![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Журавлев Н.А. Система Гёделя-Гегеля как решение трудной проблемы сознания |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-03-19 18:34 Тверской философский клуб проф. Войцеховича В.Э. n.zhuravlev@mail.ru https://vk.com/wall249936502_2568 Аннотация. Три принципа системы Гёделя-Гегеля, названной так, поскольку в основу ее положены теоремы Гёделя о неполноте и принципы диалектического синтеза Гегеля, являются и принципами работы сознания, что дает основания считать данную систему решением трудной проблемы сознания, сформулированной Д.Чалмерсом. Ключевые слова: сознание, теоремы Гёделя, диалектический синтез, идеальное, принцип дополнительности, законы инфодинамики. В вышедшей в середине 2024 года книге «Ландшафт сознания: к таксономии объяснений и выводов»[1] ее автор Роберт Лоуренс Кун постарался собрать все концепции и теории сознания, которые он посчитал значимыми для понимания природы этого загадочного феномена; набралось их у него 225, что уже само по себе говорит о том, что финиша на пути к пониманию природы сознания мы еще не достигли. Описание элементов своего ландшафта Р.Кун начинает с описания трудной проблемы сознания, сформулированной Дэвидом Чалмерсом, которая в самом общем виде сводится к ответу на вопрос: как такое вообще возможно, что организованная определенным образом материя может что-то мыслить? — и в чем это ‘мыслить’ заключается? Одним из существенных обретений науки о сознании, позволяющим ответить на эти вопросы, явилась диалектика идеального Э.Ильенкова, описанная им в одноименном сочинении [2]. При жизни Эвальд Ильенков со своей диалектикой идеального был "гадким утенком" для советской философии диалектического и исторического материализма из-за провозглашаемого в марксизме-ленинизме примата материального над идеальным, поэтому и был изгнан с "птичьего двора" нашей философии. Изгнание обернулось трагедией как в «Горе от ума» А.Грибоедова только с трагическим концом. Такая трагедия стала прологом уже для горя от отсутствия ума, и тоже с трагическим концом, но уже для системы, которая отвергла обладателя ума и то, что этот ум родил; что в очередной раз подтвердило старую эмпирическую истину, гласящую, что "нет пророка в своем отечестве". Сейчас Э.Ильенков для российской философии "прекрасный лебедь", но изменение отношения к нему почти никак не сказалось на понимании сути его диалектики идеального, которая является теоретическим обоснованием известного по теории относительности принципа дополнительности несмотря на то, что сам этот термин ‘дополнительность’ в его работах не встречается. В отличие от Э.Ильенкова, Дэвид Чалмерс, будучи одним из авторитетов в философии сознания, в книге «Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории» (1996) [3] указал на существование отношений дополнительности между материальным и идеальным, но саму диалектику идеального при этом никак не затронул. Указание на дополнительность содержится в сделанной Чалмерсом в обоснование дополнительности формулировке "аргумента зомби", которую и Р.Кун приводит в своей книге: Полученные результаты позволяют рассматривать обновленную афферентным диалектическим синтезом систему, основанную на теоремах Гёделя и принципах диалектического синтеза Гегеля, как решение трудной проблемы сознания в том виде, как ее сформулировал Д.Чалмерс. С другой стороны, постоянно идущая работа сознания в соответствии с принципами СГГ — это трудная проблема сознания другого рода — это проблема выполнения функции в системе из двух миров, образующих Космос/Вселенную: материального физического мира и нематериального мира идеального, частью которого сознание является и который оно порождает, выполняя свою функцию. Работа такая, что труднее не придумаешь, но это уже будет не проблема Д.Чалмерса, а трудная проблема самого сознания, в вечно продолжающемся решении которой заключен сам смысл существования Сознания во Вселенной. Трудная проблема сознания Чалмерса — лишь одна проблема из многих, которые решает Сознание, выполняя свою трудную миссию. Источник: www.youtube.com Комментарии: |
||||||