Michael Arest

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Совсем недавно наткнулся на довольно занятного математика-психолога, Михаила Яковлевича Ареста, который, по его словам, применил диалектико-материалистический метод к математике и к педагогической психологии. Результатом такого применения стало новое видение математической науки ("математика - наука о структуре развивающихся отношений") и новая концепция математического образования.

Некоторые из его идей:

- Современная математика построена исключительно на формальной логике и игнорирует логику диалектическую. Формальная логика по Аресту - это логика развития количества, диалектическая же логика по Аресту - это логика развития качества.

В соответствии с этим, как я понял, Арест выделяет моделирование количественное, которым преимущественно и занимаются математики, и моделирование качественное, которого в эксплицитном, явном для самих исследователей виде особо нигде и нет.

- Жизненный смысл математического знания состоит в том, что математика позволяет моделировать явления объективной действительности и, таким образом, предоставляет инструменты познания. Материалистический подход в математике состоит в составлении математических моделей на основе изучения реальных процессов (химических, физических, биологических и пр.), идеалистический же подход в математике состоит в разработке математических методов в отрыве от содержания, к которому этот метод будет применяться, т.е. мат. метод берётся, грубо выражаясь, "из башки". Современная математика по Аресту именно идеалистическая.

- Современная система образования построена на базе процесса обучения, но не процесса познания. Образование будущего же должно быть построено на процессе познания, т.е. на процессе самостоятельного создания знания.

Как я понял, обучение по Аресту - это процесс усвоения информации в готовом виде. Причём неважно, что именно усваивается: усваивается ли фактическая информация или же процедурная информация (с помощью какой именно логики открывается знание) - это всё именно усвоение. Проще говоря: объяснять и давать факты по Аресту - это две стороны одной медали, две стороны одного и того же процесса усвоения. Т.е. объяснить ученику что-то хоть и лучше, чем просто нагрузить его фактами, но это всё тот же процесс усвоения, который исследователя не воспитывает.

Познание же по Аресту - это процесс создание знания самим учеником.

Исходя из такого понимания образования, Арест, как он выражается, строит урок "на контрапункте": учитель не должен быть носителем абсолютного знания, а ученики - объектами, психику которых надо нагрузить этим готовым знанием. Наоборот: УЧЕНИКИ должны давать знание учителю. Предлагается выстраивать такое образование через, как я понял, наводящие вопросы: задаёшь ученику наводящие вопросы, а он сам даёт тебе ответы.

Совсем грубо выражаясь: современная система образовательная традиция (как говорит Арест, традиция сэнсэя) состоит в том, что ученики тупые, а учитель умный. Это противоестественная, антипсихологичная традиция, т.к. человеческий ум предназначен в первую очередь не для усвоения информации, а для создания знания. Психологичное (естественное) же образование состоит в том, что учитель играет в дурака, а ученики его поучают.

Учитель по Аресту, таким образом, это не лектор, не поставщик знания, а лишь организатор творческого процесса, который сам это знание вытаскивает посредством наводящих вопросов из учеников. Ученики же, в свою очередь, это не биокомпы, которых надо нагрузить фактической или процедурной информацией, а исследователи, которые сами должны выдать знание учителю.

Свои идеи он достаточно подробно изложил в своей книжке 2012 г. "Альтернативный подход к математическому образованию" немецкого издательства LAP, которую он свободно распространяет по почте.

Nota bene:

1. Арест называет эту книгу устаревшей. "Осовременивает" он свои концепции, изложенные в книге, на своём канале (см. ссылку ниже).

2. Книга написана крайне неряшливо. Сам Арест подчёркивает, что ему намного проще говорить, чем писать, и называет свои тексты "сумасшедшим домом". Я крайне рекомендую сначала ознакомиться с его каналом и только потом переходить к самой книжке. Написана она действительно очень, очень небрежно.

Вот, собственно, ссылка на его канал:

https://youtube.com/@micarest?feature=shared

Возможно, я не совсем правильно интерпретировал некоторые его идеи. Буду очень рад критике.

Надеюсь, материал полезный.


Источник: youtube.com

Комментарии: