Угроза или возможность? Чем беспокоит преподавателей всего мира развитие ИИ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Международный альянс Digital Education Council (Совет по цифровому образованию) опубликовал результаты опроса преподавателей вузов из разных стран об их отношении к использованию в образовании искусственного интеллекта (ИИ), прежде всего генеративных нейросетей. В нём участвовали более 1600 преподавателей из 52 вузов в 28 странах Северной и Латинской Америки, Европы и Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона.

Совет по цифровому образованию объединяет EdTech-компании в целях развития инноваций в образовании и регулярно проводит исследования того, как цифровые технологии на практике внедряются в обучение. Например, в прошлом году организация опрашивала студентов об их отношении к генеративным нейросетям. Теперь результаты этого исследования дополнили позиции преподавателей. В опросе затронули три ключевые темы:

  • что преподаватели уже делают с помощью ИИ и как хотят интегрировать его в работу в ближайшем будущем;
  • как ИИ, по ожиданиям преподавателей, изменит их профессиональные задачи;
  • в чём преподаватели видят главную проблему развития нейросетей сейчас.

Как преподаватели используют нейросети

Больше половины (61%) опрошенных сообщили, что применяют в преподавательской работе генеративный ИИ. В целом это согласуется с результатами предыдущих таких опросов в разных странах, в том числе в России: например, уже в 2023 году около половины преподавателей Томского госуниверситета сообщали, что хотя бы раз применяли в профессиональных задачах генеративные нейросети.

В ответе на вопрос, что именно они делают с помощью ИИ, респонденты выбрали такие варианты:

  • создают учебные материалы (75%);
  • выполняют административные задачи (58%);
  • обучают студентов использовать ИИ (50%);
  • вовлекают студентов на занятиях (45%);
  • проверяют студенческие работы на плагиат (28%);
  • оценивают студенческие работы (24%).

Напомним, студентов, судя по предыдущему опросу Совета по цифровому образованию, беспокоит чрезмерное использование ИИ в образовании — они не уверены в качестве разработанных с помощью ИИ-курсов и особенно опасаются, что ИИ будет выставлять им несправедливые оценки. Ответы преподавателей показывают, что как раз проверку знаний студентов они пока нейросетям доверяют нечасто, в основном генерируют с помощью ИИ контент.

Кроме того, для любых задач преподаватели применяют ИИ ограниченно (34%) или умеренно (43%), а не всё время. И остаётся внушительная доля преподавателей (около 40%), которые никогда не задействуют нейросети даже в административных задачах. Заметим, что по результатам похожего опроса, проведённого среди российских преподавателей, доля тех, кто никогда не использовал нейросети для профессиональных задач, получилась почти в два раза меньше — 24%.

Похоже, самая распространённая причина, из-за которой многие всё ещё не используют нейросети, это слабая осведомлённость об их функциях. Чаще всего называли такие причины: «нет времени или ресурсов исследовать ИИ» (40%) и «не уверены, как можно задействовать ИИ в работе» (38%). Проще говоря, преподаватели просто не знают, как те могут быть им полезны. Соответствует этому ответу и то, как преподаватели оценивают свои ИИ-навыки: 43% считают их средними, 37% относят себя к начинающим пользователям нейросетей.

Большинство готовы и хотели бы интегрировать ИИ в свою практику при условии, что вуз предоставит им обучение ИИ-технологиям (64%) и откроет бесплатный доступ к самим инструментам (65%). Также преподавателям важны ясные руководства по допустимому применению ИИ в вузе (50%) и доступ к удачным кейсам коллег (60%).

Но на данный момент, признали опрошенные, с ресурсами для обучения ИИ-технологиям в вузах ситуация обстоит не очень хорошо:

  • только 20% уверенно отметили, что им предоставили исчерпывающее руководство по применению ИИ;
  • 21% знают, что можно и что нельзя делать в вузе с помощью ИИ;
  • 22% имеют доступ к ресурсам для обучения преподавателей внутри вуза.

Чего преподаватели ждут от генеративного ИИ в будущем

Только 9% опрошенных считают, что роль преподавателя не изменится в связи с развитием генеративных нейросетей. Заметных изменений в своих профессиональных обязанностях ждут 46%, умеренных — 27%. Ещё 18% уверены, что произойдёт настоящая трансформация.

Из тех, кто ожидает хотя бы умеренных изменений, 37% отметили, что чётко понимают, какой именно будет профессиональная роль преподавателей в ближайшем будущем. Но больше тех, кто может описать только часть перемен или вообще затрудняется назвать, что именно может поменяться.

Отметим, что будущие изменения в роли преподавателей — действительно не самый простой вопрос. Так, в Тюменском государственном университете уже больше года ведут эксперименты по тому, какие функции преподавателя может хотя бы частично выполнять ИИ. И их результат определяется далеко не только технологическими возможностями нейросетей.

Выяснилось, что студенты не слишком рады общаться с чат-ботами вместо преподавателей (притом что на полностью цифровое обучение их не переводили — на курсах остались ассистенты и модераторы, которые помогали выполнять проекты и проводить дискуссии). Более того, в основном учащиеся, похоже, не получают пользы от взаимодействия с ИИ потому, что не умеют задавать точные вопросы, на которые чат-бот давал бы полезные ответы.

В опросе Совета по цифровому образованию были и более конкретные вопросы об изменениях — например, о том, можно ли в вузах продолжать использовать привычные способы оценки знаний. С тем, что из-за массового использования нейросетей студентов нужно оценивать по-новому, согласились 54% (в том числе 13% ответили, что обновление необходимо срочно). Более осторожное «Кое-какие изменения нужны» выбрали 36%, и лишь 10% не видят никаких поводов для срочных изменений.

Большинство опрошенных (86%) считают, что в будущем станут использовать ИИ в преподавательской работе. Среди направлений работы и задач, в которые могут быть интегрированы нейросети, чаще всего называли:

  • обучение студентов использованию ИИ и оценке сгенерированного им контента (27% отметили, что активно поддерживают внедрение ИИ для такой задачи);
  • создание учебных материалов (24%);
  • разработку заданий (23%);
  • поддержку студентов во внеаудиторные часы (21%).

А больше всего голосов против применения ИИ набрали следующие задачи:

  • оценивание и генерация отзывов на студенческие работы (15%);
  • анализ студенческой обратной связи по курсу (9%);
  • дизайн курсов (8%).

Однако и по этим и по другим направлениям самым популярным вариантом ответа оказался наиболее осторожный — от 33% до 49% опрошенных готовы исследовать возможности ИИ во всех перечисленных направлениях работы.

В чём преподаватели видят главные проблемы применения ИИ

Более половины преподавателей (57%) в целом позитивно настроены в отношении нейросетей, 30% выразили нейтральную позицию, и только 13% относятся к ним негативно. Примерно так же распределились ответы на вопрос о том, считают ли преподаватели ИИ угрозой своим рабочим местам: 51% не считает, что останется без работы из-за нейросетей, 31% не берётся предсказывать. Тех, кто думает, что ИИ сможет заменить преподавателей-людей, оказалось 18%.

Источник данных: Digital Education Council
Инфографика: Skillbox Media
Источник данных: Digital Education Council
Инфографика: Skillbox Media

Заметим, что в мировых исследованиях рынка труда прогнозируется, что, несмотря на развитие ИИ, спрос на преподавателей только вырастет. Дело в том, что глобальную востребованность педагогов повышают противоположные демографические тренды. В странах «глобального Юга», где с рождаемостью всё хорошо, становится больше учеников в школах и студентов в колледжах и вузах. А там, где население стареет, растёт необходимость обучать взрослых работников новым профессиям.

Авторы исследования отметили такую закономерность: влияние ИИ и связанные с его распространением риски по-разному оценивают преподаватели с разным уровнем (по их собственным оценкам) ИИ-навыков. Те, кто только начинает знакомиться с ИИ, реже считают, что нужно изменить методы оценки и что изменения приведут к трансформации преподавания (около 50%) — а те, кто считает свои навыки продвинутыми, отвечают на эти вопросы утвердительно в 70% случаев.

Но при этом преподаватели с высоким уровнем ИИ-навыков не считают нейросети угрозой своим рабочим местам: 63% «продвинутых» не согласны, что ИИ их заменит (в группе начинающих таких только 45%). То есть опыт взаимодействия с ИИ заставляет преподавателей думать, что многое в профессии изменится, но при этом она по-прежнему будет нужна. И напротив, те, кто ИИ не пользуется или пользуется мало, больше склонны его опасаться.

Кстати, в списке причин, по которым часть опрошенных отказывается от ИИ в преподавании, тоже немало голосов набрали ответы, связанные с критикой технологии:

  • 32% опрошенных отметили, что обеспокоены возможным негативным влиянием ИИ;
  • 25% — что видят в его применении больше рисков, чем пользы;
  • 24% просто не видят пользы.

О каких рисках речь, если за свою профессию большинство преподавателей всё-таки не переживают? Главные опасения, как выяснилось, связаны с влиянием генеративных нейросетей на результаты обучения. Среди опрошенных 83% считают, что студенты не способны критически оценивать сгенерированный ИИ контент, а 82% опасаются, что студенты станут слишком полагаться на ИИ (и, соответственно, перестанут учиться сами).

О таких опасениях педагоги разных уровней образования заявляют с момента релиза ChatGPT довольно часто. Некоторые эксперты считают, что использование цифровых технологий (не только ИИ) «убивает» память и фантазию, и их надо специально тренировать более активно, чем раньше. Есть мнение, что появление генеративных моделей ситуацию усугубило.

Читайте также:

Нобелевский лауреат: эссе ChatGPT показывают студентам, как не надо думать

Например, завкафедрой в Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А. Н. Туполева Алексей Лопатин в колонке в «Бизнес Online» отметил, что, используя нейросети, студенты бездумно поглощают выданную ИИ информацию и на самом деле ничему не учатся: «Это порождает ложное ощущение простоты образования и может вселить в студентов уверенность, что именно такое обучение является нормальным». А IT-специалисты начинают задумываться над тем, что слишком лёгкое написание кода с помощью нейросетей не позволяет развиваться фундаментальным навыкам разработчиков — традиционно их развитие происходило в процессе самостоятельного решения задач.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Китайские учёные недавно обобщили различные исследования, где изучалось то, как использование ChatGPT студентами сказывается на результатах их обучения. Выводы получились неоднозначные, но в целом похоже на то, что студенты слишком расслабляются и прикладывают всё меньше и меньше умственных усилий.

Несмотря на все опасения, большинство опрошенных Советом по цифровому образованию преподавателей не рассчитывают, что смогут запретить студентам использование нейросетей. Доля учащихся, которые обращаются к этим инструментам постоянно, растёт очень быстро, по данным некоторых опросов. Так, в Великобритании в 2025 году об этом сообщили 92% студентов вузов — год назад в аналогичном опросе их было 66%.

Ответы преподавателей на вопрос о том, как относиться к ИИ-контенту в учебных работах, распределились так:

  • Стоит разрешать использование ИИ только в ответах на те задания, которые изначально предполагали работу с нейросетями (и в работе должно быть раскрыто, что именно выполнено с помощью нейросетей) — так ответили 57%.
  • Ещё 38% проголосовали за ответ, что использование ИИ должно быть разрешено при условии, что студент честно сообщит об этом (так как в опросе можно было выбрать несколько вариантов, возможно, первая и вторая категории пересекаются).
  • Полностью запретить использование ИИ для выполнения своих заданий хотели бы 23%.
  • И ещё 11% намерены сделать обращение к нейросетям обязательной частью своих заданий.

Практически все опрошенные считают нужным обучаться тому, как развивать критическое мышление студентов в условиях доступа к ИИ (81%). Но, как уже упоминалось выше, о том, что вуз предоставляет достаточно материалов и курсов для преподавателей, сообщили лишь около 20% опрошенных.


Источник: skillbox.ru

Комментарии: