Когда знание проходит через тело: о существенной разнице между "Знанием" и "Пониманием"

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-03-06 16:09

Работа разума

У Цзихуа к.м.н.

В основной области когнитивной деятельности человека всегда существуют две взаимосвязанные концепции: знание и понимание.Люди обычно смешивают эти два понятия, но игнорируют стоящие за ними совершенно разные когнитивные схемы.Знание этапов вывода определенной математической формулы и понимание того, как эта формула объясняет законы Вселенной, - это две когнитивные формы разных измерений.Это различие существует не только на когнитивном уровне, но и пронизывает каждую клеточку человеческого существа, уживающегося с миром.

1. Сохранение знаний и интернализация познания

"Знание" подобно прокладыванию информационной дорожки на поверхности сознания, и знание скользит по установленному пути, не оставляя следов.Когда студенты механически повторяют исторические эпохи, эти цифры запечатлеваются в памяти подобно перелетным птицам, не оставляя следа весной и осенью.Характеристика этого вида поверхностного познания заключается в его необусловленности, и знание всегда существует как объект, внешний по отношению к субъекту.Нейробиологические исследования показали, что простая деятельность по запоминанию в основном активизирует гиппокамп, в то время как для глубокого понимания требуется совместная работа префронтальной коры и лимбической системы.

Понимание - это процесс, посредством которого знание преодолевает когнитивный барьер.Точно так же, как когда программисты понимают логику, лежащую в основе кода, эти символы больше не являются холодными строками, а текучими носителями мысли.Суть когнитивной интернализации заключается в реконструкции структуры знаний, и новая информация соединяется подобно химической связи с существующей когнитивной сетью.Этот процесс часто сопровождается "моментом прозрения". Когда дискретные точки знания внезапно формируют топологическую структуру, когнитивный субъект завершает трансформацию из стороннего наблюдателя в участника.

Различие между закреплением знаний и когнитивной интернализацией особенно важно при овладении языком.Повторение пяти тысяч слов может позволить учащимся "знать" определенный язык, но только когда эти слова автоматически объединяются в подсознательном носителе выражения мысли, они могут по-настоящему понять язык.

2. Когнитивная революция в присутствии тела

Традиционная когнитивная наука рассматривает мышление как тайную деятельность в полости черепа, но теория воплощенного познания раскрывает революционную роль тела.Знание сути езды на велосипеде - это не математическая формула, а динамический баланс между телом и механическими устройствами.Каждая клетка участвует в этой когнитивной практике, и процесс формирования мышечной памяти на самом деле является материализацией мудрости организма.

Уникальность тела как когнитивного средства ярко проявляется в мастерстве мастеров.Пальцы мастеров суши способны улавливать едва уловимые различия в текстуре рыбы, и этот тактильный интеллект превосходит точность измерения любым прибором.Когда знание преобразуется в воплощенный интеллект посредством физической практики, познание прорывается через оковы символической системы и вступает в "живое существование" в феноменологическом смысле.

Эта когнитивная революция в присутствии тела изменила парадигму обучения.Медицинские школы больше не довольствуются тем, что студенты "знают" анатомические карты, но благодаря анатомической практике знания проникают в нервные окончания оператора.Тактильная обратная связь скальпеля, рассекающего ткань, преобразует плоскостное познание в трехмерное. Это узел качественных изменений, где "знание" превосходит "познавание".

3. Эффект бабочки когнитивного перехода

Когнитивный переход от знания к познанию вызвал несколько парадигмальных революций в процессе развития человеческой цивилизации.Коперник "понял", что когда земля обращается вокруг Солнца, он не только исправил астрономические данные, но и реконструировал всю когнитивную структуру Вселенной.Такого рода прорыв на когнитивном уровне часто начинается с сомнения и реконструкции существующих знаний, точно так же, как квантовые физики должны "забыть" интуиции классической физики, чтобы войти в микроскопический мир.

Прорывы на всех когнитивных уровнях требуют смены парадигмы мышления.Когда Эйнштейн создавал теорию относительности, он фактически перестраивал систему координат пространственно-временного познания.Такого рода прорыв в познании часто сопровождается деконструкцией и реорганизацией исходной системы знаний, созданием нового мира на руинах познания, подобного Фениксу Нирване.Исследования нейропластичности показали, что глубокая когнитивная реконструкция может вызвать существенные изменения в синапсах мозга.

Переход на когнитивном уровне обладает диффузностью в стиле эффекта бабочки.Когнитивные прорывы в определенной области часто приводят к парадигмальным инновациям в смежных областях, точно так же, как прорывы в топологии способствовали революции в материаловедении.Такого рода когнитивный волновой эффект делает истинное "понимание" основной движущей силой развития цивилизации.

В то время, когда искусственный интеллект все больше приближается к границам человеческого познания, граница между знанием и познающим все больше подчеркивает его гуманистическую ценность.Когда машина может хранить все человеческие знания, способность проникать в тело и реконструировать когнитивные способности по-прежнему остается самой ценной когнитивной характеристикой живого организма.Этот вид когнитивной алхимии связан не только с эффективностью преобразования знаний, но и с последней крепостью человечества для поддержания субъективности в эпоху разума.Возможно, истинная мудрость скрыта в обжигающих следах, оставляемых знанием, когда оно проходит через тело.


Источник: vk.com

Комментарии: