![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Бедность, развитие мозга и важность другого взгляда на проблему |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-04-15 12:33 ![]() Доброго дня! Сегодня обращаем ваше внимание на монографию, посвященную важной для нарративного подхода теме — влиянию бедности и раннего социального неблагополучия на возможности людей. Здесь собраны взгляды из разных дисциплин на огромную проблему последствий детской бедности. Делимся одним из фрагментов книги, где заметна оптика, близкая нарративному подходу: проблема не в человеке, а в проблеме, и важно поддерживать то, что не вписывается в проблемную историю. Дочитайте пост до конца — возможно, и вас удивят и вдохновят выводы авторов? Книга "Бедность и развитие ребенка" опубликована под эгидой НИУ "Высшая школа экономики" в 2015г. В ней собраны научные исследования проблемы бедности и ее последствий для детей и взрослых.* В разделе 5 "Бедность и развитие мозга" известные нейропсихологи Татьяна Васильевна Ахутина и Заруи Ариковна Меликян отмечают: "Электроэнцефалографические исследования позволяют обнаружить некоторые связанные с социально-экономическим статусом различия в активности мозга, даже если они не сказываются на успешности выполнения тестов. В одном из исследований о влиянии уровня образования матери (связанного с социально-экономическим статусом) на избирательное внимание у детей 3 — 8 лет (Stevens, Lauinger, Neville, 2009, цит. по: Нackman, Farah, 2009) детям предъявляли для прослушивания два рассказа и просили обратить внимание на один из них, знание которого затем проверялось. И хотя различий в качестве выполнения теста у детей с разным социально-экономическим статусом не обнаружилось, дети продемонстрировали разный характер связанных с событием потенциалов (ССП) в промежутке 100 — 200 миллисекунд после предъявления стимула, когда появляется компонент биоэлектрической активности мозга, связанный со вниманием. Различий в ССП на целевые стимулы не отмечалось, но дети с низким социально-экономическим статусом давали более высокоамплитудные ответы на нецелевые стимулы. Таким образом, даже при сходной продуктивности выполнения теста дети с низким статусом демонстрируют трудности подавления нецелевой информации, свидетельствующие о трудностях избирательного внимания на самых ранних стадиях переработки информации. И хотя внимание к нецелевым стимулам может быть важно в ситуации непредсказуемой опасности, оно негативно сказывается на когнитивном и, в частности, на речевом развитии, особенно в среде с низким социально-экономическим статусом, где процент нецелевой информации особенно высок. Дальнейшие исследования подтвердили, что дети с низким социально-экономическим статусом активируют другие нейрональные процессы и демонстрируют недостаточность избирательного слухового внимания по данным ССП по сравнению с детьми со средним статусом несмотря на сравнимые с нормой продуктивность и скорость выполнения заданий (D'Angiulli et al., 2008). Дети с низким социально-экономическим статусом демонстрируют недостаточную вовлеченность префронтальных механизмов внимания на неожиданное появление отвлекающего стимула по сравнению с детьми со средним социально-экономическим статусом (Kishiyama et al., 2009). Таким образом, выявлена устойчивая связь уровня развития управляющих функций (а именно рабочей памяти и когнитивного контроля) с социально-экономическим статусом в детском возрасте и у взрослых. При этом на уровне биоэлектрической активности мозга отмечаются различия нейрональных систем, участвующих в осуществлении управляющих функций, а также трудности избирательного торможения (подавления нецелевой информации) даже при отсутствии разницы в выполнении заданий между детьми со средним и низким статусом. Подобные данные подтверждают недостаточность развития префронтальной коры (и в частности, ее орсолатеральных отделов) при неблагоприятном воздействии низкого социально-экономического статуса. Как мы увидим из раздела 5.3.4, низкий социально-экономический статус оказывает негативное влияние на развитие управляющих функций не напрямую, а через посредство речи. Недостаточное речевое развитие у детей с низким статусом тормозит формирование управляющих функций, строящихся на речи. Ведь планирование и осуществление деятельности (основные задачи управляющих функций) происходят при прямом участии речи. Подобная уязвимость речевых и управляющих функций для негативного влияния низкого социально-экономического статуса может быть связана со сложностью и длительным сроком созревания этих функций. ** Заключение В заключение необходимо предостеречь читателя от некоторых неосторожных выводов, которые можно сделать на основании при- веденных в этой главе данных о различиях в развитии высших психических функций у детей, растущих в разных социально-экономических условиях. Прежде всего, не нужно слишком прямолинейно сводить эти различия к большей или меньшей сформированности отдельных когнитивных функций. Это акцентировал еще Лев Семенович Выготский: "Я хотел указать на то, что в дифференциально-психологическом разрезе я от вас, вы от меня отличаетесь не тем, что у меня внимания немножко больше, чем у вас; существенное и практически важное характерологическое отличие в социальной жизни людей заключается в тех структурах, отношениях, связях, которые у нас имеются между отдельными пунктами. Я хочу сказать, что решающее значение имеет не память или внимание, но то, насколько человек пользуется этой памятью, какую роль она выполняет" (Выготский, 1982а, с. 129). Более того, относительную "слабость" каких-то функций у детей из бедных семей на фоне их более обеспеченных ровесников не следует объективировать как своего рода физический недуг, мешающий ребенку развиваться и быть успешным. Нужно помнить, что мозг — очень гибкая структура с огромными резервами для компенсации дефектов, не прекращающая развиваться в течение жизни. Не случайно в нейропсихологии огромное внимание уделяется динамике развития. Гибкость развивающегося мозга ребенка открывает большие возможности для коррекции и терапевтического воздействия благоприятной среды. Наконец, социальные науки, занимающиеся развитием ребенка, в том числе психология и нейропсихология, соприкасаются с практическими задачами и дискурсом медицины и могут оказаться скоры на стигматизирующий диагноз. Даже в очень хороших исследованиях различия между когнитивными профилями детей из семей с разным социальным статусом могут описываться в терминах дефектов и дефицитов менее обеспеченных детей. Хотя в современных исследованиях становится заметна тенденция описывать те же различия не только как недостатки бедных, но и как преимущества, доступные более обеспеченным детям. Их отличия могут быть описаны как комплекс специальных адаптаций к требованиям среды (не в последнюю очередь это требования школьного образования), очень важным для культуры среднего класса, к которой принадлежат семьи таких детей. Нужно также помнить, что специфические компенсации, характерные для детей с более высоким социально-экономическим статусом, например большее развитие речевых функций, имеют и свою обратную сторону, так как эти компенсации сопутствуют меньшему развитию каких-то других областей высшей психической деятельности. Однако исследователи практически не интересуются слабыми сторонами когнитивного профиля детей, успешных по школьным меркам. О том, что дети из более бедных семей в каких-то иных когнитивных отношениях сильнее детей из обеспеченных семей, пока можно судить, пожалуй, только на основании сравнительных данных городских и сельских детей, в которых сильные и слабые стороны когнитивных профилей обеих групп высвечиваются более полно". Полный текст книги: https://www.litres.ru/book/tatyana-ahutina/bednost-i-razvitie-rebenka-24599877/ *Фрагмент текста взят из книги "Бедность и развитие мозга"/Под ред. Д.А. Александрова, В.А. Иванюшиной, К.А. Маслинского. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. С. 115-174. Публикуется в ознакомительных целях. Источник: www.litres.ru Комментарии: |
|