Журавлев Н.А. Система Гёделя-Гегеля как решение трудной проблемы сознания

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Тверской философский клуб проф. Войцеховича В.Э.

n.zhuravlev@mail.ru

https://vk.com/wall249936502_2568

Аннотация. Три принципа системы Гёделя-Гегеля, названной так, поскольку в основу ее положены теоремы Гёделя о неполноте и принципы диалектического синтеза Гегеля, являются и принципами работы сознания, что дает основания считать данную систему решением трудной проблемы сознания, сформулированной Д.Чалмерсом.

Ключевые слова: сознание, теоремы Гёделя, диалектический синтез, идеальное, принцип дополнительности, законы инфодинамики.

В вышедшей в середине 2024 года книге «Ландшафт сознания: к таксономии объяснений и выводов»[1] ее автор Роберт Лоуренс Кун постарался собрать все концепции и теории сознания, которые он посчитал значимыми для понимания природы этого загадочного феномена; набралось их у него 225, что уже само по себе говорит о том, что финиша на пути к пониманию природы сознания мы еще не достигли. Описание элементов своего ландшафта Р.Кун начинает с описания трудной проблемы сознания, сформулированной Дэвидом Чалмерсом, которая в самом общем виде сводится к ответу на вопрос: как такое вообще возможно, что организованная определенным образом материя может что-то мыслить? — и в чем это ‘мыслить’ заключается? Одним из существенных обретений науки о сознании, позволяющим ответить на эти вопросы, явилась диалектика идеального Э.Ильенкова, описанная им в одноименном сочинении [2].

При жизни Эвальд Ильенков со своей диалектикой идеального был "гадким утенком" для советской философии диалектического и исторического материализма из-за провозглашаемого в марксизме-ленинизме примата материального над идеальным, поэтому и был изгнан с "птичьего двора" нашей философии. Изгнание обернулось трагедией как в «Горе от ума» А.Грибоедова только с трагическим концом. Такая трагедия стала прологом уже для горя от отсутствия ума, и тоже с трагическим концом, но уже для системы, которая отвергла обладателя ума и то, что этот ум родил; что в очередной раз подтвердило старую эмпирическую истину, гласящую, что "нет пророка в своем отечестве".

Сейчас Э.Ильенков для российской философии "прекрасный лебедь", но изменение отношения к нему почти никак не сказалось на понимании сути его диалектики идеального, которая является теоретическим обоснованием известного по теории относительности принципа дополнительности несмотря на то, что сам этот термин ‘дополнительность’ в его работах не встречается.

В отличие от Э.Ильенкова, Дэвид Чалмерс, будучи одним из авторитетов в философии сознания, в книге «Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории» (1996) [3] указал на существование отношений дополнительности между материальным и идеальным, но саму диалектику идеального при этом никак не затронул. Указание на дополнительность содержится в сделанной Чалмерсом в обоснование дополнительности формулировке "аргумента зомби", которую и Р.Кун приводит в своей книге:

Полученные результаты позволяют рассматривать обновленную афферентным диалектическим синтезом систему, основанную на теоремах Гёделя и принципах диалектического синтеза Гегеля, как решение трудной проблемы сознания в том виде, как ее сформулировал Д.Чалмерс.

С другой стороны, постоянно идущая работа сознания в соответствии с принципами СГГ — это трудная проблема сознания другого рода — это проблема выполнения функции в системе из двух миров, образующих Космос/Вселенную: материального физического мира и нематериального мира идеального, частью которого сознание является и который оно порождает, выполняя свою функцию. Работа такая, что труднее не придумаешь, но это уже будет не проблема Д.Чалмерса, а трудная проблема самого сознания, в вечно продолжающемся решении которой заключен сам смысл существования Сознания во Вселенной. Трудная проблема сознания Чалмерса — лишь одна проблема из многих, которые решает Сознание, выполняя свою трудную миссию.


Источник: www.youtube.com

Комментарии: