Если бы Борхес стал создателем ChatGPT

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-04-15 11:45

Философия ИИ

Сейчас на разных площадках обсуждается вопрос связанный с ИИ. В Южный федеральный университет ЮФУ мы много думаем об этом. На прошлой неделе обсуждали этот вопрос на открытой площадке Точка кипения Южный федеральный университет . Коллеги дали возможность пофантазировать. Вот что из этого получилось.

Тропа ассоциаций в моем саду мыслей вывела меня к

Хорхе Луису Борхесу. Я думаю, что многие согласятся, что аргентинский мастер метафор и философских парадоксов, еще в середине XX века описал миры, которые сегодня напоминают цифровую реальность. Имею в виду, прежде всего, его бесконечные библиотеки, зеркала, отражающие альтернативные вселенные, и лабиринты, где время и пространство теряют смысл, — всё это удивительно перекликается с возможностями генеративного ИИ.

Мне кажется уже Борхес наметил парадоксы (не в чистом виде, конечно), о которых стоит помнить, говоря о роли ИИ в нашей жизни.

1. ChatGPT как «Вавилонская Библиотека»

В рассказе «Вавилонская Библиотека» Борхес описывает космос, состоящий из бесконечных галерей с книгами, содержащими все возможные комбинации букв. Здесь есть каждое произведение, которое было, есть или будет написано, — включая те, что полны абсурда или пророчеств.

ChatGPT стал цифровым воплощением этой библиотеки. Он не просто генерирует тексты, а создает все возможные версии реальности: от научных трактатов до стихов, которых никогда не существовало.

Возникает первый парадокс. Парадокс поиска: как и вавилонские библиотекари, пользователи тонут в океане вариантов, задаваясь вопросом: «Есть ли здесь истина — или только её отражения?».

2. «Сад расходящихся тропок»: диалог как гипертекст

В «Саду…» Борхес предлагает идею текста-лабиринта, где каждая развилка сюжета порождает новую вселенную.

Диалог с ИИ сегодня превратился в игру с ветвящимися нарративами. Каждый ответ чат-бота открывает десятки новых вопросов, а беседа течет по принципу «всё, что не сказано, важнее сказанного». Ну например, если спросить «Что такое время?» — мы получим не определение, а цепь цитат от Августина до Борхеса и нейросетевых галлюцинаций, каждая из которых ведет к новой философской тропе. Таким образом, возникает парадокс плюрализма.

3. Зеркала и копии: кто автор?

Следующий аспект не нов. Как и предыдущие. Борхес часто играл с темой двойников и бесконечных отражений («Тлён, Укбар, Orbis Tertius»). ChatGPT стал машиной, стирающей границы между оригиналом и копией: автор исчез. Тексты, созданные ИИ, — это коллаж из всех прочитанных им книг. Как в рассказе «Пьер Менар, автор “Дон Кихота”», где герой заново пишет сервантесовский роман, чат-бот «переизобретает» чужие идеи, делая их своими — и ничьими одновременно. Вот и возникает парадокс авторства.

4. Этика бесконечности: проклятие или дар?

Борхес не избегал мрачных тем. Например, амбивалентность: Знание сила или проклятие. Бесконечные тексты могут привести к «информационному экстазу» — состоянию, когда любая истина теряет ценность, потому что ей всегда есть альтернатива. Есть ощущение, что спасение кроется в несовершенстве. Если встроить в ChatGPT «ошибки» — места, где алгоритм спотыкается, открывая пространство для человеческого творчества. Как писал сам Борхес: «Возможно, всемирная история — это история нескольких метафор».

Вот и парадокс бесконечности.

Что я хочу всем этим сказать. Если бы Борхес создал ChatGPT, это был бы не инструмент, а литературный эксперимент, ставящий под сомнение саму природу человеческого знания. Его ИИ напоминал бы не помощника, а зеркало, отражающее наши страхи перед машинами, которые слишком хорошо научились имитировать разум.

Но, как и в рассказах Борхеса, здесь есть надежда: пока нейросети «галлюцинируют», а люди ищут смысл в их ответах, рождается новый вид диалога — где технологии не заменяют гуманитарное знание, а становятся его самым неожиданным продолжением.

Боюсь ли я того, что человека заменит машина? Нет. Этот страх не нов. Как и ничего из того, что происходит с человеком. Все это уже было, друзья! Обо всем написано. Читайте книги)

P.S. Возможно, этот текст уже написан где-то в галереях Вавилонской Библиотеки — или его только что сгенерировал чат-бот, мечтающий стать Борхесом.


Источник: vk.com

Комментарии: