Бедность, развитие мозга и важность другого взгляда на проблему

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-04-15 12:33

Психология

Доброго дня!

Сегодня обращаем ваше внимание на монографию, посвященную важной для нарративного подхода теме — влиянию бедности и раннего социального неблагополучия на возможности людей. Здесь собраны взгляды из разных дисциплин на огромную проблему последствий детской бедности. Делимся одним из фрагментов книги, где заметна оптика, близкая нарративному подходу: проблема не в человеке, а в проблеме, и важно поддерживать то, что не вписывается в проблемную историю. Дочитайте пост до конца — возможно, и вас удивят и вдохновят выводы авторов?

Книга "Бедность и развитие ребенка" опубликована под эгидой НИУ "Высшая школа экономики" в 2015г. В ней собраны научные исследования проблемы бедности и ее последствий для детей и взрослых.*

В разделе 5 "Бедность и развитие мозга" известные нейропсихологи Татьяна Васильевна Ахутина и Заруи Ариковна Меликян отмечают:

"Электроэнцефалографические исследования позволяют обнаружить некоторые связанные с социально-экономическим статусом различия в активности мозга, даже если они не сказываются на успешности выполнения тестов. В одном из исследований о влиянии уровня образования матери (связанного с социально-экономическим статусом) на избирательное внимание у детей 3 — 8 лет (Stevens, Lauinger, Neville, 2009, цит. по: Нackman, Farah, 2009) детям предъявляли для прослушивания два рассказа и просили обратить внимание на один из них, знание которого затем проверялось. И хотя различий в качестве выполнения теста у детей с разным социально-экономическим статусом не обнаружилось, дети продемонстрировали разный характер связанных с событием потенциалов (ССП) в промежутке 100 — 200 миллисекунд после предъявления стимула, когда появляется компонент биоэлектрической активности мозга, связанный со вниманием. Различий в ССП на целевые стимулы не отмечалось, но дети с низким социально-экономическим статусом давали более высокоамплитудные ответы на нецелевые стимулы. Таким образом, даже при сходной продуктивности выполнения теста дети с низким статусом демонстрируют трудности подавления нецелевой информации, свидетельствующие о трудностях избирательного внимания на самых ранних стадиях переработки информации. И хотя внимание к нецелевым стимулам может быть важно в ситуации непредсказуемой опасности, оно негативно сказывается на когнитивном и, в частности, на речевом развитии, особенно в среде с низким социально-экономическим статусом, где процент нецелевой информации особенно высок.

Дальнейшие исследования подтвердили, что дети с низким социально-экономическим статусом активируют другие нейрональные процессы и демонстрируют недостаточность избирательного слухового внимания по данным ССП по сравнению с детьми со средним статусом несмотря на сравнимые с нормой продуктивность и скорость выполнения заданий (D'Angiulli et al., 2008). Дети с низким социально-экономическим статусом демонстрируют недостаточную вовлеченность префронтальных механизмов внимания на неожиданное появление отвлекающего стимула по сравнению с детьми со средним социально-экономическим статусом (Kishiyama et al., 2009).

Таким образом, выявлена устойчивая связь уровня развития управляющих функций (а именно рабочей памяти и когнитивного контроля) с социально-экономическим статусом в детском возрасте и у взрослых. При этом на уровне биоэлектрической активности мозга отмечаются различия нейрональных систем, участвующих в осуществлении управляющих функций, а также трудности избирательного торможения (подавления нецелевой информации) даже при отсутствии разницы в выполнении заданий между детьми со средним и низким статусом. Подобные данные подтверждают недостаточность развития префронтальной коры (и в частности, ее орсолатеральных отделов) при неблагоприятном воздействии низкого социально-экономического статуса.

Как мы увидим из раздела 5.3.4, низкий социально-экономический статус оказывает негативное влияние на развитие управляющих функций не напрямую, а через посредство речи. Недостаточное речевое развитие у детей с низким статусом тормозит формирование управляющих функций, строящихся на речи. Ведь планирование и осуществление деятельности (основные задачи управляющих функций) происходят при прямом участии речи. Подобная уязвимость речевых и управляющих функций для негативного влияния низкого социально-экономического статуса может быть связана со сложностью и длительным сроком созревания этих функций.

**

Заключение

В заключение необходимо предостеречь читателя от некоторых неосторожных выводов, которые можно сделать на основании при- веденных в этой главе данных о различиях в развитии высших психических функций у детей, растущих в разных социально-экономических условиях.

Прежде всего, не нужно слишком прямолинейно сводить эти различия к большей или меньшей сформированности отдельных когнитивных функций. Это акцентировал еще Лев Семенович Выготский: "Я хотел указать на то, что в дифференциально-психологическом разрезе я от вас, вы от меня отличаетесь не тем, что у меня внимания немножко больше, чем у вас; существенное и практически важное характерологическое отличие в социальной жизни людей заключается в тех структурах, отношениях, связях, которые у нас имеются между отдельными пунктами. Я хочу сказать, что решающее значение имеет не память или внимание, но то, насколько человек пользуется этой памятью, какую роль она выполняет" (Выготский, 1982а, с. 129).

Более того, относительную "слабость" каких-то функций у детей из бедных семей на фоне их более обеспеченных ровесников не следует объективировать как своего рода физический недуг, мешающий ребенку развиваться и быть успешным. Нужно помнить, что мозг — очень гибкая структура с огромными резервами для компенсации дефектов, не прекращающая развиваться в течение жизни. Не случайно в нейропсихологии огромное внимание уделяется динамике развития. Гибкость развивающегося мозга ребенка открывает большие возможности для коррекции и терапевтического воздействия благоприятной среды.

Наконец, социальные науки, занимающиеся развитием ребенка, в том числе психология и нейропсихология, соприкасаются с практическими задачами и дискурсом медицины и могут оказаться скоры на стигматизирующий диагноз. Даже в очень хороших исследованиях различия между когнитивными профилями детей из семей с разным социальным статусом могут описываться в терминах дефектов и дефицитов менее обеспеченных детей. Хотя в современных исследованиях становится заметна тенденция описывать те же различия не только как недостатки бедных, но и как преимущества, доступные более обеспеченным детям. Их отличия могут быть описаны как комплекс специальных адаптаций к требованиям среды (не в последнюю очередь это требования школьного образования), очень важным для культуры среднего класса, к которой принадлежат семьи таких детей. Нужно также помнить, что специфические компенсации, характерные для детей с более высоким социально-экономическим статусом, например большее развитие речевых функций, имеют и свою обратную сторону, так как эти компенсации сопутствуют меньшему развитию каких-то других областей высшей психической деятельности. Однако исследователи практически не интересуются слабыми сторонами когнитивного профиля детей, успешных по школьным меркам. О том, что дети из более бедных семей в каких-то иных когнитивных отношениях сильнее детей из обеспеченных семей, пока можно судить, пожалуй, только на основании сравнительных данных городских и сельских детей, в которых сильные и слабые стороны когнитивных профилей обеих групп высвечиваются более полно".

Полный текст книги: https://www.litres.ru/book/tatyana-ahutina/bednost-i-razvitie-rebenka-24599877/

*Фрагмент текста взят из книги "Бедность и развитие мозга"/Под ред. Д.А. Александрова, В.А. Иванюшиной, К.А. Маслинского. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. С. 115-174. Публикуется в ознакомительных целях.


Источник: www.litres.ru

Комментарии: