![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Студенты запутались в нейросетях? Интервью |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-03-24 17:35 ![]() Нейросети ставят перед педагогикой новые, ранее невиданные вопросы и проблемы Искусственный интеллект (ИИ), вернее нейросети, широко распространились в последнее время в разных сферах. В условиях деградации системы образования распространение ИИ приобретает совсем пугающий характер. Огромное количество школьников и студентов используют нейросети не только для получения информации, но и для написания докладов, рефератов, дипломных работ… В условиях избытка информации то, кто производит ее отбор, очень сильно влияет на картину изучаемого вопроса. Если так изучается любой вопрос, то и на картину мира в целом. И какая картина мира будет у поколения, выросшего на информации, отобранной ИИ? Об этом и о том, как противостоять насаждению чуждых ценностей через ИИ в процессе обучения мы поговорили с доктором исторических наук, академическим советником Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), профессором кафедры управления персоналом, документоведения и архивоведения Российского государственного социального университета Михаилом Васильевичем Виниченко. Михаил Васильевич в соавторстве с кандидатом исторических наук, доцентом той же кафедры РГСУ Макушкиным С. А. написал в 2022 году статью «Отношение студентов поколения Z к оценке исторических событий искусственным интеллектом в условиях цифровизации общества». ИА Красная Весна: Здравствуйте, Михаил Васильевич! Учитывая то, что ИИ используется далеко не только для замены человека в рутинной работе, особенно в исследуемой Вами сфере, как Вы считаете, ИИ влияет на человеческий потенциал? М.В. Виниченко: Несомненно, что ИИ влияет на человеческий потенциал. Здесь нужно определить механизмы его влияния. Первое — ИИ — это продукт самого человека и реализация его интеллектуального потенциала. Наряду с этим, в зависимости от того, как используют его в различных сферах: образовательной среде или в другой. Существует ряд рисков, когда те или иные управленцы, педагоги пытаются подменить определенные интеллектуальные сферы человеческой деятельности ИИ. Он должен служить в помощь человеку, не заменяя его в высокоинтеллектуальных сферах. Вот замена его несет очень большие риски для человечества. ИА Красная Весна: А как Вы считаете, развитие человеческого потенциала возможно при помощи ИИ? М.В. Виниченко: ИИ помогает человечеству, но нужно правильно вписывать его. ИИ — это составная часть всего интеллектуального мира, в котором живет человек, но именно его часть. Не должно происходить подмены человеческого интеллекта. ИИ — это помощник, но не более. Он ни в коем случае не должен заменять или мешать развиваться человеку. Вот это самое важное. Почему? Потому что созданная до ИИ модель развития человеческого потенциала, человеческого интеллекта должна обеспечивать его первенство и несомненное лидерство в интеллектуальной сфере. ИА Красная Весна: То есть нужно опираться на что-то исходно человеческое? Использование ИИ должно быть вписано в картину работы и взаимодействия… М.В. Виниченко: Человека. Да, именно человека. Человек живет, развивается, действует. ИИ в помощь, но не замена, не подмена, не изменение человеческого интеллекта. ИА Красная Весна: Среди факторов, способствующих тому, что студент верит ИИ в вопросе достоверности исторической информации, вы упомянули определенные недоработки формирования учебной программы по истории в средней школе. В связи с этим, как Вы относитесь к изменению роли учителя в современном образовании? М.В. Виниченко: Я считаю, что роль учителя в современном образовании меняться не должна. Испокон века задача учителя — формирование нового человека, выработка методологии ощущения ребенком окружающего мира, в том числе интеллектуального мира через получение, через определенные методики восприятия информации. Появление цифровизации и ИИ должно также, как я говорил, помогать педагогу реализовывать педагогические модели, не изменяя их. В том числе системы интенсивного обучения, другие педагогические системы, проектная деятельность и прочие методики образовательной среды средней школы. То, что идет цифровизация — это естественный процесс, который мы должны осваивать и брать себе на вооружение. Но опять же цифровизация, ИИ не должны подменять преподавателя, педагога. Педагогика — это воспитание, педагогика — это взаимодействие с внутренним миром ребенка, человека, который еще только формируется. ИИ не может заменить человека-педагога, но в сегодняшней образовательной среде довольно много информационного поля и здесь вопрос, как раз касающийся истории. Без истории, собственно, не существует ни человека, ни общества, ни государства. ИИ, особенно цифровизация на сегодняшний день, когда мы переводим информационные ресурсы в цифровую среду, несет в себе определенные опасности. Ну вот, в частности, современность. Президент США Трамп сказал, что Канада — 51-й штат. Вот сейчас представьте, что все материальные источники, подтверждающие, что Канада — это государство, убрали, а в цифровой среде взяли и заменили, сказали: «Не было такого государства. Всегда Канада была штатом». Вот вам, пожалуйста, ответ на вопрос. ИА Красная Весна: Как вы считаете, в современной системе образования роль учителя перестала быть воспитательной? М.В. Виниченко: Я скажу так: она не перестала быть воспитательной. Менеджмент школы заточен на KPI [ключевые показатели эффективности], на так называемую социально-экономическую эффективность. Старая школа учителей, она как была, так и остается воспитательной, и никто это не меняет. Особо большой урон школе был нанесен в конце 90-х — начале 2000-х, когда ряд высших руководителей говорил, что образование — это услуга, и пытался всячески вытравить воспитательный патриотический дух из школы. Но практика показала, что это был неверный путь, очень опасный для формирования нового человека. И сегодня мы потихоньку, шаг за шагом возвращаемся именно к тому, что учитель — это воспитатель, это человек, который раскрывает ребенку мир будущего (во взаимодействии, естественно, с семьей). ИА Красная Весна: Вы пишете, что усомниться в данных, получаемых от прозападного, по сути, ИИ, студент может, исходя из, в первую очередь, общения со старшим поколением и ветеранами. Как вы видите тенденцию восприятия недостоверной исторической информации, сфальсифицированной Западом, будущими поколениями, когда эта роль будет постепенно снижаться? М.В. Виниченко: Здесь речь идет прежде всего о системе. Дело в том, что мы возвращаемся к концу 90-х — началу 2000-х, когда шла дискредитация опыта Советского Союза. Это была целенаправленная информационно-идеологическая война с нашим народом, не страной, а именно с народом. И первичным полем необъявленной войны была именно история. Ее пытались всячески трансформировать, изменить, чтобы сделать из русских людей второго-третьего сорта на базе истории. Нам говорили, что мы агрессоры, неучи, мы не образованы, мы не культурны, мы не знаем ценностей и прочее. И сделать это пытались на базе истории. Тогда часть наших ученых и руководителей подыгрывала этой деструктивной позиции. Поэтому у нас довольно большое количество «научной» — я бы сказал, в кавычках — литературы, в тех же школьных учебниках, где история раскрывается некорректно, мягко говоря. Но на сегодняшний день мы четко понимаем, кто, что и для чего делал. Мы это знали и раньше, но информационная политика шла тенденциозно. И история делала, делает и будет делать нас сильнее. Базовым вопросом является опять же ИИ. Нужно понимать, как он работает, как в него закладывается информация, какое используется программное обеспечение, и как оно генерирует новые идеи. Но я всегда был сторонником прежде всего естественного интеллекта, базирующегося на каких-то нормальных исторических источниках материального и нематериального характера. И на мой взгляд, самым главным элементом являются люди, носители этой информации, особенно старшее поколение, которое застало еще участников Великой Отечественной войны и других событий. Люди, которые непосредственно знают цену наших побед. Их главная миссия — это передача молодому поколению реальной истории. За рубежом очень сильно промывают мозги, и многие западные ученые в первую очередь воспринимают нас под влиянием пропаганды. Несмотря на это, в личном общении люди начинают понимать, кто прав, кто неправ, и поддерживают позицию нашего народа. ИА Красная Весна: Получается такая картина: с одной стороны человеческое общение и человеческий непосредственный опыт, а с другой — очень масштабно ведущаяся идеологическая война со стороны Запада? М.В. Виниченко: Не просто со стороны Запада, а элит, отдельных элит Запада. И огромное количество средств организационного, информационно-идеологического характера используются для зомбирования населения стран Запада. ИА Красная Весна: Вот и получается, что с их стороны ведется очень сложная деятельность, включающая, в том числе такие механизмы как ИИ и написание всяких ложных исторических работ. А с нашей стороны этому противостоять можно, если я верно Вас поняла, в основном в личном общении. То есть мы проигрываем, потому что у нас нет механизмов той же степени охвата. М.В. Виниченко: Нет, вы не совсем правильно поняли. Я сказал, что на уровне общения народов тоже возможно противодействие, при этом у нас существует форма государственного противодействия в рамках нормативно-правовых актов и закрепления основ, в том числе традиционных ценностей. Здесь проводится очень большая работа. В рамках этого, в частности, происходит развитие ИИ, который должен по нашим программам обеспечивать приоритет выхода на интеллектуально-информационное пространство с точки зрения наших традиционных ценностей России как цивилизации. ИА Красная Весна: Если приводить пример Резуна. Существует огромное количество его произведений, в которых он очень нечистоплотно пишет что-то о нашей истории. Он использует историю для идеологической борьбы с нами. Наши историки, опровергая его, тоже иногда используют нечистоплотные методы. Потом он пишет опровержение на наше опровержение… И зачастую между его фальсификацией и исторически обоснованным ответом наших специалистов проходит большой промежуток времени. В целом мы сталкиваемся с тем, что он более идеологически заряжен… М.В. Виниченко: Резун является не самостоятельным участником идеологической борьбы, а представителем целого блока Запада, который финансирует и организационно помогает собирать источниковую базу. Я согласен с тем, что у нас до недавнего времени не было даже организационной структуры, которая занималась бы непосредственно борьбой с фальсификациями. Вот появившиеся сейчас СМИ «Антифейк» (1 канал) и другие программы показывают, что мы только начинаем формировать какие-то организационные модели. А они эту идеологическую борьбу ведут давно. Резун подтасовывает факты. То есть происходит фальсификация не самих источников, а их применения. Любой источник можно применить по-разному. И на этом поле он и играет. Я был руководителем третьего тома фундаментального труда «Великая Отечественная война 1941–1945 год». Третий том — это «Битвы и сражения, изменившие ход Великой Отечественной войны». В название было введено очень важное слово «сражения». Раньше у нас в фундаментальных трудах битвы прописаны были, а сражения — нет. На этом западные фальсификаторы истории и играли. И вот мы на основе источников отечественного и зарубежного архивного хранения и пытались раскрыть всю правду. И ту, которая нам нравится, и ту, которая нам не нравится. Всю ее надо было раскрыть. И вот именно этими трудами мы ограничиваем возможности фальсификаторов, таких как Резун и прочие. ИА Красная Весна: Как Вы относитесь к системе ЕГЭ и вообще к современным методам образования и оценки знаний? Виниченко: Система ЕГЭ и современные методики, на мой взгляд, — это разные позиции. ЕГЭ в нашей классической подготовке кадров или обучении может и занимать определенную нишу в формировании формальных знаний, категориально-понятийного аппарата. Конечно, это необходимо любому человеку. Здесь его использовать можно, но для развития интеллектуальных способностей нужны другие методы, которые мы использовали и используем в своей практической деятельности. ИА Красная Весна: Вот как, по-вашему, можно добиться того, чтобы студенты, как Вы пишете: «находящиеся в блоке колеблющихся или опасных для защиты национальных интересов при условии активизации использования ИИ во вред стране в силу их доверия к ИИ» вышли из этой группы риска? Виниченко: Непосредственная работа с людьми. Здесь существуют и управленческие социально-психологические технологии. Но это работа личная, это педагогическая работа по воспитанию, по обучению, по доведению достоверной информации. ИА Красная Весна: Говоря о том, что тенденция доверия студентов к исторической информации, получаемой от ИИ, внушает значительное опасение, Вы пишете: «Важно не потерять нити управления ценностными ориентирами молодежи». Как Вы себе это представляете? Виниченко: Это непростой вопрос. Нити управления ценностными ориентирами. Когда человек приходит уже сформировавшийся (если мы говорим о высшем образовании), ключевую роль играет искусство педагога по доведению достоверной информации. Наша педагогическая практика показывает, что подавляющее большинство становится на правильные позиции. ИА Красная Весна: В связи с этим Вы считаете, что первоочередную роль в образовании играют кадры? Виниченко: Совершенно верно! Не просто кадры, а профессорско-преподавательский состав, именно он определяет приведение человека к правде в вузе. ИА Красная Весна: Как в условиях информационной войны с Западом Вы относитесь к традиции современной исторической науки, требующей использования не менее 30% новейших источников? Как это соотносится с привычным подходом поиска первоисточников? Виниченко: Здесь есть и плюсы, и минусы. Дело в том, что 30% новых источников говорит о том, что студент находится в курсе происходящих событий. Ведь наличие этих 30% не говорит о том, что они достоверны. С ними просто нужно работать. Но это неплохой подход. ИА Красная Весна: Как это сочетается с достоверностью информации, предоставляемой в новых статьях и их выводами? М.В. Виниченко: Достоверность информации определяется как самими источниками, так и способами их введения в научный оборот и методикой работы с ними. Поэтому новый или старый источник — это вопрос второго порядка. Источники — это не результат. Источники — это информационное поле, которое используют под определенную идеологическую модель. ИА Красная Весна: В своей статье вы не без удивления отмечаете, что пандемия не повлияла на степень доверия студентов к ИИ. Как, вы предполагали, оно должно было измениться? И как оно должно измениться с СВО? М.В. Виниченко: Здесь вопрос заключается в том, что студенты до конца не понимают, что ИИ из себя представляет. Зачастую они пользуются какими-то программами и прочее, которые противник не использует для нанесения нам ущерба. Возможно, этим объясняется то, что пандемия не повлияла на их отношение. В условиях СВО мы видим сильно активизировавшиеся информационные атаки, которые нам вредят. Источник: rossaprimavera.ru Комментарии: |
||||||