Иллюзорность мира или почему вещи не то, чем кажутся |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-04-10 14:22 Почему возникает проблема, которая уходит своими корнями в зарю человеческой цивилизации о познаваемости и иллюзорности окружающего человека мира? Уже в философии Древней Греции в лице скептиков возникли сомнения в адекватности наших знаний по отношении к вещам. Софисты пошли ещё дальше, и в результате Горгий сформулировал соответствующие положения о том, что ничего не существует, а если и существует, то непостижимо, а если и постижимо, то невысказываемо и необъяснимо. Агностицизм Юма и Канта жёстко поставил вопрос о возможностях познания человеческим субъектом существующей действительности. Различные проявления агностицизма широко присутствуют в современном научном знании, включая нелинейную динамику, квантовую механику и даже психологию. У некоторых людей возникают тревожные ощущения, что что-то не так с нашим существованием и миром в целом. Эта ситуация представлена в фильме «Матрица», особенно в диалогах Нео и Морфиуса. Данная проблема носит комплексный характер и включает как сложность, многоуровневость и разные типы целостности объективного мира, так и особенности самого человеческого субъекта, осуществляющего познавательный процесс. Можно вспомнить высказывание Протагора: «Человек — мера всех вещей существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». И неудивительно, что Кант посвящает свой главный философский труд «Критика чистого разума» анализу познавательных возможностей человеческого субъекта. Красного цвета не существует Действительно, имеются существенные ограничения познавательного процесса, коренящиеся в самой структуре гносеологических возможностей человека. Чувственная сфера, включающая ощущения и восприятия, обеспечивающая контакт с внешним миром, во многом является следствием структурных особенностей органов чувств и массы перекодировок информации, поступающей в сознание. Так, наш зрительный аппарат может различать лишь видимый спектр электромагнитного излучения. Он неспособен видеть инфракрасный, радио-, рентгеновский и гамма-диапазон. На риторический вопрос, есть ли красный цвет вне человека в настоящее время получен однозначный ответ — нет. Это наш мозг раскрашивает ощущение в красное. Цветов в природе не существует, присутствует лишь электромагнитная волна, которая бесцветна. Даже длину волны нельзя однозначно связать с цветовой гаммой. Как известно, у человека имеется три типа цветовых рецепторов — колбочек, отвечающих за цветовое зрение. Так вот, при воздействии электромагнитного излучения должны возбудиться несколько разных типов рецепторов, после чего мозг примет решение о цвете. На сетчатке глаза нет изображения Ещё более сложной оказывается работа восприятия, формирующего целостный образ объекта. Глаз невозможно уподобить фотоаппарату, как считали ещё в прошлом веке. Он представляет собой устройство, которое конструирует на сетчатке голографическое изображение объектов. Далее это изображение транслируется в мозг, где осуществляется «проявление» голограммы, поэтому на сетчатке нет образов объектов, как они существуют в восприятии. Они представлены в виде голографического кода, который затем декодируется мозгом. У нас нет прямого окна в окружающий мир. Мозг строит собственную реальность Мы живём в виртуальной реальности нашего мозга. В настоящее время нормальное восприятие рассматривается, как процесс активного конструирования мозга, являясь своего рода контролируемой галлюцинацией, в то время как галлюцинация является не разновидностью ложного восприятии, а выступает в форме неконтролируемого восприятия. К доказательствам конструктивной деятельности мозга относятся иллюзии, фантомные ощущения и восприятия. Каковы же возможности дисплея, лежащего в основе виртуальной реальности сознания, через которое формируется образ реальности, как субъективной, так и объективной? Эта проблема была сформулирована в феноменологии Эдмунда Гуссерля, где он попытался вычленить чистую природу сознания с помощью трансцендентальной редукции, освободив его от всего эмпирического. Несмотря на спекулятивность подобного подхода, им верно отмечается, что человеческий субъект находится в положении трансцедентального солипсизма. Поскольку мир дан через моё сознание, а другому человеку через его сознание, где сам мир является продуктом развёртывания субъективности, через которую никому не возможно перешагнуть. Выходом из этой ситуации является вскрытие кодов нейронных сетей мозга и, прежде всего, памяти. Между тем даже в настоящее время они остаются неизвестными. Ресурсы мозга ограничены Интеллект, выступающий в качестве важнейшей структуры, обеспечивающей целостность сознания, тоже имеет ограничения и градации. Миф о том, что мозг использует всего 5% своих ресурсов кочует до сих пор по разным публикациям уже больше века. На самом деле ресурсы мозга, который потребляет до 25% всей необходимой человеку энергии подошли к своему пределу. Важнейшим свидетельством этого является возникновение интеллектуальной техники, существующей в виде современных компьютеров и сетей коммуникации. Другим подтверждением служит развитие такой области, как искусственный интеллект (ИИ), призванный усилить человеческие интеллектуальные ресурсы. Даже методы оценки человеческого интеллекта косвенно свидетельствуют об этом. Так, известный тест IQ ни один человек в мире не может решить полностью за 30 минут. Количество нейронов в человеческом мозге, обеспечивающих высшие психические функции, тоже ограничено и составляет у взрослого человека около 100 млрд, причём с возрастом их количество значительно сокращается. В то же время у человеческого интеллекта существуют трансцендентные трудности. Дело в том, что Homo sapiens первоначально относился к виду, занимающемуся охотой и собирательством, имел дело с объектами типа «львов и бананов». Открытие новых видов реальности в виде микро- и мегамиров порождает гносеологические препятствия для их познания, поскольку эволюция мозга не происходила в таких необычных условиях. Давление стереотипов Особую роль в характере познавательных процессов играет язык. Сторонники лингвистического детерминизма считают, что тип языка однозначно определяет мировосприятие индивида, а также его интеллектуальную сферу. При этом семантика может сбивать с толку, порождая неправильное, а иногда и иллюзорное отношение к ситуации. Американский лингвист Бенжамен Л. Уорф отмечает, как слово «пустые» применительно к цистернам приводит к тому, что рабочие курят рядом с ними и даже бросают окурки, хотя пустые цистерны гораздо более взрывоопасны, чем полные. Значительным препятствием и иллюзорностью познания являются стереотипность мышления и доминирование метафизических установок в человеческом интеллекте. Знание, как правило, представленное в виде системы, мешает постижению принципиально новой информации, по сути, мешает знать. Это особенно проявляется в ходе научных революций. Тьма незнания оказывается скоординированной и от заблуждений не так просто избавиться. Поэтому Т. Кун отмечал, что новые идеи утверждаются в науке только тогда, когда приверженцы старых умирают. Пока же познание, интерпретируя высказывание Ницше, остаётся человеческим, слишком человеческим. В плену обыденного сознания К каким же результатам познания объективного мира пришла наша цивилизация, несмотря на гносеологические препятствия? В настоящее время две основные физические концепции — теория относительности и квантовая механика описывают, соответственно, мега- и микромир. Они обе оказываются точными, но каждая в своей сфере. И обе они выворачивают наизнанку обыденные представления здравого смысла о реальности. Как можно постулировать, с точки зрения человеческого восприятия, сущность пространства, как жёсткую и упругую среду, способную к деформациям и таким образом объяснять природу гравитации, а также допускать возможность реальности как будущего, так и настоящего, открывая возможность путешествия во времени? Или, базируясь на принципе суперпозиции и нелокальности, предполагать существование одного и того же объекта в разных частях пространства одновременно и на мгновенное, несмотря на огромные расстояния, взаимодействие между ними. С точки зрения обыденного сознания никак... Между тем теоретики предполагают разрешить эти проблемы, разрабатывая концепцию Мультивселенной, согласно которой наша Вселенная оказывается одной из многих, где реализованы разные физические и топологические параметры. Согласно голографическому принципу, отстаиваемому физиками Бомом и Малдасеной, наша Вселенная является проекцией другой вселенной, имеющей двумерную основу. В результате оказывается, что мы находимся в голографической иллюзии, порождаемой первичной голографической реальностью. Таким образом, человеческое сознание погружено в двойственную иллюзию: с одной стороны, физическую голографическую иллюзию, а с другой — в виртуальную реальность нашего мозга. Искусственный разум Становится понятным, что человеческий интеллект охотников и собирателей не в состоянии справиться с такими гносеологическими проблемами. Пути выхода из создавшейся ситуации уже просматриваются в настоящее время. Прежде всего, это наращивание потенциала искусственного интеллекта, способного преодолеть ограниченность, метафизические установки интеллекта естественного. Однако возникает проблема их соотношения. На определённом этапе люди перестанут понимать результаты работы искусственного интеллекта. В данной ситуации либо придётся довериться ИИ, либо видоизменить свою биологию, либо перенести сознание на другие носители. По какому пути развития пойдёт человечество — покажет время. Несомненно одно, человеческая цивилизация вступает в новый, переломный этап своего развития. Источник: dzen.ru Комментарии: |
|