![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Ученые ИТМО создали систему локальной навигации для беспилотного транспорта, заменяющую GPS |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-03-16 19:50 ![]() Сотрудники ИТМО разработали систему локальной навигации «ВОСТОК», которая помогает беспилотникам определять местоположение там, где отсутствует или неустойчиво работает GPS. Система будет полезна для дронов-ассистентов беспилотного транспорта, посадки беспилотного вертолета на палубу ледокола на Северном морском пути и доставки покупок из онлайн-магазинов прямо на подоконник загородного дома. В отличие от похожих разработок новая система точнее и быстрее определяет позицию и скорость дрона. Координаты вычисляются с точностью до четырех миллиметров, а скорость — с точностью до двух сантиметров в секунду. При навигации и построении маршрута беспилотники ориентируются на данные спутниковой системы навигации (GPS). Однако она ошибается рядом со стенами в плотной городской застройке и недоступна в закрытых помещениях вроде комнат и тоннелей. Даже два метра разницы между реальным и расчетным местоположением помешает небольшому дрону точно приземлиться на базу подзарядки или положить посылку в нужное место. Создавая системы локальной навигации, конструкторы и разработчики используют разные методы — например, расклеивают по площади посадки QR-коды. Камера дрона считывает их и по ним ориентируется в пространстве. Недостаток такого подхода в том, что он требует хорошее равномерное освещение и большое количество QR-кодов разного масштаба, чтобы беспилотник увидел их с разных расстояний. Еще один метод — использование радиомаяков и ультразвука. С помощью приемников дрон улавливает источники радиоволн или звука и определяет свое местоположение. Но радиоволны отражаются от стен, а ультразвук заглушается шумом лопастей, что мешает рассчитывать координаты. Ученые факультета безопасности информационных технологий ИТМО разработали отечественную систему локальной навигации «ВОСТОК», которая помогает беспилотникам определять свое местоположение, заходить на посадку и взлетать там, где не работает GPS. В отличие от похожих разработок «ВОСТОК» не нуждается в видеокамере, радаре или лидаре для ориентирования, а саму систему можно собрать из недорогих доступных на отечественном рынке компонентов. Также разработка ученых ИТМО точнее и быстрее определяет местоположение дрона. «ВОСТОК» рассчитывает координаты с точностью до четырех миллиметров несколько тысяч раз в секунду, превосходя кинематическое позиционирование в реальном времени (GPS RTK), и десять раз в секунду отслеживает скорость с точностью до двух сантиметров в секунду, не уступая GPS. Эти параметры позволяют беспилотнику садиться и взлетать с движущегося транспорта даже в густом тумане.
![]() Разработчики системы локальной навигации для беспилотников «ВОСТОК» Андрей Бойко и Тимофей Мельников. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS ![]() Фотография стационарного модуля ? маяка, который формирует пространственное навигационное поле при помощи двух пар светодиодов. Комплект из двух таких модулей создает полностью трехмерное координатное поле. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS Система локальной навигации подойдет для разных задач. На Северном морском пути «ВОСТОК» поможет обеспечить автоматическую посадку беспилотного вертолета на палубу движущегося ледокола. Также система автоматизирует маршрут беспилотных карьерных самосвалов, работающих в пыли, и доставку дроном покупок из онлайн-магазинов в окна загородных домов. Сейчас сигнал от комплекта из двух пар модулей покрывает комнату 8х8 метров высотой до трех метров. «ВОСТОК» легко масштабируется — достаточно увеличить количество модулей, их мощность и конфигурацию. В дальнейшем разработчики «ВОСТОКа» планируют испытать систему в большом спортивном зале, а также сконфигурировать систему для позиционирования дронов относительно друг друга, а не только внутри помещения. В перспективе созданное решение станет частью арены рободронов — песочницы, где разработчики будут собирать данные и отрабатывать алгоритмы управления беспилотниками.
![]() Демонстрация работы системы измерения. В руках Андрея Бойко мобильный модуль с тремя фотоприемниками. Данные с мобильного модуля передаются на компьютер. На экране слева изображены амплитуды принимаемых сигналов в сыром виде, а справа ? три «восьмерки», которые соответствуют положению трех приемников на мобильном модуле. Видео: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS К началу Источник: news.itmo.ru Комментарии: |
||||||