![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Пошлость относят к непереводимым словам русского языка |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-03-07 14:41 ![]() Пошлость относят к непереводимым словам русского языка. Возможно, потому, что уточнение его смысла требует тонкой нюансировки в зависимости от контекста. Одно из самых удачных приближений к значению «пошлости» — сравнение с безвкусицей. И пошлость, и безвкусица проявляются и в этическом, и в эстетическом плане. Однако есть между ними существенное различие, которое и заставляет говорить о пошлости как социальном зле. Пошлость не является проявлением отсутствия конкретных социальных навыков, пробелов в образовании и воспитании. Она проявляет в человеке базовую жизненную программу, суть которой в неспособности воспринимать сложность жизни и в пренебрежении конструктивным усилием. Нежелание отвлекаться на нюансы, вдумываться в контекст, искать верную меру, автоматические реакции формируют привычку к отождествлению узнаваемого, легко воспроизводимого, вторичного с «правильным» и «прекрасным». В итоге человек деградирует интеллектуально. Пошлость, таким образом, затрагивает две ценностные сферы — духовную и познавательную. Развитие человечества, если вдуматься, представляет собой постоянное, упорное, духовно трудоемкое уточнение культурных принципов применительно к непрерывно меняющимся условиям практических действий. Ситуация порождения новых смыслов требует мужества — мужества признать бесплодность имеющихся решений, недейственность законов, устаревание правил и норм. Все это указывает на столкновение с еще культурно не освоенным опытом. Только из такой ситуации мы можем двигаться дальше — поворачивать колесо истории, идти по пути социального творчества. Не все идеи местами одиозного мыслителя Ницше следует понимать как инструкцию к действию. Вместе с тем образ сверхчеловека, возникший в его текстах как итог разочарованности в современной ему эпохе, включает в себя несокрушимую волю и беспощадную требовательность к себе. Только таким мог быть творец «новых ценностей» в условиях нигилизма, охватившего Европу, как виделось базельскому профессору. Время, когда Ницше оттачивал свои основные идеи, называют «концом века», что означает не столько историческую веху, сколько культурологическое явление. «Конец века» — сумеречное, переходное время, его отличает существенная культурная перестройка. Изнутри оно видится как период упадка. Сопоставление двух «концов века» напрашивается само собой. И если из сегодняшнего «пограничья» мы сфокусируемся на ницшеанской идее сверхчеловека, несложно заметить — идеал жизни, направляемой сверхусилием во имя отвлеченного идеала, на пределе жизненных сил, сошел с исторической арены. Современный человек одержим легким успехом. В наши дни нет ничего более непопулярного, чем идеал упорного труда без гарантий, то есть служения. Этот мировоззренческий сдвиг был исчерпывающе осмыслен Хосе Ортегой-и-Гассетом в его знаменитом «Восстании масс». Улучшение условий жизни огромных масс при демократии приводит к тому, что массовый человек начинает утверждать свое право на посредственность, следствием чего и становится общество потребления. Модус «иметь», пользуясь выражением Эриха Фромма, превращается в единственную доступную субъекту реальность в условиях суперкапитализма: производители активно приучают развращенное человечество к примитивному самоутверждению за счет обладания материальными вещами. Идеологию общества потребления, конечно, нельзя назвать нигилизмом. Его члены свято верят в то, что «бабло победит зло». Популярная «позитивная психология», одно из самых деструктивных порождений современности, настраивает личность на поверхностное скольжение по жизни. Критический настрой становится чем-то неприличным, критическое мышление — ненужным. Человек с притупленным критическим мышлением, а значит, и спящей совестью, становится легкой добычей манипуляторов сознанием. И вот уже продавцы легкого счастья в интернете внушают ему, что ничего более страшного с ним не может случиться, чем неравноценный обмен, «эмоциональная зависимость», «негативные эмоции». Между тем механизмы психики возникли как сложный продукт эволюции, и переживание боли, страха, сострадания, отчаяния, стресса занимает важное место в становлении человеческой личности. «Кто страданья не знает — тот не знает любви». Иными словами, не испытав негативных эмоций, личность не познает границы своего духовного универсума. Удовольствие, безусловно, связано с инстинктом жизни, однако главный признак живого — развитие. Оно невозможно без усилий, а любое усилие сопровождается если не болью, то состоянием некомфортным. Способность испытывать боль защищает живой организм от гибели, сигнализируя об опасности. В этом смысле способность испытывать боль — признак живого. Для культуры середины XIX — начала XX века крайне актуальной была тема зловещей куклы, «живого» автомата, которому проигрывает настоящий человек в силу своей эмоциональности и, как следствие, уязвимости. Во второй половине XX века зомби переселяются в фильмы ужасов, но мало кто задумывается, что их уже ничего не отделяет от социальной реальности. Современный зомби — это обыватель, настроенный на поддержание комфорта и стабильное потребление. Показательно, как мало в публичном поле критической рефлексии по поводу распространения искусственного интеллекта. Безусловно, мы можем видеть в нем новую ступень развития разума, с ним предстоит конкурировать. Этот факт требует говорить о двух возможных последствиях. Можно предположить, что ценность творческого интеллекта в обозримом будущем ожидаемо вырастет. Все, что на данном этапе производят нейросети в художественной сфере, — ярчайшая иллюстрация пошлости. Главная черта его продуктов — бесконечная тиражируемость. На фоне бесконечно повторяемых форм оригинальность как социальная ценность лишь ярче высвечивается там, где еще сохранена способность ее создавать и ценить. Однако эту возможность не стоит переоценивать. Стремительное развитие информационных технологий в ХХ веке не привело к ощутимому скачку художественной культуры в передовых странах мира, где целью жизни является повышение ее «качества». То же самое можно сказать о России. Распространение интернет-технологий, казалось бы, позволяет уравнять всех в доступе к информации и публичности. Однако реальное положение дел выглядит иначе. Оригинальные образцы обречены тонуть в океане информационного мусора. Их потребители — уже культурно сформировавшиеся субъекты. Для аудитории менее утонченной их не существует. Круг замыкается. Ближайшие поколения потребителей информации, по всей видимости, будут расти на образцах, поставляемых в достатке нейросетями. Художественная ценность их на данном этапе сопоставима с фольклором. Не будем обесценивать произведения народного творчества, но речь идет однозначно о крайне низкой степени оригинальности. Второе из прогнозируемых последствий роботизации — окончательная смерть чувства. О «тепловой смерти чувства» Конрад Лоренц пишет в своей книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» уже в 1973 году. Действительно, современный человек не хочет страдать, не любит любить, боится бояться. Страсть для него имеет негативную коннотацию. Эмоции мешают ему быть рациональным и прагматичным. Между тем одни из самых продуктивных человеческих переживаний — это метафизический ужас и экзистенциальный страх. Последний открывается человеку как переживание в ситуации абсолютного, экзистенциального одиночества. Перед лицом смерти, в ситуациях духовного риска, связанного с выбором без гарантий. В таких условиях устойчивый субъект разрушается, чтобы произошла перестройка личности. В своем эссе «Мужество быть» Пауль Тиллих раскрывает ценность переживания чувства тревоги и поиска духовной свободы. По сути, речь идет о ситуациях, в которых человеку не может помочь весь накопленный им личный и социальный опыт. Человек стоит сир и наг на краю духовной бездны, но именно погружаясь в трансформирующий опыт, он получает уникальный шанс приблизиться к источнику своего бытия. Для религиозного мыслителя Тиллиха — это Бог. Предельные эмоциональные переживания — горя, отчаяния, тревоги — для личности являются одновременно и маленькой эмоциональной смертью, и возможностью совершить спасительный рывок к новому смыслу жизни. Человек получает шанс осуществить творческое усилие и вырасти над собой. Казалось бы, это старая истина: без личного кризиса, без эмоциональной нагрузки невозможно оригинальное творчество. Ведь в основе его лежит уникальный экзистенциальный опыт. Однако наблюдаемая социальная реальность и информационный фон говорят об ином. Культура героического прометеевского сверхусилия осталась в прошлом. Тянуться к большему, чем ты есть, немодно. Ценность подобного усилия может быть открыта исключительно в обществе, основанном на иерархии культурно ценного. Этот социальный фундамент, по сути, смыло потоком времени. В ХХ веке философы-экзистенциалисты ввели в обиход понятие трансценденции, подразумевая под ней способность личности прорываться к метафизическому опыту как к чему-то более значимому, чем физическое, наличное существование. Сегодня индивид en masse не усматривает ничего более значимого, чем он сам, и переживание, выраженное в великом афоризме Паскаля, сравнившего человека с мыслящим тростником на космическом ветру, ему недоступно. «И я самый умный, и, видимо, самый красивый» — пел иронизирующий Найк Борзов в начале ХХ1 века. Страх и трепет перед бесконечностью как важнейший экзистенциал утрачивается. Зато разрастается, как плесень, неосознаваемый страх перед оригинальностью и сложностью. Прямо пропорционально угасает творческий инстинкт. Не стоит думать, что это искусственное сближение — неспособность мыслить себя перед лицом вечности и неспособность творить. Сопротивление новому предпосылается психологически. Человек склонен воспринимать привычное в качестве безопасного. Тогда как творчество предполагает нарушение сложившегося порядка: столкновение нового со старым неизбежно. История полна примеров, с каким трудом новое прокладывало дорогу к пониманию. Сегодня в репертуаре каждого оперного театра есть «Кармен», но с каким треском провалилась ее премьера! Вместе с тем, когда мы имеем дело с искусством, новый образец не отменяет старый: развитие искусства кумулятивно. В одной исторической ситуации открытием было одно, в другой — другое. Все это остается в сокровищнице культурных ценностей. Таков универсальный принцип развития как для этики, так и для художественного познания. Новый исторический опыт для своего выражения требует создания новой художественной формы, нового нравственного смысла, нового научного открытия. К решению проблем, к которым не подходят старые ключи, говоря проще, необходимо подбирать новые. Но чтобы новое выразить, прежде его еще нужно суметь усмотреть. А это невозможно без мужества видеть противоречие между существующим порядком вещей и возможностью приблизить его к идеальному. Мужество быть — это мужество бесконечно сокращать этот зазор. Елена Янушевская, кандидат философских наук Источник: vk.com Комментарии: |
||||||