Michael Arest |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-04-24 14:17 Совсем недавно наткнулся на довольно занятного математика-психолога, Михаила Яковлевича Ареста, который, по его словам, применил диалектико-материалистический метод к математике и к педагогической психологии. Результатом такого применения стало новое видение математической науки ("математика - наука о структуре развивающихся отношений") и новая концепция математического образования. Некоторые из его идей: - Современная математика построена исключительно на формальной логике и игнорирует логику диалектическую. Формальная логика по Аресту - это логика развития количества, диалектическая же логика по Аресту - это логика развития качества. В соответствии с этим, как я понял, Арест выделяет моделирование количественное, которым преимущественно и занимаются математики, и моделирование качественное, которого в эксплицитном, явном для самих исследователей виде особо нигде и нет. - Жизненный смысл математического знания состоит в том, что математика позволяет моделировать явления объективной действительности и, таким образом, предоставляет инструменты познания. Материалистический подход в математике состоит в составлении математических моделей на основе изучения реальных процессов (химических, физических, биологических и пр.), идеалистический же подход в математике состоит в разработке математических методов в отрыве от содержания, к которому этот метод будет применяться, т.е. мат. метод берётся, грубо выражаясь, "из башки". Современная математика по Аресту именно идеалистическая. - Современная система образования построена на базе процесса обучения, но не процесса познания. Образование будущего же должно быть построено на процессе познания, т.е. на процессе самостоятельного создания знания. Как я понял, обучение по Аресту - это процесс усвоения информации в готовом виде. Причём неважно, что именно усваивается: усваивается ли фактическая информация или же процедурная информация (с помощью какой именно логики открывается знание) - это всё именно усвоение. Проще говоря: объяснять и давать факты по Аресту - это две стороны одной медали, две стороны одного и того же процесса усвоения. Т.е. объяснить ученику что-то хоть и лучше, чем просто нагрузить его фактами, но это всё тот же процесс усвоения, который исследователя не воспитывает. Познание же по Аресту - это процесс создание знания самим учеником. Исходя из такого понимания образования, Арест, как он выражается, строит урок "на контрапункте": учитель не должен быть носителем абсолютного знания, а ученики - объектами, психику которых надо нагрузить этим готовым знанием. Наоборот: УЧЕНИКИ должны давать знание учителю. Предлагается выстраивать такое образование через, как я понял, наводящие вопросы: задаёшь ученику наводящие вопросы, а он сам даёт тебе ответы. Совсем грубо выражаясь: современная система образовательная традиция (как говорит Арест, традиция сэнсэя) состоит в том, что ученики тупые, а учитель умный. Это противоестественная, антипсихологичная традиция, т.к. человеческий ум предназначен в первую очередь не для усвоения информации, а для создания знания. Психологичное (естественное) же образование состоит в том, что учитель играет в дурака, а ученики его поучают. Учитель по Аресту, таким образом, это не лектор, не поставщик знания, а лишь организатор творческого процесса, который сам это знание вытаскивает посредством наводящих вопросов из учеников. Ученики же, в свою очередь, это не биокомпы, которых надо нагрузить фактической или процедурной информацией, а исследователи, которые сами должны выдать знание учителю. Свои идеи он достаточно подробно изложил в своей книжке 2012 г. "Альтернативный подход к математическому образованию" немецкого издательства LAP, которую он свободно распространяет по почте. Nota bene: 1. Арест называет эту книгу устаревшей. "Осовременивает" он свои концепции, изложенные в книге, на своём канале (см. ссылку ниже). 2. Книга написана крайне неряшливо. Сам Арест подчёркивает, что ему намного проще говорить, чем писать, и называет свои тексты "сумасшедшим домом". Я крайне рекомендую сначала ознакомиться с его каналом и только потом переходить к самой книжке. Написана она действительно очень, очень небрежно. Вот, собственно, ссылка на его канал: https://youtube.com/@micarest?feature=shared Возможно, я не совсем правильно интерпретировал некоторые его идеи. Буду очень рад критике. Надеюсь, материал полезный. Источник: youtube.com Комментарии: |
|