Нейропсихологический анализ восприятия данного изображения как упражнения:

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


1. Зрительное восприятие и гнозис (узнавание):

• Первичная обработка: Сначала зрительная кора (в затылочных долях) обрабатывает базовые признаки: контуры, формы, контраст черного и белого. Мозг должен выделить три отдельные фигуры из фона.

• Узнавание объектов: Далее происходит процесс узнавания (зрительный гнозис), за который отвечают преимущественно височные доли. Мозгу необходимо сопоставить контуры с хранящимися в памяти образами животных: льва (по гриве, осанке), верблюда (по ушам, форме тела, хотя он и перевернут) и лягушки (по характерной позе, лапкам). Силуэтный формат усложняет задачу, требуя опоры исключительно на форму, без деталей текстуры или цвета. Это активизирует способность к целостному восприятию формы (гештальт-восприятие).

• Пространственный гнозис: Теменные доли отвечают за анализ пространственных отношений между объектами и их ориентации. Мозг должен распознать, что верблюд перевернут, а лев находится над лягушкой. Понимание перевернутого положения верблюда требует либо мысленного вращения образа, либо сопоставления с каноническим (привычным) образом верблюда из памяти.

2. Семантическая память и обработка смысла:

• Доступ к знаниям: После узнавания объектов активируется семантическая память (хранилище знаний о мире, связано с работой височных и лобных долей). Мозг извлекает информацию о каждом животном: лев – хищник, крупный, опасный; верблюд – травоядное, крупное животное, обычно не связан со львами в такой позе; лягушка – земноводное, маленькое, обычно не взаимодействует со львами и верблюдами таким образом.

• Обнаружение несоответствия (инконгруэнтности): Это ключевой аспект упражнения. Префронтальная кора (особенно лобные доли) играет решающую роль в оценке контекста и обнаружении несоответствий. Мозг сравнивает воспринятую сцену с накопленными знаниями и типичными сценариями. Сцена, где лев стоит на лягушке, а рядом перевернутый верблюд, является крайне нетипичной, нелогичной и абсурдной. Обнаружение этой абсурдности – важная когнитивная операция, связанная с критическим мышлением и оценкой реальности.

3. Исполнительные функции (исполнительные функции):

• Внимание: Чтобы проанализировать изображение, необходимо произвольное внимание – способность сосредоточиться на деталях, переключаться между фигурами, удерживать информацию в фокусе.

• Рабочая память: Нужно удерживать в рабочей памяти образы всех трех животных и их пространственное расположение, чтобы сравнить их со знаниями из долговременной памяти.

• Подавление нерелевантной информации: Мозг должен игнорировать тот факт, что это просто силуэты, и работать с ними как с репрезентациями реальных животных, чтобы оценить смысловую составляющую.

• Когнитивная гибкость: Способность посмотреть на ситуацию с разных сторон, возможно, попытаться найти какое-то аллегорическое или юмористическое объяснение (хотя в данном случае доминирует ощущение бессмыслицы).

4. Эмоциональный отклик (возможный):

• Необычность и абсурдность сцены могут вызвать удивление, замешательство или даже легкое чувство юмора (из-за нелепости). За обработку эмоционального значения стимулов отвечает лимбическая система (включая миндалину) во взаимодействии с префронтальной корой.

Как это можно использовать (неформально):

• Оценка базового гнозиса: Способен ли человек узнать животных по силуэтам?

• Оценка пространственного восприятия: Понимает ли человек, что верблюд перевернут?

• Оценка семантической памяти: Знает ли человек базовые характеристики этих животных?

• Оценка способности к обнаружению несоответствий: Замечает ли человек, что сцена нелогична? Это может быть чувствительно к нарушениям функций лобных долей, которые отвечают за критическое мышление и оценку реальности.

• Стимуляция вербализации: Можно попросить описать картинку («Что вы видите?») и объяснить, что в ней необычного («Что здесь странного? Почему?»). Это задействует речевые функции и способность к рассуждению.

Таким образом, рассматривая это изображение, мозг выполняет сложную работу по интеграции зрительной информации, доступу к накопленным знаниям, анализу пространственных и смысловых связей, а также оценке ситуации на предмет соответствия реальности. Основная «нагрузка» в этом неформальном упражнении ложится на процессы узнавания, семантической обработки и, особенно, на способность лобных долей обнаруживать и оценивать инконгруэнтность (несоответствие, абсурдность).


Источник: vk.com

Комментарии: