Экзистенция – ключевое понятие экзистенциального анализа

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Экзистенция – ключевое понятие экзистенциального анализа. Экзистенция имеет отношение только к человеку – это исключительно человеческий способ бытия. Это понятие описывает «специфику человеческого бытия», о котором говорил Франкл, а именно то, что человек является свободным и поэтому постоянно (осознанно или неосознанно, спонтанно) должен принимать решения. Тем самым он становится со-творцом своего бытия. Каждая ситуация «касается» его как Person – по сути, он постоянно «персонально запрашивается» жизнью. Человек осуществляет свою экзистенцию посредством действий, которые характеризуются свободой и ответственностью.

Под экзистенцией в ЭА понимается осмысленная, проживаемая в свободе и ответственности жизнь, которую человек ощущает как свою собственную и в которой он видит себя со-творцом.

Франкл сформулировал это так: «специфика» человеческого бытия состоит в том, что «для человека речь идет не о фактическом, а о факультативном бытии, не о том, что я вынужден-быть-только-таким-а-не-другим, – именно так ложно понимает свое бытие невротический человек, – а скорее о том, чтобы всегда-мочь-стать-другим».

Такое понимание экзистенции выросло из экзистенциальной философии, хотя Франкл и не соотносился с какими-то конкретными авторами. Экзистенциальным философом, оказавшим наибольшее влияние на Франкла и его теорию, был Макс Шелер.

Что ведет к экзистенции? Если мы смотрим на человека под таким углом зрения, то темы соматики, психики и психодинамики (такие, как здоровье, интеллект, процессы научения или удовлетворение влечений) становятся лишь составными частями и средствами, но никак не собственно целью осмысленной экзистенции. Тем самым происходит диаметральный разворот по отношению к тем представлениям, которые сложились в рамках поведенческой и психодинамической концепций: человек не только управляем неосознаваемыми силами или обусловливанием, которые подгоняют его, он также тот, кого притягивают «ценности в мире».

Проживать ценности и участвовать в их становлении – это и есть экзистенция. С ценностями связана и потребность в смысле («воля к смыслу» в терминологии Франкла) как первичная для человека мотивационная сила. Человек становится «способным к экзистенции» за счет создания фундаментальных условий человеческой экзистенции, определяемых как персонально-экзистенциальные фундаментальные мотивации. Человека не только подталкивают (неосознаваемые) силы, но и притягивают ценности.

Экзистенция осуществляется только в мире. При экзистенциальном взгляде на человека мы видим его не изолированным, но постоянно вовлеченным в диалог со своим миром. Человек нуждается в других и в мире для своего дополнения. Поэтому видеть человека в его полноте и целостности означает следующее: Согласно экзистенциальному анализу человек сам по себе никогда не является «целым», даже если он здоров и все его потребности удовлетворены. Предназначение человека как Person (то есть как духовного существа) – выходить за пределы самого себя и посвящать себя другим (вещам, людям, задачам). В этом он обретает экзистенциальную исполненность.

Франкл назвал это самотрансценденцией, а соответствующую идею – центральную для экзистенциально-аналитического понимания человека – он выразил так: «Человек всегда направлен вовне на что-то, что уже не является им самим, будь то смысл, который он реализует, или человек, с которым он встречается. Так или иначе, быть человеком – это всегда выходить за пределы самого себя, а самотрансценденция – это эссенция человеческой экзистенции».

Экзистенция – это взаимодействие Person с собой и с миром. Если это происходит «по-настоящему», с персональными переживаниями и ощущением персональных ценностей, с занятием собственной позиции, при реалистичной соотнесенности с данностями и в открытости более широким контекстам, то весьма вероятно, что экзистенция будет проживаться как исполненная. Экзистенциальный анализ видит своей целью подвести человека к таким возможностям и помочь ему их реализовать. Открытое взаимодействие с жизнью и занятие позиции по отношению к ней делают жизнь более исполненной.

Альфрид Лэнгле


Источник: vk.com

Комментарии: