![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Семь бесценных навыков, которые рискует утратить человечество, отказываясь от письма от руки |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-03-29 12:45 ![]() Современная образовательная среда во многих странах демонстрирует устойчивую тенденцию к сокращению или даже полному исключению практики письма от руки из учебных программ. Школы Германии, Финляндии и Соединенных Штатов Америки всё чаще переводят обучение письму в разряд факультативов или вовсе отказываются от него уже в начальных классах. Журналист Анастасия Миронова провела исследование, чтобы разобраться в потенциальных последствиях этой глобальной тенденции для нас и будущих поколений. Какое будущее ждет нас, если ручка и бумага окончательно уступят место клавиатуре и сенсорному экрану? Глобальный отказ от прописей: примеры и тенденции В США, следуя федеральным образовательным нормативам 2010 года, обучение письму зачастую ограничивается детским садом и первым классом (куда дети идут с пяти лет). В результате во многих штатах шестилетние дети уже не практикуют письмо от руки, осваивая алфавит преимущественно с помощью цифровых устройств. Финляндия пошла еще дальше: осенью 2016 года в школы пришли первые ученики, для которых навык письма от руки не является обязательным. Похожая ситуация наблюдается и в Швеции, где активно внедряются технологии, преобразующие печатный текст в имитацию рукописного. Некоторые шведские исследователи полагают, что тонкая моторика маленьких детей лучше приспособлена к нажатию клавиш, чем к выведению букв, поэтому предлагают начинать с клавиатуры, позволяя ребенку видеть результат в виде прописного текста на экране. Великобритания пока сохраняет обучение прописям, но подходит к этому комплексно: первоклассников одновременно учат и письменному, и печатному вариантам букв. После сдачи базового зачета по прописям большинство учеников переходят на использование печатных букв в повседневной практике, что стало нормой для страны. Интересно, что из-за этого текст, написанный от руки человеком, обучавшимся каллиграфии старой школы (например, в СССР), может оказаться не вполне понятным для современного британца. Краткая история чистописания в России: от каллиграфии к скорости В России дискуссии об отказе от каллиграфического письма ведутся не первый год. За последнее столетие стандарты письма в стране претерпевали неоднократные упрощения. Послереволюционная реформа орфографии сопровождалась и изменением прописей, что сделало письмо менее витиеватым и ускорило процесс обучения грамоте. Тем не менее, до середины XX века стандарт предполагал наличие декоративных элементов, а сами прописи разрабатывались с учетом использования перьевой ручки и под контролем нейрофизиологов. В сталинскую эпоху целые научные институты занимались выверкой начертания каждой буквы. Целью было создание такого стандарта письма, при котором мышечное напряжение руки чередовалось бы с расслаблением. Характерные «завитушки» у строчной «д» или заглавной «Г», дополнительные черточки над «Т» служили не только эстетике, но и эргономике: они прерывали безотрывное письмо, позволяя руке отдыхать. Считалось, что при движении пера вниз следует делать нажим, а при движении вверх – ослаблять давление. Такой подход замедлял письмо, но снижал утомляемость. После смерти Сталина произошел переход к упрощенному, безотрывному письму. Это заметно увеличило скорость письма, но одновременно привело к тому, что пишущий стал быстрее уставать и терять концентрацию из-за постоянного напряжения руки. Третья волна упрощения пришлась на 1990-2000-е годы, когда количество уроков чистописания было существенно сокращено. Если в 1950-х каллиграфии учили на протяжении всей начальной школы, то сейчас этому предмету в лучшем случае отводится год, а иногда и всего две четверти. Зачастую, если большинство первоклассников уже умеют писать, учитель минимизирует часы чистописания, так как переучивать сформировавшийся почерк – задача не из легких. Жесткие требования к красоте почерка ушли в прошлое; многие дети пишут печатными или смешанными буквами, а некоторые и вовсе предпочитают делать заметки на планшете во время уроков. Рукописное письмо: уходящее искусство или необходимый навык? Современная школа отводит на освоение базовых навыков письма минимальное время – около полугода. Затем фокус смещается на орфографию, пунктуацию и грамматику. Возникает резонный вопрос: какие уникальные преимущества и знания, недоступные при использовании клавиатуры, дает этот краткий курс чистописания? Если предположения шведских ученых верны, то через полвека человечество может практически полностью отказаться от рукописного письма как средства повседневной коммуникации. В таком будущем те немногие, кто сохранит умение вывести адрес на бумаге, будут восприниматься как своего рода художники-каллиграфы, владеющие редким, завораживающим, но, возможно, уже не слишком практичным искусством. Семь потенциальных последствий отказа от письма от руки для когнитивного развития Отказ от практики письма от руки может иметь далеко идущие последствия для когнитивных способностей как детей, так и взрослых. Рассмотрим семь ключевых навыков, которые находятся под угрозой: Ухудшение навыков чтения и речевого развития. Процесс письма от руки задействует специфические участки коры головного мозга, ответственные не только за мелкую моторику, но и за интерпретацию сенсорной информации и формирование речевых навыков (включая знаменитый центр Брока, отвечающий за распознавание и составление слов). У людей, пренебрегающих рукописным вводом, эти нейронные сети активируются значительно реже. Исследователи из норвежского университета Ставангера обнаружили корреляцию: люди, пишущие быстро и легко, как правило, лучше и быстрее читают. И наоборот, те, кто с трудом выводит буквы, часто испытывают сложности с пониманием прочитанного текста. Это наблюдение подтверждается и жизненным опытом: вспомните людей с «летящим» почерком – им обычно и чтение дается легче. Снижение точности глазомера и пространственного восприятия. Навык письма от руки тесно связан с развитием глазомера – способности точно определять расстояния и пропорции. Неслучайно в культурах Востока, например, в Китае и Японии, где каллиграфия ценится очень высоко, лучших лучников часто выбирали среди мастеров каллиграфии. Плохо развитый глазомер, в свою очередь, затрудняет формирование аккуратного почерка. Затрудненное распознавание рукописного текста. Человек, который сам не практикует письмо от руки, со временем теряет способность легко и быстро разбирать чужой почерк. В мире тотальной дигитализации это может показаться некритичным. Однако проблема глубже: отказ от письма – это отказ от сложной умственной деятельности. Исследования с использованием МРТ, УЗИ и ЭЭГ показывают, что чтение рукописного текста активирует значительно больше областей мозга, чем чтение печатного, требуя более сложной когнитивной обработки. Снижение уровня грамотности. Повсеместное использование гаджетов с функцией автокоррекции и проверки орфографии создает иллюзию ненужности глубоких знаний грамматики, орфографии и пунктуации. Человек, не пишущий от руки, реже сталкивается с необходимостью самостоятельно вспоминать правила, что может привести к снижению общего уровня грамотности. Аргументы о том, что грамотность в XXI веке не так важна, можно сравнить с сомнениями в пользе изучения литературы или астрономии в университете. Ценность представляет не только само знание, но и сам процесс обучения, который тренирует интеллект и развивает мышление. Обучение – это, по сути, единственный гарантированный способ стать умнее. Ухудшение способности формулировать мысли. Письмо от руки требует предварительного обдумывания и структурирования фразы еще до того, как ручка коснется бумаги. Это акт высшего абстрактного мышления. При наборе текста на клавиатуре такой необходимости часто нет – любую часть фразы можно легко удалить, переписать, поменять местами. Человек, регулярно пишущий от руки (например, конспектирующий лекции), постоянно тренирует свое абстрактное мышление, поддерживая его в тонусе. Обеднение воображения и визуализации. Исследования показывают, что люди, записывающие информацию от руки, лучше представляют себе описываемые события или объекты. Эксперименты с использованием томографа во время прослушивания лекций показали: студенты, конспектировавшие на бумаге лекцию о поэтах Серебряного века, формировали более яркие и детальные мысленные образы (например, членов группы «Бубновый валет» или персонажей Есенина), чем те, кто набирал текст на ноутбуке. Снижение эффективности обучения и запоминания. Многочисленные исследования, включая работы американских психологов Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера, подтверждают: материал, законспектированный от руки, усваивается и запоминается лучше, чем набранный на клавиатуре. Причина в том, что рукописное конспектирование заставляет мозг активно работать: мы не просто фиксируем слова лектора, а почти мгновенно перефразируем, выделяем главное, структурируем информацию. Студенты, печатающие конспект, склонны записывать лекцию почти дословно, что требует меньшей когнитивной обработки в моменте. Те, кто учился 15-20 лет назад, помнят: хорошо сделанный рукописный конспект часто позволял усвоить материал уже в процессе его создания, без многократного перечитывания. Современным студентам, полагающимся на цифровые записи, зачастую приходится перечитывать их несколько раз для подготовки к экзаменам. Существует распространенное мнение, что прогресс человечества всегда ведет к улучшению, и каждая новая технология или утраченный старый навык в конечном счете служит благу. Однако в случае с отказом от письма от руки это правило может дать сбой. Часы, сэкономленные на уроках чистописания в начальной школе, вряд ли будут достаточны для приобретения других, столь же фундаментальных и комплексных навыков. В то же время, потеря практики письма от руки может лишить нас мощного инструмента для когнитивного развития, нейронной тренировки и глубокого усвоения информации. Возможно, будущее – не в полном отказе от старого в пользу нового, а в разумном балансе, позволяющем использовать преимущества цифровых технологий, не теряя при этом бесценных навыков, отточенных тысячелетиями эволюции письма. Источник: vk.com Комментарии: |
||||||