприниматель, основатель SpaceX, Tesla, Neuralink)

«Разница между игрой Pong и фотореалистичными 3D-симуляциями в наши дни огромна. Если этот темп развития сохранится, вскоре мы сможем создать симуляцию, неотличимую от реальности. Вероятность того, что мы живем в базовой реальности, составляет, по моим оценкам, примерно один на миллиард.»

Источник: Code Conference, 2016

Роджер Пенроуз (математик, физик, лауреат Нобелевской премии)

«Я не верю в гипотезу симулированной Вселенной, потому что сознание — это не просто вычисления, это нечто большее. Алгоритмические процессы не могут объяснить его природу.»

Источник: «The Emperor’s New Mind» (1989)

Ризван Вирк (исследователь, автор книги «Гипотеза симуляции»)

«Законы физики ведут себя так, словно это компьютерный код. Например, квантовая запутанность напоминает передачу информации через облачную сеть, а принцип неопределенности похож на программное ограничение.»

«В любой компьютерной игре окружающий мир не рендерится полностью — только та часть, которую видит игрок. То же самое может происходить с нашей реальностью.»

«С развитием технологий мы уже создаем симуляции, в которых могут существовать автономные персонажи. Если мы это можем, значит, кто-то мог сделать то же самое с нами.»

Источник: «The Simulation Hypothesis» (2019)

Дэвид Чалмерс (философ, специалист по сознанию)

«Если мы живем в симуляции, это не делает нашу жизнь менее реальной. Просто реальность может быть устроена иначе, чем мы думали.»

Источник: «Reality+: Virtual Worlds and the Problems of Philosophy» (2022)

Сет Ллойд (квантовый физик, профессор MIT)

«Вся Вселенная может быть гигантским квантовым компьютером, который проводит вычисления.»

Источник: «Programming the Universe» (2006)

Джордж Смут (астрофизик, лауреат Нобелевской премии по физике)

«Если вы в симуляции, то это не проблема. Но если симуляция несовершенна, то мы можем обнаружить ее баги.»

Источник: TED Talk, 2014

Гипотеза симулированной Вселенной, обсуждаемая в научных кругах, продолжает вызывать живые споры и глубокие размышления. От идей Нила деГрасса Тайсона, который видит в ней интересную, но пока недоказуемую теорию, до более смелых и уверенных утверждений Ризвана Вирка, который считает, что мы уже на пороге понимания нашей симулированной природы — все эти размышления призваны не только расширить наши горизонты, но и побудить к вопросам о самой сути реальности.

Как бы мы ни относились к этой гипотезе, она напоминает нам о том, как многое остается неизведанным в нашем понимании мира. Законы физики, квантовые эффекты, нейросети и игровые технологии — все эти концепты, переплетающиеся в размышлениях о симуляции, подчеркивают нашу ограниченность в восприятии и знании. Как и в самых сложных играх, мы можем быть лишь игроками, не всегда понимающими, как устроен этот мир.

Может быть, ответы на эти вопросы не лежат в плоскости простого «доказательства» симуляции или ее опровержения. Возможно, ключ к разгадке скрыт в том, чтобы научиться задавать правильные вопросы и быть открытыми для множества различных реальностей, которые могут существовать рядом с нами.

Одно можно сказать с уверенностью: гипотеза симуляции — это не просто философская игра, а мощный инструмент для расширения нашего восприятия и критического осмысления того, как мы понимаем мир вокруг нас.


Источник: vk.com

Комментарии: