![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Мечтают ли талибы о кибербезопасности? |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-03-14 15:26 ![]() Прошло более трех лет с момента установления власти в Афганистане движением «Талибан»* и провозглашения Исламского Эмирата Афганистан (ИЭА). За это время талибы смогли упрочить собственное положение внутри страны, а также добиться «кредита доверия» от части соседей по региону. С другой стороны, когда речь заходит об отдельных направлениях безопасности, положение нового афганского руководства по-прежнему остается неясным. Яркой иллюстрацией тому служит сфера кибербезопасности. Провозглашенный правительством Ашрафа Гани во второй половине 2010-х гг. курс на «переосмысление национальной кибербезопасности» с приходом талибов не был официально свернут, но и не был переориентирован на нужды нового правительства, а также не получил нового «смыслового наполнения». Более того, крупнейшая за историю современного Афганистана (и не только на отрезке существования ИЭА) утечка конфиденциальных данных (порядка 50 ГБ правительственных документов), случившаяся в феврале 2025 г., в очередной раз привлекла внимание к теме устойчивости и защищенности государственных институтов «Талибана», подстегнув академическую дискуссию. При формулировке исследовательского вопроса можно вольно перефразировать заглавие романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах» и оценить, насколько сильно стремление «Нового Афганистана» к повышению общего уровня защищенности в киберпространстве. Тем более, что враждебность внешней цифровой среды по отношению к властям ИЭА не снижается, а проблемы совершенствования системы национальной киберзащиты, отложенные администрацией талибов как «вопросы второго порядка», с течением времени лишь углубляются. Несмотря на возросшее внешнее внимание к цифровому пространству Афганистана, в самом ИЭА «цифровой контур» по-прежнему остается вне поля зрения властей. Талибские функционеры воспринимают недавнюю утечку конфиденциальных документов скорее как исключение из правил, нежели как постоянную угрозу, и пока не нацелены на комплексное решение проблемы. Отсутствие значительного интереса к развитию национальной киберсистемы выражается в том числе в слабой нормотворческой работе по профилю цифровой безопасности и намеренной децентрализации институциональной структуры с «дроблением» полномочий между множеством министерств. Уместно акцентировать, что текущий курс властей ИЭА в цифровом пространстве сводит на нет прежние усилия афганских властей по повышению национального уровня киберготовности и закрепляет за страной звание «глобального аутсайдера». Конечно, нельзя сказать, что киберпространство — это наиболее проблемный сектор современного Афганистана, который требует немедленного вмешательства властей и концентрации в нем всех доступных ресурсов. Даже по прошествии трех лет ИЭА остается неустойчивым и тратит значительную часть сил на купирование внутриполитических угроз. Впрочем, и дальнейшее игнорирование проблем, исходящих из киберпространства, чревато для талибов новыми негативными последствиями. Так, уже в среднесрочной перспективе ИЭА рискует столкнуться с отсутствием собственных кадров в цифровом секторе, разложением институциональной структуры и отсутствием инструментов мониторинга киберугроз, а также оперативного реагирования на них. В таком случае (даже при условии резкой активизации международного сотрудничества и вывода «Нового Афганистана» из технологической изоляции) страна не сможет быстро адаптироваться к новым реалиям цифрового мира и окажется в полной зависимости от внешних партнеров. Прошло более трех лет с момента установления власти в Афганистане движением «Талибан»* и провозглашения Исламского Эмирата Афганистан (ИЭА). За это время талибы смогли упрочить собственное положение внутри страны, а также добиться «кредита доверия» от части соседей по региону. С другой стороны, когда речь заходит об отдельных направлениях безопасности, положение нового афганского руководства по-прежнему остается неясным. Яркой иллюстрацией тому служит сфера кибербезопасности. Провозглашенный правительством Ашрафа Гани во второй половине 2010-х гг. курс на «переосмысление национальной кибербезопасности» с приходом талибов не был официально свернут, но и не был переориентирован на нужды нового правительства, а также не получил нового «смыслового наполнения». Более того, крупнейшая за историю современного Афганистана (и не только на отрезке существования ИЭА) утечка конфиденциальных данных (порядка 50 ГБ правительственных документов), случившаяся в феврале 2025 г., в очередной раз привлекла внимание к теме устойчивости и защищенности государственных институтов «Талибана», подстегнув академическую дискуссию. При формулировке исследовательского вопроса можно вольно перефразировать заглавие романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах» и оценить, насколько сильно стремление «Нового Афганистана» к повышению общего уровня защищенности в киберпространстве. Тем более, что враждебность внешней цифровой среды по отношению к властям ИЭА не снижается, а проблемы совершенствования системы национальной киберзащиты, отложенные администрацией талибов как «вопросы второго порядка», с течением времени лишь углубляются. Методологические основы В основу исследования положена методология Глобального индекса кибербезопасности (Global Cybersecurity Index, GCI), разработанная специалистами Международного союза электросвязи (МСЭ) ООН. Цифровую готовность страны предлагается оценивать по пяти группам критериев: нормативно-правовая система; технический потенциал; организационная структура; меры по развитию национального потенциала; международное сотрудничество. Использование методологии GCI позволит комплексно исследовать текущее состояние национальной киберсистемы Афганистана, а также выявить возможные качественные сдвиги в ее развитии. Кроме того, предполагается уделить внимание состоянию ландшафта киберугроз и его восприятию властями ИЭА как одному из ключевых показателей «цифровой зрелости» руководства страны. «Новый Афганистан»: цифровой профиль Долгое время исследователям не удавалось однозначно оценить состояние системы цифровой безопасности «Нового Афганистана» из-за отсутствия достаточного объема проверяемых данных о состоянии профильных институтов, уровне цифровой грамотности населения, доступности образования в области кибербезопасности и т.д. Хотя афганские специалисты так или иначе принимали участие в разработке рейтингов на протяжении почти всего периода реализации проекта МСЭ [1]. Кроме того, в силу специфики внутриполитической ситуации в Афганистане в период с 2021 г. функционеры «Талибана» долгое время были склонны для демонстрации устойчивости власти завышать собственные успехи. Это касалось не только сферы цифровой безопасности, но и обстановки внутри страны в целом. Так или иначе, к 2024 году исследователи МСЭ смогли составить более комплексное представление о состоянии киберсистемы Афганистана, сделав это уже с поправкой на смену власти стране (см. рис. 1). Согласно последним замерам, совокупный показатель киберготовности Афганистана вырос почти в 3,5 раза (с 5,2 пунктов в 2020 г. до 18,41 пунктов в 2024 г.). Особенно заметным оказался рост по нормативно-правовому и организационному параметрам, хотя ИЭА так и не вышел за пределы категории стран с «зарождающейся» киберсистемой, оставшись по показателям на уровне с ЦАР, Эритреей и Восточным Тимором. Результаты ИЭА выросли пропорционально показателям других государств данной группы. Рис.1. Киберсистема ИЭА (по сост. на конец 2024 г.). Составлено по: GCI 2024. Если же оценивать показатели киберготовности ИЭА не в динамике, а по реальным преобразованиям за период существования «Нового Афганистана» (август 2021 г. – настоящее время), то ни в части нормативно-правовой работы, ни в части развития организационной структуры серьезных шагов предпринято не было. Фактически, наработки в области законотворчества и стратегического планирования в секторе цифровой безопасности перешли талибам «в наследство» от светских властей. Так, принятая в 2014 г. властями Афганистана национальная кибердоктрина не была официально отменена даже после прихода талибов, хотя вопросы переосмысления всех документов стратегического планирования после «американской оккупации» и тотальной переориентации институтов стояли перед новыми управленцами довольно остро. Отсутствие конкурентоспособных предложений привело к тому, что документ был без огласки продлен на неопределенный срок. Разработка новой доктрины, если и ведется, то никак не афишируется. Аналогичная судьба постигла и принятый в 2017 г. «Кодекс киберпреступлений» («Cyber Crime Code») — многосоставный НПА, впервые в истории Афганистана определивший признаки и содержание различных преступлений с использованием ИКТ (кибертерроризм, кибершпионаж и др.), а также устанавливавший и унифицировавший наказание за противоправные деяния. Переосмысление нормативно-правовой базы с учреждением ИЭА поставило под вопрос жизнеспособность Кодекса, однако в условиях отсутствия альтернатив преступления, по всей видимости, расследуются с опорой на прежние наработки. Важный показатель киберготовности национального государства — его технический потенциал, который выражается в первую очередь в наличии специализированных компьютерный групп по реагированию на чрезвычайные ситуации в киберпространстве (Computer Emergency Response Team, CERT). В случае с Афганистаном работа национальной CERT (AFCERT), созданной в 2009 г., оказалась парализована, несмотря на то, что группа продолжает числиться в отчетах ряда мониторинговых агентств как действующая. Правительство ИЭА пока не представило «агентство-правопреемника» AFCERT, хотя его полномочия де-факто были «расписаны» на уровне отдельных департаментов между министерствами телекоммуникаций, информации и культуры, юстиции и МВД [2]. Также часть полномочий, связанных с мониторингом киберугроз в режиме реального времени, отошла национальным спецслужбам. Подобное распределение полномочий можно счесть «шагом назад» в развитии системы национальной кибербезопасности (по крайней мере, в части развития организационной структуры), тем более что сами талибы не выделяют «ведущее» министерство, что вполне может в перспективе вылиться в соперничество Минтелекоммуникаций и силовых структур за право «задавать тон» развитию национального цифрового пространства, особенно в условиях, когда полномочия и обязанности афганских министерств в киберсекторе частично дублируют друг друга. Следует также учитывать, что «Талибан» даже после прихода к власти в Афганистане не распустил свои специализированные структуры, ответственные за цифровую безопасность и смежные вопросы. Они (будучи формально встроенными в институциональную структуру) осуществляют свою деятельность фактически параллельно с публичными институтами [3]. Однако подобное дублирование также не идет на пользу национальной системе кибербезопасности, утяжеляя ее и создавая почву не только для межведомственного, но и для межфракционного соперничества. Серьезное негативное влияние на динамику развития национального кадрового потенциала в Афганистане оказали неоднозначные решения талибов, например, введение гендерного ценза в образовании или попытки запретительными мерами остановить отток научных кадров (в первую очередь, технических) за рубеж. Также произошло общее уменьшение числа сертифицированных площадок по подготовке специалистов в области кибербезопасности. Светский Афганистан эпохи Гани также не мог похвастаться большим количеством доступных площадок для обучения профильных специалистов, но он поддерживал инициативы частных университетов (например, American University of Afghanistan) и ИТ-фирм по созданию образовательных платформ. Кроме того, ранее потребности страны позволяли закрывать различные краткосрочные курсы под эгидой НАТО, ориентированные как на военные, так и гражданские профессии. Заместить ресурсы Альянса талибам пока нечем. «Талибан» и цифровое международное сотрудничество Динамика контактов властей ИЭА и остального мирового сообщества по линии цифровой безопасности оставляет желать лучшего. В этом смысле Афганистан с «нулевыми» показателями является аутсайдером рейтингов МСЭ не только на региональном, но и на глобальном уровнях. Талибы в силу своего нахождения в «черных списках» ООН и большинства передовых кибердержав по-прежнему дистанцированы от коллективной работы на глобальных площадках и не взаимодействуют с союзом электросвязи. Структуры, отвечающие за кибербезопасность в стране, не представлены в рамках глобального Форума групп реагирования на инциденты и обеспечения безопасности (FIRST). Несмотря на желание ИЭА в перспективе присоединиться к ШОС, БРИКС и ЕАЭС в качестве полноправного члена и подключиться к киберпроектам перечисленных организаций, отношения с соседями остаются натянутыми. Хотя КНР, Россия и ряд других стран уже сделали едва превышает 18%), инвестиционная привлекательность страны снизилась еще больше. По оценкам экспертов, текущая активность киберпреступного сообщества в Афганистане характеризуется как низкая (особенно по сравнению с соседними странами), однако причина кроется скорее в слаборазвитой цифровой инфраструктуре, нежели в наличии у властей эффективных методов противодействия. Тем более, что в структуре национального МВД по-прежнему не созданы специализированные агентства, ответственные за борьбу с киберпреступностью. Угроза со стороны радикальных исламистов в киберпространстве сегодня практически не прослеживается, так как сторонники террористических группировок в Афганистане предпочитают использовать цифровые инструменты для вербовочно-пропагандистской деятельности, а также для коммуникации между собой, в то время как силовые акции по-прежнему проводятся традиционными методами. Конечно, радикалы пытаются идти в ногу со временем и внедрять цифровые инструменты в террористическую деятельность — например, через освоение технологий разведки по открытым источникам (OSINT) [4]. Однако пока речь идет скорее о единичных случаях, нежели об устойчивом тренде. По той же причине не выдвинуто на передний план и использование ИКТ-инструментов для ударов по критической информационной инфраструктуре (КИИ). Оппоненты талибского правительства внутри страны не обладают необходимыми компетенциями для проведения ударных акций в киберпространстве и также предпочитают использовать цифровые средства преимущественно для агитации и мобилизации сторонников. С другой стороны, полностью политический компонент киберугрозы с повестки не снят. Кибератаки (как инструмент дискредитации) стали активнее применяться оппонентами ИЭА. В данном случае «противником №1» для талибов является хакерская группировка TalibLeaks. Ею создан одноименный ресурс, который позиционируется как «инструмент разоблачения преступлений» нового афганского правительства. В начале февраля 2025 г. хакеры TalibLeaks спровоцировали крупную утечку конфиденциальных документов из закрытых баз ИЭА. Под атаку попали 21 министерство и ведомство Афганистана, то есть большая часть правительственных институтов, что стало серьезным ударом по имиджу талибов (особенно в части их киберготовности). Слитые документы содержат сенсационную информацию, в том числе имена политических заключенных, а также сведения о запрете на выезд для ряда государственных служащих. И хотя руководство «Талибана» поспешило опровергнуть ряд заявлений хакеров [5], инцидент продемонстрировал высокую уязвимость афганских цифровых ресурсов перед внешним воздействием. В частности, отсутствие единого стандарта кибербезопасности (усугубленного наличием разных подходов к киберзащите на уровне отдельных фракций «Талибана»), слабые меры аутентификации государственных баз данных и общую неадаптированность цифровой системы ИЭА к угрозам извне. Заключение Несмотря на возросшее внешнее внимание к цифровому пространству Афганистана, в самом ИЭА «цифровой контур» по-прежнему остается вне поля зрения властей. Талибские функционеры воспринимают недавнюю утечку конфиденциальных документов скорее как исключение из правил, нежели как постоянную угрозу, и пока не нацелены на комплексное решение проблемы. Отсутствие значительного интереса к развитию национальной киберсистемы выражается в том числе в слабой нормотворческой работе по профилю цифровой безопасности и намеренной децентрализации институциональной структуры с «дроблением» полномочий между множеством министерств. Уместно акцентировать, что текущий курс властей ИЭА в цифровом пространстве сводит на нет прежние усилия афганских властей по повышению национального уровня киберготовности и закрепляет за страной звание «глобального аутсайдера». Конечно, нельзя сказать, что киберпространство — это наиболее проблемный сектор современного Афганистана, который требует немедленного вмешательства властей и концентрации в нем всех доступных ресурсов. Даже по прошествии трех лет ИЭА остается неустойчивым и тратит значительную часть сил на купирование внутриполитических угроз. Впрочем, и дальнейшее игнорирование проблем, исходящих из киберпространства, чревато для талибов новыми негативными последствиями. Так, уже в среднесрочной перспективе ИЭА рискует столкнуться с отсутствием собственных кадров в цифровом секторе, разложением институциональной структуры и отсутствием инструментов мониторинга киберугроз, а также оперативного реагирования на них. В таком случае (даже при условии резкой активизации международного сотрудничества и вывода «Нового Афганистана» из технологической изоляции) страна не сможет быстро адаптироваться к новым реалиям цифрового мира и окажется в полной зависимости от внешних партнеров. *Движение «Талибан» признано террористической организацией и запрещено в России. Примечание
Источник: russiancouncil.ru Комментарии: |
||||||