![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Значение — это внутренняя структура знаковой операции |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-03-06 14:47 ![]() Я очень люблю определение значения знака, которое даёт Л.С. Выготский: значение — это внутренняя структура знаковой операции. Что скрывается за этой формулировкой? Любимый пример Л.С. Выготского — узелок на память. Или крестик. Когда вы хотите что-то запомнить, вы рисуете крестик на руке. Это и есть знаковая операция, её структура включает в себя три вещи: запоминаемое — крестик — впоследствии вспоминаемое. Крестик (сам значок на руке) приобретает особое значение - он способен вызывать в памяти запомненный ранее предмет = крестик приобрёл значение, он стал знаком. И это произошло только потому, что он был включён в особую структуру как предмет, выполняющий в ней определённую функцию. Закончилась знаковая операция, исчезло и значение. Некоторый материальный предмет включён в некоторый процесс (запоминание, мышление, воображение и т.д.), и без этого включения данный процесс невозможен. Поэтому предмет как бы соединяет два «конца» этого процесса, даёт этому процессу осуществиться. Предмет, таким образом, является инструментом запоминания или решения мыслительной задачи. В зависимости от того, в каком процессе используется предмет, он имеет разное значение. Значение предмета меняется в зависимости от того, какой процесс и каким образом им, этим предметом, опосредуется. Значение — это способ взаимодействия с миром и с самим собой через некоторый объект, причём этот способ фиксирует функциональный статус объекта в форме этого объекта. Например, я считаю десятками и рисую кружочки. доходя до 50, я рисую не пять кружочков, а квадратик, а затем не два квадратика, а треугольник — сотня. И дальше начинается самое интересное. нарисовав три треугольника и кружочек рядом и ещё два треугольника и квадрат рядом, я легко могу сложить эти две «кучки» ЗНАКОВ. Но вне этой мыслительной деятельности (сложение) ни одна из фигур не имеет никакого особенного значения. Ещё пример. Я вижу облако, белый цвет которого от него не отделить, это его свойство (неотчуждаемое, как говорят в соседней деревне). Я также вижу снег, и его цвет тоже от него неотделим. Я не могу помыслить цвет как таковой. Как же мне соединить в одном высказывании да этих предмета (снег и облако) по их цвету, т.е. по свойству, которое отдельно от них немыслимо и непредставимо? Легко — через слово "белизна" или "белое". Звуковой комплекс "б-е-л-и-з-н-а" становится в моём мышлении «искусственным носителем», ЗНАКОМ общего для снега и облака свойства. Значение слова "белизна" — это общее свойство и снега, и облака, и всех вещей со схожей окраской (не будем вдаваться в различия между цветом и окраской, считая это одним и тем же). Точно так же слово "скорость" позволяет объединять в мышлении и в речи одинаковое и неотчуждаемое свойство улитки и электрона (даже не собственно их свойство, а свойство их передвижения в пространстве), слово "грех" — свойство разных поступков и т.д. Закончилась ситуация, решена речемыслительная задача — не стало и значения. Поэтому надо понимать, что значение — это не ярлык, налепленный на звуковой комплекс, а его вспомогательная, опосредующая функция в некотором процессе. Знак — это как бы частично вынесенный вовне психический процесс. Вынести его вовне, за границы психики и тела, и вернуть обратно как раз и позволяет значение предмета, за счёт которого он выносится в материальный мир. Источник: vk.com Комментарии: |
||||||